Парадокс воющей собаки

Feb 20, 2023 04:17





Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. М.В. Ломоносов

В некоторых культурах бытует поверье, что собаки обладают даром предвидения.

Накануне драматических событий, сопряженных с чьей-то смертью, собаки впадают в подавленное состояние и начинают выть. Воют они также и тогда, когда их собственная жизнь вот-вот готова оборваться.

Считаю это заблуждением.

Собаки произошли от волков, а у волка вой - это нормальное состояние. Волк воет не из каких-то там дурных предчувствий, а чтобы призвать к вниманию, или позвать членов своей стаи, ну или родственников, если волк не в стае, а в отдельной волчьей семье.

Также и у собак. Собака считает, что она и ее хозяева в одной стае. Оставшись одна, собака зовет своих, разделить с ней её одиночество.



Очень часто мои собаки (а их в моей стае аж восемь голов) вдруг дружным хором начинают выть. Чаще всего это случается ранним росистым утром, когда одна собака всю ночь была с нами в доме, вторая расхаживала свободно по двору, а шесть оставшихся, во избежание ночных хулиганств и беспредела, провели ночь в закрытых вольерах по будкам. Та собака, которая расхаживала по двору, к утру начинает себя чувствовать сиро и одиноко, и, подойдя к вольеру, затевает протяжный и заунывный вой. Через некоторое время вой её подхватывают в вольере, затем к компании подключается пёс в доме. Наиболее распространенное время этого действа - шесть утра, суббота. Боюсь представить, сколько это длится, если нас нет дома. Когда мы дома, все заканчивается после моего резкого окрика или громкого хлопка в ладони через те секунды, что мне требуются, чтобы вскочить с постели и добежать до окна, выходящего в сторону вольера.

Иногда, правда, когда моё желание досмотреть сон превышает раздражение ситуацией, собаки успевают войти в свой процесс так глубоко, что приходится в зачинщика чем-нибудь нетравмоопасным швырять, поскольку ни громких окриков, ни хлопков в ладони уже никто не слышат.

Что характерно, после того, как затыкается один, замолкают и остальные. С чем это связано, сказать не могу - не знаю. В любом случае то, что открылось окно, и я или жена, если меня нет дома (что в шесть утра в субботу бывает до невозможности редко), кричит, хлопает в ладоши или что-то швыряет - для них означает, что стая воссоединилась, и, в целом, можно разойтись.

Еще, в подтверждение справедливости теории связывающий вой собак с воем волков, можно отметить тот факт, что самые знатные любители повыть по поводу и без - это кавказские и восточно-азиатские овчарки, меньше всего отошедшие эволюционно от волков. У последних, например, даже система пищеварения не сильно отличается от волчьей, да и по долгу службы этим породам с волками приходится очень часто контактировать. Вот уж правда говорят: с волками жить - по волчьи выть.

Однако стоит отметить, что народные поверия обычно базируются на несравнимо большем, чем у меня, опыте взаимодействия с собаками, и каким бы несерьезными заблуждениями не казались эти поверья - заблуждения сотен поколений людей могут оказаться ближе к истине, чем одно заверенное научным подходом и экспериментами неоспоримое опровержение.

В подтверждение данного тезиса, есть в моем опыте и другая история. Еще в детстве, жила у моих дедушки и бабушки собака, которая на моей памяти выла ровно три периода времени. В течение где-то недели до смерти бабушки, затем уже через два года, и тоже где-то в течении недели до смерти дедушки, и затем еще где-то через год собака ровно также выла в течении недели уже перед своей собственной смертью.

Наверняка, всему этому можно найти какое-то рациональное объяснение. Знатоки из интернета говорят, что как-то даже можно отличить один тип воя от другого, но я тут все-таки буду на стороне рационального, так как и воспоминания мои детские, могли быть подразогреты рассказами моей мамы, женщины весьма суеверной.

