А на другой день мы поехали в Ватикан. Как б в Рим снова но в Ватикан :-)
Удачно, что на нашу группу гид заранее купила билет, иначе пришлось бы отстоять нехилую очередь. А так, мы приблизились к каменной стене, над воротами в которой красовалась надпись "Музеи Ватикана". Внутрь проход не так прост. Наши вещи проезжали через рентген-аппарат, сами мы - через металлоискатель. Самое необычное - нельзя было проносить бутылки с водой (даже пластиковые) - только пустые. Воду можно было потом в них набрать внутри в питьевых фонтанчиках. Хотя эта мера, пусть и кажется странной, вполне логична - мало ли какую химию ты нальешь под видом Спрайта в бутылку, а потом плеснешь на фреску Рафаэля или Микельанжело...
Пройдя досмотр, мы почти сразу вышли в первый внутренний дворик архитектурного комплекса Ватикана. Крошечное государство, население которого всего около 400 человек... А какое влияние на весь мир! Пожалуй, стать жителем и гражданином Ватикана прикольнее, чем стать монегаском (гражданином Монако). Но куда сложнее...
Так вот. Внутренний дворик называется Пьяццо Пинии. Дослоно - Площадь сосновой шишки. Фонтан в виде бронзовой огромной шишки тут стоит, шишка античная. Как многое другое. ее сюда притащили с Марсова поля в времена оные.
А сосна по итал. пиния. Отсюда и Пиноккио - сосновый человечек :)
Из дворика мы двинулись во внутренние галереи. Сначала идеальные геческие статуи, потом римские - не идеальные, а портретные. т.е. такие, каким был человек. Если он был кривой - то и статуя кривая. Зато точно видно, какими были люди. Оттуда множество залов со скульптурами: известными и не очень - начиная с Аполлона Бельведерского и Лаокоона и до совсем безызвестных статуй,статуек и бюстов.
Затем пошли залы, в которых было запрещено фото - залы с великолепными гобеленами ручной работы. Ппц это что-то невероятное. А затем залы с картинами и фресками, в том числе знаменитые Станцы Рафаэля. Эти комнаты (станцы) заказал расписать молодому мастеру папа Юлий II. Он не желал жить в апартаментах папы Александра VI - ненавистного Борджиа. И Рафаэль расписал эти комнаты.
А потом мы вышли к одному из 2 мест, которые нельзя не посетить в Ватикане - к Сикстинской Капелле
(второе место - Собор Св. Петра, разумеется). Комната, расписанная великим Мастером. Заказал роспись потолка Микельанжело папа Юлий II.
Но я не художник, я скульптор! - воскликнул мастер.
Но с папами не спорят. Папе было безразлично. И великий мастер долгих 4 года работал в неудобной позе, расписывая потолок. Потом он сетовал, что в плату получил лишь болезни - так и было. Ему ничего не платили за работу, более того, он и краски сам покупал, совершая это богоугодное дело. А болезни... Встаньте, потянитесь рукой к потолку, задрав голову повыше, и представьте, что вы на потолке что-то пишете. Долго так простоите? Микельанджело так стоял 4 года! Он заработал жуткое искривление и почти лишился зрения, т.к. краска постоянно капала ему на лицо и глаза.
Хоть немного мастер отыгрался, когда через 20 лет ему заказали расписать алтарную стену, где он изобразил "Страшный суд", Микельанджело не только получил плату за труды, но и краска была на сей раз за счет заказчика. а изюм тут вот в чем: в то время краски (их цвет) придавался за счет различных минералов, стертых в порошок. и самая дорогая краска в то время была голубая - из лазурита. Поэтому на потолке голубого почти нет, а вот на "Страшном суде" мастер не поскупился казной Ватикана и щедро все раскрасил голубым :-)
Фотографировать там, конечно же, нельзя. Говорить громко - тоже. Еще меня поразило, войдя в комнату, уставившись на легендарный потолок, у меня в голове мелькнула мысль только на миг - а что на стенах портьерами завесили? Окна или другие росписи?
Потом же, насмотревшись, когда шея порядочно затекла и я вернула голову в нормальное положение, я с удивлением обнаружила, что нету на стенах никаких портьер! Они там нарисованы! Весьма правдоподобно, скажу я вам :-)
В общем, побывала я с той самой комнате. где выбирают папу, но огромное количество народу вокруг не дало мне прочувствовать до конца, понять, насладиться этой комнатой. Уверена, эффект был бы куда более насыщенным, если б никого не было, ну или хотя бы не так много. Но, бесспорно, и с толпой работа мастера впечатляет!
Комнаты после Капеллы, с так называемым "современным искусством" Я прошла просто не глядя - ибо фигня и я была под впечатлением.
Неожиданно мы вышли прямо ко входу в собор Св.Петра. Чтож, покажись мне, главный христианский собор планеты!
