В продолжение
Веселые адмиралы.
«Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки...»
Огромный успех ожидал Великорусский оркестр за границей:
• Услышав «Эй, ухнем» в исполнении Великорусского оркестра, «…король прямо сказал, что он никогда не слыхал такой чудной музыки…»
• Сара Бернар садилась в приготовленное ей кресло между кулисами и слушала «небесное песнопение», как она называла игру на балалайке, и с закрытыми глазами предавалась мечтательному забвению.
• Тишина в зрительном зале... Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр…казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой…
Всё это - из ОЧЕНЬ интересного очерка (советую прочитать!)
«Русские в Англии» (история одной поездки), написанного Юлием Августовичем Мансфельдом, жителем Петербурга, потомственным дворянином, владельцем типографии и переплетного цеха на Васильевском острове. В.В. Андреев пригласил Ю.А. Мансфельда в качестве секретаря, переводчика и антрепренера на время гастролей Великорусского оркестра в Англии.
Несколько зарисовок:
«В это время прибежал ко мне за кулисы секретарь театральной дирекции и передал мне, что русский посланник граф Бенкендорф просит меня к себе в ложу. Я поспешил на зов и застал нашего посланника в большом волнении.
Очень любезно поздоровавшись со мною, он вдруг, спросил меня:
«Что вы сделали с «моими» англичанами? Я их совершенно не узнаю. Они переродились.
Когда я услышал первые звуки нашего гимна, я совершенно растерялся. Я не был уверен, что смелый шаг г-на Андреева обойдется благополучно. Но то, что случилось, чему я был свидетелем, меня так ошеломило и вместе с тем так порадовало, что не имею слов для выражения благодарности Василию Васильевичу. Какой подъем! Какие овации! Сижу в Coliseum и не верю, что нахожусь в Лондоне».
********
«При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн...
Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр...
В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню.
Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос.
А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой.
Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством».
Click to view
https://youtu.be/0ehvs0MzQ20Русское чудо - так назвали Андреева на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, удостоив Золотой медали.
Суждено было андреевской балалайке стать на века символом России и ее голосом.