***«…Здесь лежит половина города…»

Jan 27, 2014 19:44


В День Прорыва Блокады - 18 января - мы не могли не вспомнить о трагедии Ленинграда. У benegenetriivir - здесь и у Федора - polnev - о его героическом дедушке .

Мои родные, как помню по разговорам, не отдавали своих умерших в общие могилы, сами пытались похоронить. И везли из последних сил... На Волково и на Смоленское. И еще куда-то… чего я уже не узнаю.
Погибших ленинградцев хоронили на всех кладбищах, но олицетворением повального мора - блокадной трагедии - стала Пискаревка. Еще в детстве меня страшно поразили известные строки поэта:

Ленинградец душой и родом, болен я Сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет. Здесь лежит половина города
и не знает, что дождь идет (Сергей Давыдов)

Вчера случайно нарвалась на возмутительное позорище - БалТпп - Бизнес,аналитика, лидерство. Читаем:
«На Пискаревском кладбище захоронены 470 жителей блокадного Ленинграда и более 50 солдат и офицеров Красной армии…»
Просто жутко. Современный журналист не представляет, о чем пишет. Ему не бросаются в глаза перевранные цифры, и его не ужасают масштабы трагедии Ленинграда... Полное равнодушие к своей работе и родному(?) городу. Думала - исправят... Ну, дикая опечатка... Нет, и сейчас - то же самое(

Из официальных источников о Пискаревке известно, сколько там покоится человек: «420 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, 70 тыс. воинов - защитников Ленинграда… около 6 тыс. индивидуальных воинских могил».
Кто занимался этими страшными похоронами на Пискаревке?
Из справки, о которой ниже: «В период с декабря 1941 года по февраль месяц 1942 года... уложено и зарыто 286 945 трупов. Привезено... на кладбище 19 000 трупов... бойцами было оборудовано на военном кладбище 260 могил».

Из Воспоминаний одного из снайперов Ленфронта о Пискаревке: «…Ломами и лопатами мы выламывали полутораметровый слой промерзшей земли, рыли длинные - до ста метров - траншеи. Бойцы были крайне истощены и потом, чтобы избежать лишней траты сил, мерзлый грунт стали подрывать толом.
Из-за нехватки горючего в казармы на Московский проспект вечером возвращались пешком. Через весь город. В тридцатиградусный мороз. Многие по дороге падали и умирали. А случалось, умирали прямо на Пискаревке, в траншее, с лопатой в руке.
…из 160 человек его противохимической роты в живых остались лишь 45 бойцов».

Сколько человек захоронено на Пискаревке? Точно не ответит никто. Но в архиве председателя Совета ветеранов полка Г.В.Юркина хранится справка шестидесятилетней давности, подписанная управляющим треста похоронного бюро:
«В период с декабря 1941 года по февраль месяц 1942 года… несмотря на суровые морозы и недостаточное питание, бойцы и командиры 4-го полка НКВД с чувством высокого воинского долга и морального духа провели огромной важности работу… Уложено и зарыто 286 945 трупов. Привезено с помощью транспорта полка из моргов на кладбище 19 000 трупов. Кроме того, бойцами было оборудовано на военном кладбище 260 могил».

Когда иду по Серафимовскому, всегда останавливаюсь у деревянного креста пятилетней Липочки, блокадной девочки, умершей в 1942 году.




И эти строчки на памятнике заставляют вспомнить блокадных детей



Лица, детские, взрослые… Может, кто из детишек с этих фоток и жив сегодня…
Вечная память погибшим!
Много фоток с сайта Книга Памяти «Блокада. 1941 - 1944. Ленинград»





















































блокада, 21 век, ленинград

Previous post Next post
Up