Собор не подкачал :-) Внутри он не казался "таким уж прям мега-огромным", но я знала, что по подсчетам ученых весь Нотр-Дам де Пари поместится внутри целиком. Словно в подтверждение моих сомнений. гид рассказала, что статуи внизу и наверху колонн, кажутся одинаковыми, но те, что внизу то-ли 3, то-ли 5 метров (я забыла), а те, что под потолком - высотой 9 метров! А кажутся обычными! Ширина позолоченной полосы, идущей под потолком, где цитируются слова Иисуса, обращенные к Петру ("Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах"), шириной 3 метра. Мне не верилось.
А на полу центрального нефа есть отметки, докуда бы доходил тот или иной известный храм - чтоб показать, что этот - крупнейший.
В центре, под куполом, стоит большой бронзовый балдахин. Бронзу на его изготовление содрали с Пантеона. Народ шутит: "Что не разрушили варвары (барбер по латыни) - то разрушил папа Барберини (по его указу строили балдахин). Этот балдахин находится, как считается, точнехонько над могилой Св. Петра. А вообще, до нынешнего собора, здесь располагался цирк Калигулы и Нерона и языческий некрополь. Затем тут построили базилику Константина. А потом снесли нафиг и построили Собор Св. Петра в нынешнем виде.
За алтарной частью находится так называемая Кафедра Святого Петра - огромный бронзовый стул. Над которым распростер крылья витражный голубь - символ Святого духа. Вроде размах его крыльев несколько метров! То-ли 3, то ли 5, я не помню точно. но много. Кажется, что он гораздо меньше.
В том, что зрение обманывает, я убедилась позже. Пока же нам рассказывали про купол собора, который не просто лежит на 4 опорах-столбах, но и как бы покоится на 4 христианских святынях.Одна из которых - копье Лонгина. Оно же "Копье Судьбы", копье, которым римский сотника (кажется) пронзил распятого Христа, чтоб прекратить его мучения.
Тут у меня в голове случилась страааашная нестыковка! Но о нестыковке и копье Лонгина я напишу отдельный пост. А пока идем дальше. В соборе много алтарей, пределов и прочего великолепия, которые сами по себе были бы произведениями искусства, а уж вместе - незабываемое ощущение!
Там же в соборе, например, сразу справа от входа, знаменитая скульптура Микельанджело - его Пьяца, принесшая ему известность (когда он закончил и выставил статую, народ изумился ее совершенству и давай судачить, кто же автор? Кого только не называли. Тогда Мастер ночью пробрался к своей работе и высек на ленте девы Марии свое имя. Больше сомнений не возникало).
Выйдя из собора, голова кружится от яркого солнечного света, огромного пространства и красоты площади, перед Собором. Впрочем, лично я не оценила. Просто потому, что у меня адски болела голова. Выпила таблетку, запив из очередного фонтанчика в стене, и мы с А. отправились обедать. Пообедали неподалеку обалденную Пасту, лазанью и пивко! Ах, это было прекрасно. Голова перестала болеть, и мы двинулись обратно. У нас была цель - взобраться на Купол Собора! На самую вершину!
Очередь обратно внутрь уже не тянулась через всю площадь, а только на половину. Но двигалась быстро. Мы постояли минут 15-20 максимум. Затем снова металлоискатели и рентген, и вот мы снова внутри Ватикана!
На купол можно подняться 2 способами: подняться на лифте, а оттуда 300 с лишним ступеней пешком (что дороже) или пешком с самого низу - написано "551 ступень" (что дешевле). Не рекомендуется категорически людям со слабым сердцем, дыхалкой, беременным и т.п.
Мы ж русские. Ну вы поняли, мы пошли пешком. И я ни разу не пожалела. Подъем не был утомительным, потому что оказался чертовски интересным! Лестница все сужалась и сужалась, периодически становилась узеньким колодцем с винтовыми ступенями, порой коридор был настолько узок, что приходилось А. идти боком, а однажды он был еще и изрядно под углом! Мы шли, практически полулежа на стене - это нечто невероятное!
В середине подъемы был выход на внутреннюю площадку- под самым куполом внутри, сразу над надписью. Вот тут-то и стало видно, что ее ширина и правда метра три! Обалдеть, как же высоко оказалось сверху, вот тут-то я и убедилась, что Собор огромен.
Затем еще около 300 ступеней и мы на самом верху, свежий воздух ударил неожиданно. закружилась немного голова. Узенький балкончик и обалденный вид на Рим. На площадь... Кажется, что ты на крыше мира. Вероятно, доля истины в этом есть :-) Мы, кстати, считали. у нас получилось меньше, чем 551 ступенька. И мы вроде не ошиблись. Но лестницы столько раз сменяли друг друга, что мы запросто могли что-то не то посчитать.
Вид обалденный. Это просто бесспорно.