В любом случае, мне не сложно представить себе ситуацию, когда есть отдельно взятая собака, которая, предчувствуя свою собственную близкую смерть, начинает выть. Ее хозяин, темный, несентиментальный деревенский житель 19-го века, верит, что собаки если и воют, то делают это из дурных предчувствий, касающихся или кого-то из его многочисленной семьи, или его самого, или самой воющей собаки.

Что может он сделать в подобной ситуации? Подождать и посмотреть, чем всё закончится и подтвердить собственном опытом, что сотни поколений людей заблуждались? А если они правы? Не слишком ли высоки ставки, чтобы проверять такие вещи бездействием? Но, с другой стороны, а какое может быть тут действие? Для темного, несентиментального деревенского жителя ответ очевиден. Если собака воет в предчувствии чьей-то неминуемой смерти, то необходимо эту неминуемость осуществить в сторону собаки.

То, что неминуемо должно было свершиться - свершилось. Ну а дальше, помогло принесение несчастной собаки в жертву неминуемости - значит все кроме нее остались живы, если кто-то еще помер через некоторое время - ну, по крайней мере, темный, несентиментальный деревенский житель хотя бы попытался... здесь в обоих случаях поверье остается вне подозрений, поскольку и в первом случае, и во втором жертвы были, а то, что во втором случае появился лишний пострадавший персонаж - собака провидец, это уже на фоне случившегося останется без внимания.

Признаться, рациональность даже в таком нерациональном вопросе, как изучение поверий, сыграла со мной в интересную игру.

Когда я впервые с этим поверьем столкнулся, оно дословно формулировалось как «собака навыла». Такая формулировка решает несколько проблем в оперировании с реальностью, с которой сталкивался архаичный человек в ситуации с воющей собакой.

Во-первых, сразу создает дистанцию между человеком и собакой, поскольку «навыла» это, практически, как «накаркала». Типа, собака становится виноватой, как создатель ситуации, а не как ее предрекатель. Естественно, что ни о какой моральной проблеме, связанной с устранением носителя неприятного знания, речь уже не идет. Это уже не носитель знания о будущей ситуации, а ее создатель, ну или, по крайней мере, ее «притягиватель». Вот дура! Навыла!

Во-вторых, объяснение ситуации через слово «навыла» позволяет оставить ее в рамках классической причинно-следственной логики и избавляет простого человека сталкиваться с очень сложным парадоксом, который с моей точки зрения сопоставим с парадоксом «Кота Шредингера». Ведь если разобраться, то получается следующая логическая последовательность:

  1. Собака предчувствует свою гибель
  2. Собака от этого воет
  3. Собаку убивают, поскольку она воет

По сути, этот парадокс, в случае формулировки его в таком виде, вполне может быть обоснованием возможности путешествия во времени.

Сейчас все концептуальные выкладки на тему путешествия во времени разбиваются тем, что в случае перемещения в прошлое, следствие (например человек, рождение которого есть следствие встречи двух других людей), может повлиять на причину своего появления (убить например, случайно или в качестве научного эксперимента, одного или обоих своих родителей).

Возможность такого решительно опровергается учеными, что есть большая проблема, поскольку для того, чтобы направить свои усилия на разработку устройства, перемещающего в прошлое, ученым требуется два условия:

  • Существует эксперимент, который может опровергает существования чего-либо
  • Эксперимент был проведен и не выявил факта опровержения

На мистиков в этом деле надежды нет, поскольку они не способны что-либо масштабное сконструировать. Ну а литераторам это также не нужно, так как перенестись в прошлое они способны и без машины времени. Для них самих, возможно, прошлое, которое они создают, более реально, чем то, что было на самом деле.

