#Бессмертноеслово. Легендарный Георгий Гречко вспоминает о войне

Apr 11, 2017 18:08



На прошлой неделе ушел из жизни выдающийся человек - космонавт Георгий Гречко. Он прожил невероятную жизнь, и был потрясающим рассказчиком. Мне повезло несколько раз общаться с ним на разные темы. В том числе и о войне. О Георгия Михайловича было, что вспомнить. Мне бы хотелось поделиться его воспоминаниями с читателями Живого Журнала.

О войне вспоминает дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Георгий Гречко

От осколков завешивались одеялом

Войну я встретил на Украине. Мне было десять лет. Слухи о том, что она вот-вот может начаться, витали в воздухе и за неделю до начала военных действий родители меня отправили к сестре отца, в Чернигов. Так я там и попал в оккупацию. Опасность подстерегала повсюду: обстрелы были, бомбежки… Мы выкопали в огороде землянку и туда прятались. Потом началось немецкое наступление, город стали бомбить каждый день, и мы уехали в село Седнев к каким-то дальним родственникам. Больше всего мне запомнилась река с крутым берегом: мы вырыли там маленькую пещерку и там скрывались, завешиваясь от осколков старым одеялом. Нас было трое: я, тетка моя и ее маленький сынишка - грудничок. Мужа ее в самом начале войны призвали в армию, больше от него вестей она так и не получила. Сгинул он на войне.

И однажды на них вышел вражеский «Тигр»…

Человек слаб, а война - такая жестокая и бесчеловечная - сильна. Возможно, поэтому фронтовики так не любят о ней рассказывать. Мой отец прошел всю войну - с первого до последнего дня. Начал в ленинградском ополчении. До этого был младшим научным сотрудником, и, конечно, ни стрелять, ни окапываться, ни ползать по-пластунски не умел. Ему в своем роде повезло: ранило в первом же бою. Это спасло ему жизнь: большинство ополченцев тогда погибло. Но после госпиталя он выучился на артиллериста и снова ушел на фронт.
Война закончилась в мае, а их демобилизовали только осенью. Не передать словами, как мы с мамой радовались, что папа вернется живой в семью! Сколько раз я потом просил его рассказать о том, как он воевал, но он лишь отмахивался. Лишь однажды обмолвился о том, как ехали они как-то раз по горной дороге, машина случайно стукнула танк, и танк улетел в пропасть. В другой раз папа упомянул еще один случай. Он служил в противотанковой артиллерии. Пушечки были у них совсем ерундовые… И вот однажды, прямо на них вышел вражеский «Тигр», и расстрелял все эти пушки. «Мы не то, что этого «Тигра» подбить, но даже дострелять до него не могли», - сказал мне тогда отец. За всю жизнь он рассказал мне лишь два этих эпизода.

Домой…

Летом 44-го мы получили письмо от мамы. Она рассказывала, что немцев прогнали, и предупреждала, что пришлет за мной человека, который заберет меня домой. В ожидании я сходил получить справку о том, что с оккупантами не сотрудничал - даже детям такие справки было необходимо иметь. А потом, не дождавшись, убежал. На поездах добирался два дня и две ночи. Утром был в Ленинграде. Позвонил в дверь, и услышал мамин голос: «Кто там?» «Откройте», - ответил я. В те времена двери открывать кому попало было опасно, но мама все-таки открыла. «Услышала, что голосок детский, и подумала, что если накинется на меня - справлюсь», - объясняла она мне потом. И вот, дверь распахивается, и я как прыгну ей на шею, а она от меня как шарахнется! Позже, когда все радости от встречи улеглись, мама повела меня мыться, и только тогда заметила, что на мне грязная одежда, и вся - без пуговиц. Тогда и пришлось признаться… Осенью я пошел в школу и продолжил учиться. А в один прекрасный день нам объявили, что занятия отменяются. Это был День Победы.

Тут можно подписаться на обновления моего блога:)

А тут - добавить меня в друзья!:)

мои интервью, #Бессмертноеслово

Previous post Next post
Up