Постояли мы там, полюбовались, сфотографировались. Порассуждали, что останется от фотика, если его оттуда уронить (насколько мелкие запчасти), и если оттуда урониться самим :-)
А потом двинулись вниз. Т.к. Ходы крайне узкие, 2 человека в них точно не разминутся, вниз спуск по точно такой же лестнице, как та, по которой мы поднимались. Их, видно, две. Выйдя на площадку, точнее, на крышу Собора (основной части, не под куполом которая). Мы еще немного побродили. Не поверите, там, на крыше Собора, даже сувенирный магазин есть! Я там себе четки не удержалась и купила. Лавка прямо на Крыше Собора святого Петра. Молодцы, церковники, тут нечего сказать даже.
Спустились вниз. Моя голова снова адски болела. тут-то до меня доперло... Собор на месте некрополя, купол - точнехонько над могилой (Петра), огромный аккумулятор. Не знаю, что уж там с энергетикой, но моя голова четко дала мне понять, что это все вряд ли сказки. И желание вернуться сильно поубавилось. В смысле, оно есть, в плане посмотреть, полюбоваться. Но адская головная боль тому цена. Дважды в день я была в Соборе. Дважды чуть не помирала после пребывания там. Как говорится: "Два раза - стОит задуматься о закономерности".
Мы же тем временем неспешно направились в сторону замка Святого Ангела. Который вообще-то ранее был Мавзолеем императора Адриана. Мавзолей позже перестроили в крепость и сделав из него замок. Назвав его замком Ангела. И мост перед ним - также. Красиво, и очень монументально вблизи!
Но, к сожалению, времени зайти внутрь уже не оставалось, и мы вдоль Тибра прогулялись, затем свернули в одну из улочек, и нырнули в метро. Пора было возвращаться в Анцио. Возвращаться к морю. А я думала лишь о том, что еще так много хочу посмотреть в Риме, что сюда надо вернуться, а лучше - не раз. Что я хочу обратно в Рим.
Фотосы.
видите за мной очередь? она еще поворачивает и далеко тянется вдоль стены
на фоне Купола
Площадь Шишки
Фото потолка капеллы и небольшие пояснения (внизу справа поза, в которой коорячился Мастер 4 года, как реставрировали. какая темная была роспись до реставрации, и какие яркие краски открылись реставраторам, когда они за Капеллу взялись.
Статуя Афины
Много статуй
А эти уже Римксие
Я и Аполлон Бельведерский
Венера
Лаокоон. Примечательно, что нашли статую без правой руки. Микельанджело, т.к. был блестящий знаток анатомии, сказал, что по расположению мышц рука должна быть согнута в локте. Ему не поверили, сделали руку прямо. А совсем недавно во время раскопок нашли руку. Мастер был прав. А все копии с Лаокоона, в т.ч в других музеях - с прямой рукой :)
Зал с картами италии. Чудная штука, особенно учесть, когда ее делали. Шедевр своего рода!
Серега отжигает!
Станцы Рафаэля. Изгнание Элиодора. (сори за качество, оч. сложно было фоткать там и неудобно)
Станцы Рафаэля. Диспут (спор о причастии)
ну и самая известная - Афинская Школа. тут и Аристотель и Платон и сам Микельанджело на переднем плане - на лестнице
Станцы Рафаэля. Пожар в Борго
Это для тех, кто "Ангелы и Демоны" смотрел :-)
А это уже внутри Собора Св. Петра
Пьета
Вот шатер - центр собора, четко над могилой Петра
А это Кафедра и тот самый Святой Дух С размахом крыльев в несколько метров. А что, он же Дух, всякое может быть :-)
Швейцарская гвардия! - охрана Папы личная
Кто эти люди! Я в шоке!
Кстати, я за всю свою жизнь не видела столько священников, как за один этот день - столько святых отцов, монашек и прочих - просто ппц.
Везде волчица, даже рядом с Площадью и Собором Св. Петра
обед
И обратно
Крыша Собора
Вот лестниыа. Мало того, что узкая. Это не кадр кривой, а стена...
Вид...
А под этой крышей, такое непримечательное прямоугольное зданийце - это и есть Легендарная Сикстинская капелла. Кстати!
Когда Микельанджело работал уже над "Страшным судом", туда вошел один из кардиналов, впал в шок и нажаловался папе, мол как можно в капелле столько почти голых тел! Папа не повелся, нормальный был. А вот мастер обиделся. И среди грешников, падающих в ад на фреске, изобразил этого кардинала. Тот понял, что его 100% узнают, побежал жаловаться папе на Микельанжело. А папа и впрямь нормальный был, посмеялся и сказал, что: "В моих силах вытащить душу из чистилища, но из ада - увы!" Так кардинал там и остался :-) Респект Мастеру и Папе.
А это на крыше собора, статуи, которые стоят над фасадом.
Вот их размерчик в сравнении
Крыша. Слева на фотке вход в лавку
Один из фонтанов на площади
А это уже мост Ангела
И Замок Ангела