Определенно, нужен эксперимент, который бы научно доказывал, что последовательность в парадоксе воющей собаки находится строго во взаимосвязи, описанной выше. Далее будет предложено несколько негуманных способов проведения данного эксперимента, поэтому прошу меня извинить, и вспомнить про эксперимент с подводной лодкой и крысой с крысятами, который так всех восхищал, доказывая единство информационного поля, хотя, был менее гуманен, просто отношение к крысятам у людей гораздо более «прохладное», чем к собакам.

Эксперимент

Для проведения эксперимента необходимо следующее:

1. Абсолютно здоровая собака, не привязанная ни к одному из ныне живущих людей

2. Томограф для изучения мозговой активности (необходимы какие-нибудь метрики, иначе научную общественность будет сложно в чем-либо убедить, и все собаки и усилия будут потрачены впустую)

3. Микрофон, записывающее устройство и звуковой анализатор. Необходимо также перед экспериментом набрать базу данных по различным типам собачьего воя с описаниями происходившего в дальнейшем с издававшим такой вой животным

4. Устройство, которое будет замыкать электрическую цепь при выявлении особого типа воя, определяемого знатоками вопроса как «протяжный печальный вой»

5. Таймер, чтобы задавать различные периоды между выявлением "протяжного печального воя" и замыканием цепи для определения времени, на которое действует собачья интуиция

6. Яд и устройство для введения яда с катетером.

7. Тумблер с двумя положениями, одно из которых делало бы цепь всегда разомкнутой, а другое - вводило бы устройство в состояние, при котором цепь замыкается только при срабатывании анализатора воя. Тумблер необходимо размещать вне поля зрения собаки, чтобы исключить влияние аналитических сверх-способностей собак, которые мы, возможно, пока не открыли, поскольку эти их способности позволяют собакам их наличие успешно от нас скрывать. Такой тумблер необходим, чтобы исключить возможность того, что собака по виду устройства для введения яда определит, для чего оно предназначено, и тогда будет нарушена причинно-следственная последовательность, а точнее в нее будут введены сильные флуктуации. Животное определит свое будущее не с помощью интуиции, а с помощью логики, т.е. убьет ее не будущее, а правильно проинтерпретированное настоящее.

Описание эксперимента, пожалуй, здесь следует ограничить списком необходимых его составляющих, поскольку у умного читателя составные части опыта уже сформировали понимание, в чем эксперимент будет заключаться, и каковы будут последствия в случае его успешности. В то же время, умный читатель обладает достаточно высокой степенью нравственности, чтобы такой эксперимент оставить лишь в мысленном исполнении. И наоборот, безнравственный человек, который мог бы такой эксперимент, имея полное описание, провести скорее всего не обладает достаточным уровнем аналитических способностей, чтобы восстановить его суть и смысл после прочтения списка составных частей. А посему, оставлю данный эксперимент в разобранном состоянии. Сейчас более интересно то, какими могли бы быть у парадокса воющей собаки примеры и последствия в общественной реальности.

Парадокс воющей собаки и биржевые кризисы.

Игроки на бирже - народ специфический. Всегда пытаются выжать из любой ситуации максимум. Очень интересно описал игроков на бирже Талеб в своей книге про Антихрупкость. Пожалуй, это все, что я про них знаю. Еще немного дополняет образ игрока на бирже в моей голове пара фильмов, но подозреваю, что в них рисовали какую-то гиперболу для раскрытия негативных качеств главных героев через их фантомное чувство интеллектуального превосходства над окружающими... Герои Талеба почему-то кажутся значительно более естественными и бесхитростными. Они знают свое дело, у них колоссальный в нем опыт, и лишь малый процент из их числа пользуется интуицией, как даром предвидения, остальные принимают свои бесхитростные два решения (продавать или покупать), полагаясь на какие-то собственные выработанные правила. Кто-то, безусловно, оперирует анализом ситуации на рынке. То есть я хочу сказать, что процент тех, кто, условно говоря, умеет заглядывать в будущее, не большой, но достаточный, чтобы их единовременная деятельность, в случае если имеет место быть, приводит к возникновению некого особого паттерна на биржевом графике.

