Leave a comment

silva2103 November 29 2013, 23:50:50 UTC
Суммарные знания
http://www.neplaneta.ru/broadcast/radio-rossii/mixail-lermontov-grani-zhizni-vladimir-zaxarov/

Сборник архивных документов Д.А.Алексеева. 1992 год.
И это лучшее, что я читала по поводу непосредственно дуэли - материалы следствия 1841 года.
Его предположения - самые трезвые. Дуэль была чистой случайностью.

Документы специальной комиссии, созданной на следующий же день после гибели Лермонтова. Потом - новая комиссия, по указу Николая 1, виновных передали в руки военного правосудия.

Из следственного дела.
Генеральша Верзилина дала клятвенное обещание, что в тот вечер в гостях были четыре гостя, но неприятностей между Лермонтовым и Мартыновым она не слышала и не заметила, что подтвердят бывшие тогда же Поручик Глебов и Князь Васильчиков.
Все трое, присутствующие на вечере, кроме убитого Лермонтова, давали показания: каждый получил список одних и тех же вопросов. Потом ответы сравнили.
Например. Вопрос № 6
Какая причина была поводом к этой дуэли
Не было ли между дуэлистами давнишней ссоры или вражды, с какого именно времени оная возникла и при ком именно?

«Я подтверждаю еще раз то, что выражено мной в ответе на 6-ой пункт следственного дела, а именно: что честь моя была затронута не насмешками его, но решительным отказом прекратить их и советом прибегнуть к увещеваниям другого рода;
что, вступая с ним в объяснение, я и в виду не имел вызывать его на дуэль, но что после подобной выходки с его стороны, - по понятиям, с которыми мы как будто сроднились, мне уже не оставалось другого средства окончить с честью это дело…»
Н. Мартынов

Reply

silva2103 November 29 2013, 23:53:33 UTC
У генеральши Верзилиной в гостях были четверо, они же потом и оказались на дуэли.
«Кроме нас четверых в то время никого не было в доме генеральши Верзилиной» (князь Васильчиков)
Да и с датой подследственные сбивались: то 12-го, то 13-го...
Из Доклада:
«Генерал Маиорша Верзилина под присягою отозвалась, что неприятностей между Лермонтовым и Мартыновым, бывшими у нее вечером 12 июля, она не заметила…»

И никакой ссоры на вечере не было.
Н.С.Мартынов:
«При выходе из этого дома, я удержал его за руку, чтобы он шел рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут я сказал ему, что я прежде просил его прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он еще раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать.

Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня то, что он хочет, и в довершенье сказал мне: «Вместо пустых угроз ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно, ты никого этим не испугаешь…» В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю Секунданта…»

Reply

silva2103 November 30 2013, 01:26:24 UTC
Шесть участников дуэли подробности унесли в могилу.

Их было шестеро, а не четверо: М. Лермонтов, Н.Мартынов, М.Глебов, А.Столыпин-Монго, С. Трубецкой и князь Васильчиков(!)
После дуэли сразу договорились выгородить Трубецкого и Столыпина, так как они и без того были в опале.
Лермонтов на дуэли вел себя безупречно. Слухи о том, что Лермонтов был убит против правил поползли по Пятигорску уже вечером 15 июля…

Алексеев рассуждает очень логично и только по фактам. Он считает, вероятнее всего, участники дуэли нарушили дуэльный кодекс и приводит доказательства. Поэтому и молчали…
Когда почти все сошли в могилу, Васильчиков был вынужден, по ряду причин, кое-что рассказать.

В 1875 году Мартынов умирает, и вскоре князь Васильчиков делает сенсационное признан «для потомства и истории» «он больше не считает себя обязанным молчать, и что поведение Мартынова снимает с него с него необходимость щадить его».

Глебов, Столыпин и Трубецкой не оставили не единой строчки, все их родственники хранили по поводу дуэли совершенное, красноречивое молчание…

Противники обязаны беспрекословно подчиняться приказаниям секундантов.
Дуэльный кодекс накладывал строжайший запрет на первый выстрел в воздух. После формального окончания поединка (секундант приказал: «Раз…», «Два…», «Три». Если никто не выстрелил, поединок завершен), выстрел в воздух не считался нарушением. Если противник пользовался своим правом на ответный выстрел уже после формального окончания поединка, он совершал бесчестный поступок и общественным мнением причислялся к преступникам.

Таковым и оказался Мартынов. Следуя букве и духу дуэльных правил и обычаев, секунданты Лермонтова должны были подвергнуть его суровому возмездию. Но они не смогли выполнить свой долг: необдуманный поступок Столыпина превратил секундантов де-факто в соучастников убийства. Одно преступление породило другое. Это двойное преступление и стало на долгие годы общей тайной секундантов и Мартынова. Возможно именно поэтому и сошли безмолвно в могилу Глебов, Столыпин, Трубецкой...

Когда Столыпин преступно - именно так следует квалифицировать в рамках кодекса и общественных представлений о дуэли его деяние - нарушил дуэльное соглашение, Лермонтов, зная, что поединок после счета «три!» прерывался, с полным правом и по долгу совести выстрелил в воздух, красноречиво дав понять и Мартынову, и секундантам, что инцидент исчерпан.

Мартынов же рассудил иначе: раз Столыпин подал команду на продолжение поединка, а выполнять приказание секундантов надлежит безоговорочно, то стрелять в воздух имеет право только противник, стреляющий вторым. Он, Мартынов, вызвал на дуэль Лермонтова и, значит, поэт своим поступком нанес ему новое жестокое оскорбление. А раз так, он, Мартынов, имеет право на «законное мщение».

Вот оно
http://lermontov.niv.ru/lermontov/documents/duel-lermontova/duel-ispytat.htm

Reply


Leave a comment

Up