Театром я называю место, в котором показаны всякие действия слов, предложений, частей речи или субъектов, как ставятся трагедии и комедии в публичном театре
Роберт Фладд
Оригинал взят у
miss_arbuthnot в
Весь мир - театр (2)Последняя глава "Искусства памяти" Фрэнсис Йейтс посвящена влиянию, какое оказало многовековое искусство на формирование научного метода в XVII столетии. Но по-настоящему венчают книгу две предыдущие главы - о Роберте Фладде и театре "Глобус". Искусство памяти, известное уже до начала нашей эры, соединившееся в эпоху Ренессанса с герметическим учением, стало стимулом, заставившим человеческую душу подняться на невиданный уровень творческого воображения, одним из воплощений которого и стал "Глобус". Вероятно, в отрыве от контекста всей книги сложно понять, насколько структурно красиво завершает монографию исследование о "Глобусе": герметическое учение, провозгласившее нерушимую связь макрокосма и микрокосма, вкупе с искусством памяти дарит миру архитектурное сооружение, которое является квинтэссенцией многовековой работы мысли, которое само является миром.
Невозможно представить себе появление "Глобуса" без всех тех многовековых событий, о которых рассказывает Фрэнсис Йейтс: ей удается показать всю неразрывную цепочку, ведущую от (условно) Древнего Египта к началу семнадцатого столетия, и к совершенно конкретному результату (конечно, одному из). Я попробую составить небольшой конспект по теме,
наиболее интересующей меня в данном случае: реконструкции "Глобуса", которую Ф.Йейтс проводит, ссылаясь на работу Роберта Фладда. К сожалению, не могу использовать другие книги Йейтс по причине их (надеюсь, временной) недоступности, но в качестве первого камня здания (я не знаю, как оно будет выглядеть), этого пока достаточно.
Я не льщу себе надеждой, что кто-то прочитает эти записи, сделанные мной для памяти, и в попытке лучше разобраться в материале, но если такое случится, и у кого-нибудь найдутся исправления, соображения по поставленным мной в конце вопросам или рекомендации по работам, где говорится о Роберте Фладде и "Глобусе", буду крайне признательна, как и за простое внимание к теме.
Роберт Фладд
Роберт Фладд (1574-1637) - магистр медицины, герметический мыслитель, вероятный розенкрейцер, автор многочисленных философских работ, последователь Пико делла Мирандолы и Рейхлина, типичный представитель оккультной традиции Ренессанса. Наиболее полно его философия выражена в работе Utriusque Cosmi Maioris scilicet et Minoris Metaphysica. Physica Atque Technica Historia. (у нас известна как "История двух миров", 1617-1621).
Фладд прожил большую часть жизни в Англии, но публиковал свои многочисленные труды за границей, в Оппенгейме. Посредником между Фладдом и типографией выступал еще один возможный розенкрейцер Михаил Майер - предположение о его посредничестве имеет большую степень вероятности. Книги Фладда, и это важно, часто иллюстрированы сложными, детально проработанными гравюрами.
Понять рассуждения Йейтс о "Глобусе" невозможно, предварительно хотя бы бегло не ознакомившись с системой памяти Фладда. Эту систему можно найти в уже названной "Истории двух миров". В названии этой книги фигурируют "большой" и "малый" миры - это макрокосм (Вселенная) и микрокосм (человек; мир человека). Герметик Фладд уже в названии заявляет о своих взглядах.
К искусству памяти Фладд обращается во втором томе "Истории". Дав несколько обычных определений искусной памяти, Фладд посвящает отдельную главу разъяснению различия, которое он устанавливает между двумя типами искусства памяти: "круглым искусством" и "квадратным искусством". Первое опирается у Фладда на магические или талисманные образы, изображения звезд; изваяния богов, одушевляемых космической энергией; образы добродетелей и пороков. "Квадратное искусство" использует образы телесных вещей, людей, животных, неодушевленных предметов. Эти образы Фладд помещает в строения и комнаты - отсюда "квадратное". Если второе - вполне обычное искусство памяти, как оно в вариациях существовало со времен Симонида, то первое - ближе к магическому искусству Джордано Бруно. Сам Фладд отдает предпочтение "круглому", более сложному искусству памяти, поскольку оно естественно опирается на естественные места и по природе своей приложимо к микрокосму, тогда как "квадратное" искусство задействует искусственно созданные места и образы. [Достаточно темно, на самом деле, поскольку, например, изваяния богов, хоть и идеальных пропорций, - что необходимо для снисхождения космической энергии - тоже остаются искусственными. Хотя, возможно, не в практике мага - LM].