Сегодня все больше и больше математиков приходит в биржевой бизнес. Математики - это специалисты по паттернам. У них есть собственный язык, и они должны распознать паттерн, для которого в их языке уже есть имя или же дать новое имя паттерну, для которого имени пока нет. Имя на математическом языке называется функцией. Например, то что для любого человека носит название "цвет", для математика носит название «дисперсионное уравнение». Коэффициенты в этом уравнении будут задавать в нем различную длину волны. Соответственно, то что мы называем «зеленый цвет», для математика частный случай дисперсионного уравнения, задающий длину волны равную 525 нанометров. Причем, непреодолимую дистанцию между нами не математиками и нами математиками рождает то, что если длина волны будет 550 нано метров, для нас это будет все-еще зеленый, а для математика это уже будет другой частный случай дисперсионного уравнения. Зато математик может, без необходимости смешивать между собой разные краски, сказать, что для того, чтобы получить зеленый цвет (волна с длиной 525 нм), синий цвет (волна с длиной 450 нм) нужно смешать с желтым цветом (волна с длиной 550 нм).

Умение распознавать, называть или придумывать новые названия паттернам математикам нужно для того, чтобы анализировать данные, и выискивать в них паттерны вместо математиков могла бы компьютерная программа - биржевой бот. Биржевых ботов на биржах становится все больше и больше. Они позволяют математикам зарабатывать деньги, но лишены чувства стратегической целесообразности. Ни один лесник не будет вырубать всю делянку, ни один брокер не станет вести деятельность, которая в совокупности с деятельностью других брокеров обрушит рынок. Боты же - это просто боты.

Итак, у нас есть небольшой процент игроков, которые в своей деятельности пользуются умением заглядывать в будущее. В будущем они видят очень серьезный обвал биржевых котировок. Естественная реакция в такой ситуации - постепенно начать продавать акции.

Поскольку на однообразные действия участников система будет реагировать также однообразно, все это выразится в возникновении особых слабых паттернов, которые тут же засекут биржевые боты и, согласно своим настройкам, также начнут продавать акции, по сути выступая мультипликатором поведения игроков, которые в своей деятельности пользуются умением заглядывать в будущее. Умноженные ботами паттерны станут видны уже остальным игрокам, обладающим хоть какой-то способностью к аналитическому мышлению. По сути, механизм запустится и в конце концов приведет к обвалу, который заранее и видели игроки, в своей деятельности пользующиеся умением заглядывать в будущее. Опять мы имеем логическую последовательность:

1. Биржевые игроки чувствуют обвал (собака чувствует, что ее убьют)

2. Биржевые игроки создают предобвальные паттерны (собака воет)

3. Рынок реагирует на эти паттерны обвалом (собаку убивают за то, что она воет)

Опять следствие создает и обуславливает свою собственную причину.

Описание данного биржевого явления, как и исходная история про воющую собаку, с научной точки зрения конечно же имеет главное слабое место: и собака, и игрок на бирже должны обладать способностью предчувствовать будущее. Так или иначе, в первом случае есть эксперимент, и он понятен и доступен для проведения уже на нынешнем этапе развития технологий. Как можно было бы экспериментировать, в дальнейшем и что делать с результатами дальше?

Если механизм будет выявлен, необходимо научиться им управлять. Наиболее важное свойство данного механизма - возможность иметь двустороннюю связь между двумя событиями, разнесенными во времени…

А вообще, я подозреваю, что может быть подобный механизм и так существует, вне зависимости от того знаем мы о нем или нет, верим ли мы в него или нет, научно обоснован он или нет. То, что мы называем историей, возможно, именно этим механизмом все и регулирует. Например, как только какой-то человек совершает, что-то умопомрачительно мерзостное, это вызывает у него такой приступ депрессии в прошлом, что он хватает нож, бежит на место своего преступления и совершает там это самое умопомрачительно мерзостное. Если же предел допустимого для истории уровня мерзости его поступок превышает, то приступ депрессии будет такой силы, что ни на что у него не хватит сил, кроме как наложить руки на себя. То есть, каким бы ужасным это будущее не было, оно сперва свершается, затем оцениваются последствия, затем оценивается, как эти последствия повлияют на дальнейшее развитие всей системы, затем, в случае негативного исхода, свершившееся событие в будущем корректирует причину в прошлом таким образом, чтобы событие не произошло.

