Прочитала вот эту статью Эми Чуа (
http://ibigdan.livejournal.com/7925923.html) и ответный пост (
http://azbukivedi.livejournal.com/243235.html).
Было очень неприятно читать о том, как эта самая Эми учила свою маленькую дочь играть сложное произведение на пианино:
У Лулу это не получалось. Мы работали над этим без остановок в течение недели, тренируя каждую руку отдельно, снова и снова. Но всякий раз, когда мы пытались играть в две руки, одна сбивалась в ритм другой, и все разваливалось. Наконец, за день до урока музыки, Лулу раздраженно заявила, что ей надоела и она сваливает.
- Вернись к фортепиано, - приказала я.
- Ты не можешь меня заставить.
- Разумеется, могу.
Вернувшись за фортепиано, Лулу решила мне отомстить. Она била-колотила по клавишам, схватила партитуру и порвала ее в клочья. Я склеила порванное и закатала в пластик, чтобы ее нельзя было больше уничтожить. Затем я отнесла кукольный домик Лулу в машину и сказала ей, что буду жертвовать его Армии спасения по частям, если она не научится идеально играть «Маленького беленького ослика» к завтрашнему дню. Тогда Лулу ответила: «Я думала, что ты собираешься в Армию спасения, почему ты еще здесь?». Я угрожала оставить ее без обеда, без ужина, без подарков на Рождество и Хануку, а также на день рождения в течение ближайших в течение двух, трех, четырех лет. Когда она продолжала играть неправильно, я сказала ей, что она нарочно доводит себя до исступления, так как тайно боится, что у нее не получится. Я потребовала от нее, чтобы она перестала лениться, трусить, потворствовать собственным слабостям и жалеть себя.
Джед меня отозвал в сторону. Он сказал, чтобы я перестала оскорблять Лулу (чего я не делала, я просто ее мотивировала) и что он не думает, что угрозы пойдут Лулу на пользу. Кроме того, сказал он, может быть, Лулу действительно просто не в состоянии освоить технику игры, может быть, у нее плохо с координацией - думала ли я об этом?
- Ты просто не веришь в нее, - обвинила его я.
- Это смешно, - с презрением сказал Джед. - Конечно, верю.
- София играла эту вещь в ее возрасте.
- Но Лулу и София - разные люди, - указал Джед.
- О, нет, только не это, - я закатила глаза. - Каждый человек необычен своим необычным образом, - спародировала я, - Даже у проигравших есть свой собственный путь. Ну, не волнуйтесь, вам не нужно будет и пальцем пошевелить. Я собираюсь заниматься этим столько, сколько потребуется, и я рада быть тем родителем, которого ненавидят. А ты можешь быть тем, кого они обожают, потому что ты печешь им блинчики и берешь их на стадион, когда играют Yankees.
Я засучила рукава и вернулась к Лулу. Я использовала все возможное оружие и любую тактику, которую смогла придумать. Мы работали от обеда до ночи, и я не позволяла Лулу вставать из-за пианино, даже чтобы попить воды или сходить в туалет. Дом стал зоной военных действий, и я сорвала голос, но прогресса все не было, и даже у меня появились сомнения."
Да, потом девочка все-таки смогла сыграть то, что требовалось. И впоследствии выступала в Карнеги Холле (или это другая ее дочка?). Ну и что с этого? Какой ценой это было достигнуто? Как можно так издеваться над ребенком?
Я не знала о китайской системе воспитания, но не зря любое выступление китайских спортсменов или балерин мысленно сопровождается у меня анекдотом про летающих крокодильчиков в цирке ("Эх, мужик, знал бы ты, как нас тут п-дят").
Мы сейчас живем в районе, который в шутку называется Asianhead (на самом деле - Avonhead). И в школу Майя пойдет вместе с большим количеством китайских и прочих азиатских одноклассников, так что борьба за успеваемость будет еще та. Надо настроиться и не переживать по этому поводу.
Я считаю, что все дети - разные, поэтому и подход к ним не должен быть стандартным. И как в младенчестве одни малыши любят все делать "по часам" (рутина), а другие - как придется, так и по мере взросления кому-то нужна дисциплина, а кому-то - свобода личности.
Я вспоминаю себя и свою маму - меня заставляли учиться отлично (а один раз мама отпустила контроль, и я скатилась на тройки, что было нереально плохо для моего абитура - дело было уже в немецкой гимназии, и я в итоге не поступила туда, куда хотела больше всего). В универе (НЗ) я уже сама заставляла себя учиться на А+ (не всегда удавалось, но стремление было), и 4 года у меня не было ни праздников, ни выходных, ни вечеринок.
Я же продолжаю считать, что для Майи главное - знания, а оценки хорошие нужно получать только тогда, когда они реально на что-то влияют (как в моем случае с абитуром). Проблема состоит в том, что Майке нужна именно "рутина" и (кажется) стояние над душой.