Продолжим тему необычной архитектуры.
В имперско-правильной Вене с её пафосным барокко и тяжелым классицизмом, на обычной улочке к юго-востоку от центра есть разноцветный дом, напоминающий рисунок талантливого трехлетнего ребенка. Это т.н. Дом Хундертвассера - жилой(!) дом, построенный в 1986 г. по проекту эксцентричного австрийского художника и архитектора-авангардиста Фриденсрайха Хундертвассера. Своим проектом он хотел показать, каким должно быть жилище человека, продолжающее связь с природой (вероятно, тут не обошлось и без влияния Гауди). Хундертвассер был убежден, что нельзя жить в одинаковых серых коробках, потому что это вредно как для физического, так и психического здоровья людей.
Хундертвассер, именем которого назван дом, после завершения строительства не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое. Дом пестрит яркими красками - каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: красный, синий, желтый и белый. В интернете есть множество ярко-кислотных изображений этого дома, но я не добавляю в фотографии «цветовой насыщенности», я сторонник естественных цветов - таких, какие я видел сам, будучи в этом месте.
Хундертвассер придавал особое значение окнам, говоря, что главное в доме не стены, а именно окна, и каждое имеет право на собственную жизнь и индивидуальности; поэтому вы не увидите и двух окон одинаковой формы и размера. Дома же с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю.
В Доме Хундертвассера каждый жилец может изменить внешность Дома. Здесь действует правило вытянутой руки: высунувшись из своего неповторимого окошка, жилец вправе рисовать, наклеивать, писать, или раскрашивать стены там, куда дотянется его рука.
Художник верил, что все люди непохожи друг на друга и стремятся отличаться друг от друга, а еще он считал, что каждый человек должен чувствовать себя королём в своём жилище, поэтому над каждым окошком Дома изображена корона.
Хундертвассер сохранил естественный ландшафт не только перед домом, оставив посреди улицы большую горку, но и во внутренних помещениях. Он считал, что в природе не бывает прямых линий и углов, поэтому в Доме неровные стены и неровные полы, напоминающие лесные тропинки, а все углы (подоконники, дверные косяки, оконные проемы) закруглены. Многие жильцы недолго выдержали в таких интерьерах и переехали =)
Во внутренней отделке стен и полов дома присутствуют природные мотивы (деревья, бабочки, лебеди, совы и утки) в виде аппликации из осколков керамической плитки. Хундертвассер однако не ограничился стилизованными растениями и животными, он придерживался мнения, что каждый кусок земли, который человек крадет у природы под застройку, должен быть вновь восстановлен созданием соответствующей озелененной площади. Поэтому на стройку привезли около 900 тонн земли, которая была насыпана на все плоские элементы здания (крыши, балконы, террасы) и в нее высажены деревья, кустарники, цветы и просто трава.
В Вене есть, как минимум, еще один объект того же авторства. Речь идет о... мусоросжигательном заводе!
Из интересных фактов:
В венской Академии изящных искусств Хундертвассер успел проучиться всего три месяца.
Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: «почему, вы носите разные носки?» Он каждый раз отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»
Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.
Вообще же Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов - в Австрии, Германии, Японии, США, Израиле, Швейцарии и Новой Зеландии. Вот некоторые его работы:
p.s. в конце написания этого поста я обнаружил
отличный рассказ про самого Фриденсрайха Хундертвассера и его творчество, коим спешу с вами поделиться!
(все последнии фотографии оттуда)