Правда получается, что у истории достаточно большой порог уровня мерзости, если она позволила, например, сбросить целых две ядерные бомбы только лишь для того, чтобы показать, всем своим вынужденным союзникам, что будет, если они вдруг решат, что пора превратиться во врагов, поскольку пришла пора делить военные трофеи.

С другой стороны, случись сегодня ядерная война, мы не можем исключить вариант, что оставшееся население будет вынуждено создать в итоге такую технологию, которая позволит покинуть испорченную и не пригодную для полноценного проживания планету, и это откроет для человечества несравненно большие перспективы вселенского будущего, чем бесконечное проживание на чистенькой, ухоженной планете в ожидании, когда с ней произойдет какая-нибудь катастрофа космического масштаба, и будет уничтожено все человечество подчистую, а не только его половина. Если рассуждать в масштабе тысячелетий, в любом событии можно определить положительные стороны.

Смерть - это ведь то, что случается только с другими.

Однако мне, как и любому разумному человеку, пришедшему к подобным умозаключениям касательно связей между причиной, следствием и ядерным оружием, хотелось бы поискать возможные примеры в истории, которые могли бы быть следствием существования парадокса воющей собаки, и вот что мне сразу же приходит в голову:

Парадокс Воющей Собаки и Адольф Гитлер

Многие лидеры обладают звериным предчувствием того, как будут развиваться события. Например, Дональд Трамп, когда занимался строительным бизнесом, скупал всяческий неликвид по дешевке, чтобы затем, наделив какими-нибудь ценными качествами за пару вложенных собственных центов, перепродать его вдесятеро дороже. Трамп как-то скупил большое количество дешевой земли в районе Нью-Джерси и Атланты, которые через шесть лет стали зонами, где легализовали игровой бизнес. Иметь чутье с ходом действия в шесть лет - это дорогого стоит.

Допускаю, что у ряда исторических деятелей тоже был такой дар. Допускаю, что ход его действия может быть и побольше, но он должен быть как-то явно очерчен, поскольку если бы граница «тут вижу, тут не вижу» была бы не четкой, размытой, то и поведение исторических лидеров было бы более последовательным и без резких неожиданных бросков.

Допускаю, что такой дар был у Адольфа Алоизыча Гитлера. И вот в один прекрасный майский вечер 1939 года Адольф Алоизыч увидел явственно, как лежит его тельце, скрючившись в воронке от 500 килограммовой бомбы, в Берлине недалеко от Лейпцигерплац, облитое бензином и совершенно мертвое. Его верный камердинер бросает на него зажженную спичку. Спичка тухнет на лету, камердинер чиркает второй спичкой о коробок, сера с головки крошится, чиркаш процарапывается почти до картона, спичка ломается в трясущихся руках вдрызг пьяного камердинера, а ведь он никогда не пил... Третья спичка кое-как разгорается, камердинер дает ей подольше погореть, наклоняется ближе к скрюченному телу, кидает спичку, и огонь вспыхивает, но не успевает разгореться как следует, как во двор, где все это происходит, уже врывается несколько бойцов с автоматами с круглыми магазинами. На них русская военная форма, правда почему-то с погонами, как у царской армии. Бойцы перекидываются фразами на русском языке. Не совсем понятно, что они говорят, но вполне понятна их цель - найти и захватить его, Адольфа Алоизыча Гитлера, живым. Их мало, и взвод СС, который все еще верен ему, пусть и скрюченному, мертвому и горящему в воронке от бомбы посреди обширного двора возле входа в секретный бункер, легко справляется с бойцами, но поскольку сейчас, наблюдая за собой из 1939 года, он имеет возможность подняться выше и увидеть все в иной перспективе, он подымается и видит, что Берлин захлестнула лавина людей и военной техники, которую ничто уже не остановит. Подымаясь еще выше, видит он, что вдали за горизонтом приближаются к сердцу Германии другая лавина военной техники и людей, одетых в форму другого цвета. Понимает он, что это американцы, и что не на помощь ему они спешат, а с той же целью, что и русские - чтобы захватить его и уничтожить. От такой картины любому стало бы не по себе, но тем лидер и отличается от обычного человека, что чувствует он силу в себе изменить любое будущее, даже такое, какое увидел Адольф Алоизович.

