Этот материал я делала с огромным удовольствием. "Спокойной ночи, малыши!" я помню с детства. Тогда, в середине 70х, это была одна из немногих возможностей увидеть мультфильм. А потом - спааааать. Мне всегда нравился Степашка - я очень хотела себе такую игрушку. Но - к делу!
26 ноября 1963 года начались разработки первых выпусков передачи «Спокойной ночи, малыши!». Идея её создания появилась у главного редактора программ для детей и юношества Валентины Фёдоровой после посещения ГДР, где она увидела мультфильм о Песочном человечке. Накануне юбилея о своей работе в передаче «Спокойной ночи малыши!» рассказали три исполнительницы главных ролей - Степашки, Хрюши и Каркуши.
Степашка звонил знакомым по телефону
Более 40 лет подряд Наталья Голубенцева - бессменный Степашка. Ей за семьдесят, а голос всё такой же звонкий, молодой, как у с детства знакомого нам всем зайчонка. В удостоверение заслуженной артистки она вклеила своё фото со Степашкой - настолько за эти годы сжилась со своим персонажем.
Я училась в эстрадно-цирковом училище. Шёл 1966 год, я перешла на 2-й курс, и однажды меня пригласили в «Спокойной ночи малыши!», - вспоминает актриса. - Мультфильмы тогда в передаче не показывали, и моя роль заключалась в том, чтобы сидеть в кадре и рассказывать сказки. Под мой «рассказ» показывали либо картинки, либо сценки с куклами Театра Образцова.
Когда начали показывать мультфильмы, программа постепенно приобрела новый формат - с диктором телевидения и с куклами. Первыми стали Филя, которого играл замечательный актёр Гриша Толчинский, и мальчик Ерошка, которого отдали мне. Ерошку, правда, скоро «уволили» - ведь он был мальчишкой, которому надо было расти и идти в школу…
Кого я только не играла в тот период! И щеночка, которого воспитывал Филя, потом - Слонёнка, Крокодилёнка. И вот однажды, в 1972 году, режиссёр принёс Степашку, с которым мы работаем по сей день…
Помню, одно время знакомые или коллеги обращались ко мне с необычной просьбой: просили, чтобы я позвонила их отпрыскам, которые, например, не ложились вовремя спать или не шли чистить зубы, и поговорила с ними… как Степашка. Мой звонок всегда оказывался очень эффективным.
Каркушу полюбила не сразу
Актриса Галина Марченко, как и Наталья Голубенцева, работает в программе практически с самого начала. Но её дуэт с Каркушей сложился не сразу.
Начинала я с Хрюши, - рассказывает Галина Марченко. - Наталья Державина, исполнительница этой роли и мой хороший друг, часто уезжала на гастроли с Театром Образцова, а я её заменяла. А потом, когда 15 лет назад умерла Гертруда Суфимова, мне отдали Каркушу. И если Хрюшу я обожала, то с Каркушей отношения у нас поначалу не складывались: я просто не знала, с какой стороны подойти к роли.
Однажды меня попросили провести встречу с детьми, которые отправились в круиз по Волге. Я часто работала на культурных программах с детьми и всегда спрашивала, кто у них любимый персонаж в «Спокойной ночи, малыши!». В основном все, конечно, любили Хрюшу, кто-то - Степашку. И вот поднимаются мальчишки лет двенадцати: «А у нас Каркуша любимая!» Я очень удивилась. «Ну что вы в ней нашли? - говорю. - Она же такая капризулька и кривляка!» А мальчишки мне говорят: «Ничего вы не понимаете: у Каркуши есть индивидуальность, с такими девочками интереснее всего». Так меня это поразило, что я полюбила её.
Он лежал в углу такой трогательный
Оксана Чабанюк - одна из самых молодых участниц передачи. Летом 2002 года она, актриса Театра Образцова, услышала объявление о кастинге: искали новую исполнительницу на роль Хрюши. Оксана пошла не задумываясь, и это неудивительно. По её собственному признанию, в Хрюшу она была влюблена с детства.
Наша первая встреча с ним была очень романтичной, - рассказывает Оксана. - Я пришла на студию «Останкино» и увидела: он лежал в углу такой трогательный, герой моего детства. Должно быть, моё отношение к Хрюше сыграло свою роль, и меня выбрали. Мне было очень сложно. В студии - несколько объектов, требующих постоянного внимания, - монитор, партнёр, ведущая, моя кукла плюс кукла-партнёр. Нет времени для разбега. Текст принесли - и вперёд: берём, проговариваем, снимаем. Потом привыкла. У нас стандарт: снимаем четыре передачи за рабочую смену. Смена - восемь-девять часов, то есть по два часа на один выпуск…
Моя мама хотела, чтобы я была похожей на Степашку, наверное, как и все мамы того времени. Мамы уже давно нет; она почти не застала мою работу в программе. А папа, слава богу, жив и здоров. И я знаю, что он гордо ходит по родной Одессе, а когда заходит в продовольственный или непродовольственный магазин, то, если разговорится с продавцом, говорит: «А я папа Хрюши!»
Елена ХАРО (с) Звездный бульвар, № 44
Poll сп ночи