У деревни Вятское - долгая история. Впервые она упоминается в летописях 16 века - тогда деревней владела Анна Денисовна Короткова. Во время революции храм, построенный ею и ее сыном, взорвали. А потом нависла угроза и над самой деревней - осенью 41-го ее оккупировали немцы. Для некоторых жителей деревни немецкая оккупация - часть детских воспоминаний.
- Немцы простояли тут около полутора лет, а потом спешно отступали, - рассказывает Александр Павлов, бывший глава гагаринского района и хранитель истории этих мест. - Соседние деревни пожгли, а несколько, включая Вятское, уцелели. Говорят, полицаи тут жили, и это спасло деревни от уничтожения.
Дорога до деревни Вятское производит на удивление благополучное впечатление. Как выяснилось, не случайно.
Неподалеку - богатое охотничье хозяйство, владельцы помогают деревне, как могут. И дорогу сделали, и на газофикацию домов около миллиона пожертвовали. В день, когда мы приехали, в деревне был праздник - открытие храма - часовни святой мученицы Валентины. Средства на строительство храма выделил руководитель все того же хозяйства - Алексей Фоменко. Для деревенских появление храма - праздник. Народ едет сюда и из соседних деревень - успеть на литургию.
Это дом Марии Васильевны. Она - один из старожилов деревни.
Марии Васильевне было всего два месяца, когда в доме остановились немцы. Поэтому войну помнит с рассказов мамы.
- Отца на войну забрали, двух сестер в Германию угнали, а мамка с нами, пятерыми, осталась. Немцы у нас года полтора жили. Один обо мне заботился, нянчил, на полу спал, да ногой люльку со мной качал. Говорил, что дома у него такая же малышка осталась. А второй злой был, противный. Как-то раз братишка мой - два годика ему было - пить ночью запросился, перебудил всех. Один немец подскочил, раскричался, убить хотел. А тот, что меня качал, заступился. И жив брат остался. А потом прошел слух - партизаны идут. И так все быстро произошло - отступили немцы, наши их дальше погнали…
Марии Васильевне - почти 80. Аккуратная старушка в вязаной белой кофте и цветастом платочке - именно так мы и представляем себе деревенских бабулек. Дом ухоженный, на столе - скатерть, на стенах - детские рисунки, на диване - мягкая кошка. Получая свою посылку, благодарит от всей души и охотно делится рассказами о себе.
- Я почетным работником была, на доске почета моя фотография висела! Доярка я, по 40 коров в день доила. У меня и медали есть, и вообще, хороший я человек!
В глазах появляются искорки - смеется. А на вопрос, чего пожелала бы себе в Новом году, отвечает, не раздумывая.
- Пожить хочу. Сердце пошаливает, спасибо, дочки в больницы возят, подлечивают.
Сергей Федорович и его сестра Екатерина Федоровна живут на окраине деревни. Сергей всю жизнь проработал пастухом. Сейчас старый стал, болеет. Екатерина Федоровна - старше, чем он, она редко встает. Идем в гости.
Красный дом, пристроенная деревянная терраса,
Внутри тепло, пахнет борщом - в субботний день приехала в гости вся семья. Дети и внуки помогают, как могут - в доме есть и телевизор, и холодильник, и современная мебель.
- Федорыч, тут к тебе волонтеры!
- Иду-иду! - Высокий худощавый старик в черном пиджаке и вязанной шапке на голове появляется на пороге, чтобы нас встретить. Он плохо слышит, плохо видит, болят ноги. Вспоминаем войну.
- Тут у нас хорошие немцы стояли. Обозники, из простых, провизию везли. Помню, был тогда маленьким, встану на подоконник и смотрю, как телеги ползут по нашей улице. Они меня шоколадом кормили, а потом доктор сказал, что нельзя - глаза у меня больные были. А вот на другой стороне Минского шоссе уже совсем другое дело было, там зверствовали СС-совцы…
О немцах тут помнят очень разное. Делят на злых и добрых. Добрыми были, как правило, немцы «из простых». Они местных особенно не обижали, даже иногда в чем-то помогали. Но были и другие. Те, то, чуть что, махали оружием, а, уходя, сожгли несколько деревень… Сейчас на месте тех деревень - поля, обрамленные деревьями. И воспоминания…
В деревне Вятское я побывала в рамках
акции «Почта добра». Развозили продукты старикам. Вы тоже можете присоединиться к акции, подробности -
тут.