Три действия предпринял тогда Гитлер.

Первое - напал на Советский Союз, чтобы смять в зародыше ту лавину, пока она не стала способной смести его.

Второе - бросил все ресурсы на разработку такого оружия, которое смогло бы нанести непоправимый урон Соединенным Штатам при малом своем весе и штучном количестве.

Третье- бросил все ресурсы на разработку такого средства доставки, которое могло бы преодолеть океан и донести разрушительное оружие до Соединенных Штатов.

Не учел он или посчитал, что не важно это учитывать, что разведка и у Соединенных Штатов и у Советского Союза работает великолепно, и что о его целях и об успехах на данном поприще станет известно уже где-то к 42 году. Раздираемые идеологическими противоречиями, Соединенные Штаты вместе с Англией и Советский Союз, видя перспективу понести колоссальный урон, одинаково грозящий всем сторонам, объединятся, мобилизуются и не оставят друг другу ни одной возможности пойти на компромисс с общим противником, каких бы сил, средств и потерь им бы не стоило довести все до полного его уничтожения.

Именно это, а если быть точными именно те три действия Адольфа Алоизыча, а если быть уже совсем точным, то именно та пророческая картинка, которая привиделась Адольфу Алоизычу в 1939, когда все было у него хорошо, и все шло к тому, что Германия станет великой и непобедимой империей, после того, как пала, а по сути, объединилась под Германским строем старая Европа, когда с Британией почти заключили союз, когда во всем был достаток, и сложно было представить, как может произойти то, что Гитлеру привиделось... именно это видение и стало причиной того, что в итоге видение воплотилось в реальность. И перед тем, как принять яд, он увидел свою смерть, и вспомнил историю про Багдадского Купца, который как-то, торгуя на багдадском рынке, как торговал там изо дня в день и собирался торговать там и дальше всю жизнь, вдруг увидел темную женщину, мелькнувшую в толпе, и понял с отчетливой ясностью, что женщина эта - его смерть. Женщина удивленно посмотрела на него, посмотрела на солнце, сверяя время, и смешалась с толпой. Купцу понадобилось пять минут, чтобы осознать свои перспективы. "Я поменяю весь привычный ход вещей, и она не найдет уже больше меня", подумал купец. Он тут же продал за бесценок все свое добро, собрался, и стремительно уехал в другой город, в Самарру, подальше от Багдада, на самую границу царства. Он скакал туда настолько быстро, насколько мог. Загнал три смены лошадей, и когда, наконец, до захода солнца он приехал в Самарру, на въезде в город он опять увидел темную женщину, которая подошла к нему и готова была уже его забрать с собой, но Купец попросил ее сказать прежде, чему она так удивилась на рынке в Багдаде. «Я удивилась, увидев тебя тогда в Багдаде, ведь у меня была назначена встреча с тобой этим вечером в Самарре» - ответила темная женщина, и это было последним, что услышал в своей жизни купец.

#рассказы, #рассказ

Previous post Next post
Up