Важно, что Фладд выступает против создания воображаемых мест памяти (традиционно, главные места памяти - здания и строения). Основной трактат по искусству памяти, изучаемый всеми, кто этому искусству был причастен, - трактат Ad Herennium - разрешает использовать воображаемые места, если реальных недостаточно. Но Фладд настаивает, что запоминание воображаемых мест лишь запутывает память. Опираясь на эти рассуждения Фладда, Ф.Йейтс делает разумное предположение о том, что строения, которые Фладд описывает в своей системе, могут быть реальными строениями.
Система памяти Фладда - это соотношение круга и квадрата. Зодиак и сферы планет соотносятся с небесами посредством строений, которые располагаются в зодиаке и, следовательно, наделены астральной силой. Эти строения - Фладд называет их театрами - заключают в себе места и образы памяти (театр Фладда - не наш театр со сценой и зрительным залом, но лишь одна сцена). Наглядно это выглядит так: круг зодиака со знаками зодиака является внешним кругом, в который включены еще семь: круги сфер планет и центральный круг - сфера элементов. В Овне изображены два небольших строения - миниатюрные театры (два - вероятно для дня и для ночи). Йейтс предполагает, что такие театры должны находиться около каждого из знаков зодиака.
Иллюстрация с этой диаграммой небес расположена на одной странице, на следующей же имеется гравюра театра. Диаграмма и гравюра расположены на одном развороте так, что когда книга закрыта, небеса накрывают театр. Рисунок театра Фладд предваряет такими словами: "Театром я называю место, в котором показаны всякие действия слов, предложений, частей речи или субъектов, как ставятся трагедии и комедии в публичном театре". Уподобление Фладда своего театра публичному театру (т.е. такому же театру, как и "Глобус") дает Ф.Йейтс возможность сделать следующее умозаключение: на гравюре может быть изображена реальная сцена публичного театра.
Театр памяти Роберта Фладда
Далее Фладд описывает на словах устройство своего театра памяти, и описание совпадает с гравюрой. Фладд говорит о пяти дверях, играющих роль пяти мест памяти, и связывает их с пятью колоннами различной формы (на рисунке основания колонн обозначены кругами, квадратами и шестиугольником) и цвета (цвет колонны соответствует цвету двери). Расположение этих десяти мест предназначено, разумеется, для запоминания слов и вещей в этой системе памяти: театры заполняются образами, о которых Фладд рассказывает в следующих главах. Также используются за надобностью "дополнительные театры". Вся система работает, будучи сцеплена со звездами: типичное для герметизма соединение классического искусства памяти с магией. Эта сложная система имеет параллели с "печатями" Джордано Бруно.
Однако системы Фладда и Бруно ни в коем случае не одинаковы. Бруно жаждал возвращения чисто "египетской" религии; для него за небесным миром лежало наднебесное Единое, или интеллектуальное Солнце, объект его устремлений. В то время как Фладд, подобно ученым раннего Ренессанса, придерживался христианского видения триединого мира. Там где у Бруно - Единое, у Фладда - ангельские сферы и Троица.
Переходим к "Глобусу". Первый "Глобус", возведенный в 1599-м, для труппы которого Шекспир писал свои пьесы, сгорел в 1613 году. Новый "Глобус" был восстановлен на старом фундаменте в 1614-м. Значительную часть расходов по строительству взял на себя Яков I. Этот театр был разрушен в 1644-м году.
Попытки реконструировать шекспировский "Глобус" предпринимались не один раз. Дело осложняется тем, что наглядные свидетельства, позволившие бы решить эту задачу, чрезвычайно скудны. Все исследователи начинали с изучения наброска интерьера театра "Лебедь" - известного и уникального в своем роде рисунка де Витта. Также использовались строительные контракты по возведению театров "Фортуна" и "Надежда", которые строились на основе опыта "Глобуса" (но не имитировали его). Данные о внешнем виде театра получали из первых карт Лондона, которые нельзя признать удовлетворительными. Таким образом, все попытки реконструкции театра оказывались изначально обречены на веские сомнения и критику.
Театр "Лебедь"
Однако исследования письменных свидетельств, изучения пьес и проч. позволили историкам более-менее точно представить "внутренности" театра. Известно, что задняя стена театра граничила с уборной, где актеры меняли костюмы и хранили реквизит. Стена уборной была разбита на три яруса. На нижнем, уровень которого совпадал со сценой, располагались три двери или проема. На втором ярусе находилась терраса, служившая для изображения штурмов и баталий, скорее всего, она была оснащена зубчатыми башенками. Напомню, об этом упоминается в театральных документах и пьесах. На втором ярусе располагалась комната и окна. Выше существовал третий ярус и комнаты, где располагались механизмы сцены. Сцена несколько возвышалась и выдавалась вперед, в открытое, без крыши, пространство, где стояли зрители с дешевыми билетами. Зрители побогаче размещались в галереях, огибавших все здание по кругу (на рисунке де Витта некоторые детали соответствуют этому описанию). Также была выявлена важная деталь: часть сцены была прикрыта полотном (сверху), которое крепилось к задней стене и поддерживалось двумя колоннами. Полотно выполняло роль небесной декорации и было расписано знаками зодиака в зодиакальном круге.
Йейтс делает заключительно предположение: на гравюре Фладда изображена сцена "Глобуса", восстановленного в 1614-м году, с несколькими поправками, сделанными Фладдом в связи с целью его работы.
Обоснования:
1. Фладд использует в своей работе реальные строения как места памяти.
2. Фладд уподобляет свой театр памяти публичному театру.
3. Что может быть естественнее использования для иллюстрации своих положений самого известного публичного театра того времени.
4. Фладд посвятил первый том "Истории двух миров" королю Якову I - король спонсировал строительство нового "Глобуса" - использование "Глобуса" на гравюре должно привлечь внимание короля ко второму тому (где и помещена иллюстрация).
5. Гравюра Фладда в общем соответствуют внутреннему устройству "Глобуса", изученному историками.
6. Соседняя гравюра зодиакального круга и небесных сфер в книге Фладда, возможно, имеет отношение к устройству реального театра. Не те ли это небеса, которые располагаются на декорационном верхнем полотне "Глобуса"?
Наличие пяти колонн, закрывающих сцену спереди, и стен по бокам сцены, Ф.Йейтс объясняет необходимостью минимального воображаемого переустройства сцены "Глобуса" для работы Фладда, которому нужна была "комната памяти" ("квадратное искусство"). Убирая ненужные элементы, раздвигая стены и добавляя "небеса", Йейтс предлагает такое видение сцены "Глобуса".
Глобус
Последующие словесные объяснения убеждают нас в правильности представленного "проекта". Ф.Йейтс детально описывает каждый фрагмент сцены, находя ему применение в письменных источниках.
Следующий шаг - составление плана всего театра. Если в двух словах, - Йейтс рисует план, опираясь на письменное свидетельство о том, что театр был шестиугольным снаружи и круглым внутри, и настаивает, что вернейший путь построения основного плана театра - это изучение архитектуры Витрувия и символической геометрии Фладда.
Очевидно, что Ф.Йейтс продолжила свои исследования в монографии "Театр мира" и статьях. Вероятно, после ее потрясающего открытия повысился интерес других историков к этой теме. Но мне пока более ничего не известно, а вопросы остаются.
1. "Глобус" был трехъярусным, подобно "Лебедю". У Фладда, однако, нет третьего яруса. Почему? Йейтс уверена, что третий ярус есть, над "небесами", но Фладд его "устранил" за ненадобностью, поскольку театр памяти Фладда - это всего лишь сцена. Но говорит ли об этом сам Фладд? Нет, мы помним, что Фладд уподоблял свой театр публичному театру, а Йейтс делает свое заключение лишь по гравюре (до ее исследования существовало мнение, что Фладд изобразил не сцену, а целый неизвестный театр). Почему Фладд не включил третий ярус "Глобуса", если это очевидным образом увеличивает количество мест памяти (а Фладд предлагал использование "дополнительных театров" в случае необходимости - Йейтс идентифицирует их с передвижными декорациями на сцене), является реальным, а не вымышленным строением, и как нельзя лучше сочетается с фладдовским триединым видением мира? И, если я не путаю, Фладд интересовался механизмами, подобно Джону Ди, а на третьем ярусе, как мы помним, хранились механизмы, управляющие сценой.
2. Если Фладд выступает категорически против вымышленных мест памяти, почему он с легкостью вносит существенные изменения в сцену "Глобуса"? Колонны он только помечает (рисует их основания), но стены прорисовывает детально и раскрашивает их в тон задней, реальной, стене. Йейтс видит в изображениях оснований колонн символическую геометрию, объясняющую общий план театра (шестиугольник, круги, квадраты), но это слишком вольное допущение, и в общем плане она не использует два квадрата, зато добавляет витрувиевские треугольники.
3. Сама Йейтс отмечает, что нельзя исключать "некоторого" германского влияния на гравюру, поскольку выполнена она была в Германии, и нет никаких сведений о том, как технически это было осуществлено. Возможно ли, что (как предполагали другие исследователи) гравюра была выдумана издателем по образцу германских театров, согласовано с описаниями Фладда? Историки архитектуры утверждают, что поясок под эркером на гравюре говорит о германском влиянии. Йейтс отвергает это, обращаясь к английским примерам.