В принципе, самая интересная часть маршрута была уже проделана. До Лхасы оставались какие-то жалкие 500км, в основном плоско, с невысокими перевалами по дороге и сбросом более 1000м вниз к самой Лхасе.
Предыдущие 8 дней были довольно трудными, и сегодня я решил отдохнуть, тем более что ничего интересного в ближайшие пару сотен километров не ожидалось.
День 9. Amdo (4700m) - DamXung (4260m), 300km (car)
Ранним солнечным утром 14-го октября 2011-го года я проснулся впервые за последние 10 дней в удобной кровати гостиницы и позвонил по номеру телефона, который мне прислали по мэйлу организаторы из Ченду. Конвой ответил, и мы договорились встретиться в забегаловке неподалеку от моей гостиницы и позавтракать вместе на брудершафт.
Встретились, попили кофейку, познакомились. Я сказал что мне надоело крутить педали и что хочу напрямую в Damxung, откуда начинается отвилка до озера Нам-цо. Сказано - сделано.
Лирическое отступление
Изначально я распланировал маршрут так, чтобы посетить озеро
Namtso, одно из четырех священных озер Тибета. Каноническая дорога к озеру начинается в городе
Damxung. Мне эта дорога показалось не очень интересной, и я решил попробовать альтернативный путь - через дорогу S301, которая проходит к северу от Намцо:
Я потратил довольно много времени на изучение окрестностей. В то время я не нашел никакой информации по этому региону (впрочем, сейчас через 7 лет ее не больше). Несмотря на это, я прорисовал маршрут пользуясь спутниковой картой, на которой проглядывались какие-то дороги, и попросил организаторов сделать пермит таким образом, чтобы он покрывал северную часть озера Намцо.
Когда я встретился со своим конвоем, первым делом я поинтересовался у них в курсе ли они того, что перед Nagqu нам нужно будет свернуть на запад, на S301. Гид, разумеется, начал морочить голову насчет того, что там негде ночевать, что там нет бензина и что негде купить еду. Я понял, что скорее всего мне придется отказаться от свое идеи, и довольствоваться каноническим маршрутом через Damxung.
С этими грустными мыслями мы и выехали из Амдо.
01. Выехали из Амдо
02. Поворот на S301. Жаль, там могло быть интересно :(
03. Докатили до NagQu. Большой город, остановились на обед.
Поехали дальше. Это моя третья поездка в TAR, но каждый раз меня умиляют бильярды, расставленные в самых неожиданных местах.
04. Бильярд
Выехали из Нагчу. Через некоторое время поровнялись с группой
простирающихся Что такое простирания я себе хорошо представляю - я неоднократно это наблюдал в самом Тибете и его окрестностях. Так же я слышал, что тибетцы могут простираться на протяжении тысяч километров, от своей деревни до самой Лхасы. Но по-настоящему в природе я такого не видел, это было для меня впервые.
Википедия дает некоторое представления об этом ритуале, я лишь ограничусть подборкой фотографий.
05. Простирающиеся
06. Ребята простираются от города Qamdo, что в восточном Тибете.
07. Это на минуточку несколько тысяч километров
08. Весь путь занимает более полугода
09. На руках дощечки, чтобы не стереть кожу
10. Народ user-friendly :)
11. Местные тибетцы их кормят и дают им кров. Это эдакая тибетская
мицва
12. Мои водила и гид дали им пару юаней и банки кока-колы
13. Я тоже дал, ибо мицва это
14. Короче я очень сильно впечатлился. Мои предыдущие 8 дней сразу показались детским лепетом по сравнению с этим.
15.
16.
17. Докатили до какого-то микро-перевальчика. Ничего особенного.
В Дамсунге водила с гидом потащили меня в ресторан, где напоили китайской рисовой водкой. С 2002-го года я знаю какая это гадость. Неоднократно я зарекался ее употреблять. Но вот и на старуху бывает проруха - не смог я им отказать, наклюкался до зеленых соплей, на высоте 4200м.
А зря, назавтра ведь очередной перевал в 5200м.
День 10. DamXung (4260m) - NamCo Lake (4700m), 60km
На пути к озеру мне предстояло набрать около 1 километра до
перевала LakenLa.
Предыдущий вечер закончился праздничной попойкой, и поэтому наутро я не чувствовал особенно хорошо :)
Однако, посчитав себя уже достаточно акклиматизированным за последние 10 дней, я решил ехать несмотря на избыточный процент алкоголя в крови.
В наличие конвоя есть некое преимущество - им в джип можно бросить свои шмотки, и самому поехать налегке !
Первые 10км - выезд из Дамсунга через бескрайние поля и жнивы.
Детишки спешат в школу, родители на поля, а я - на озеро Намцо !
Надо отметить, что темпы, с которыми китайцы строят в Тибете просто ошеломляющие. Первый раз я был в TAR (и в Лхасе) в мае 2002-го. Уже тогда исторический центр усиленно перестраивался, старые тибетские дома сносились, и на их место приходил китайский пластиковый новодел. Хотя надо отдать им должное - они честно пытаются строить свой новодел в духе старого Тибета.
Второй раз я посетил Лхасу летом 2005-го, и я ее с трудом узнал. Уже тогда она превратилась в обычный большой китайский город с супермаркетами и моллами, хотя какая-то аутентичность все еще сохранялась. Дороги вокруг Лхасы были уже заасфальтированы, и вся 318-я (AKA Friendship Highway) к западу от Xigaze усиленно асфальтировалась ударными темпами:
18. Sweet memories : еще неасфальтированная G318 в 2005-м году в районе Lhatse (TAR)
Так и с дорогой к Намцо. Еще совсем недавно это была обычная разбитая грунтовка, а сейчас - новенькая, хорошо сделанная асфальтированная трасса.
19. Начало подьема. Новенькая дорога at your service
20. Повстречался с пастухом, гонящем куда-то стадо яков
21. Пастух
22. Фейковый полицейский. Настоящий, даже китайский, долго в таких условиях не протянет :)
Надо признаться, что без груза едется легче, несмотря на рисовую водочку :)
Но даже без груза, в какой-то момент я подустал. Высота, однако.
23. Красотища-то какая. Мать-мать-мать, привычно откликнулось эхо.
Я уже не помню такие интимные подробности, но EXIF не подводит :
1. подъем начался в 10:23ам (после первых 10км выезда из Дамсунга)
2. пастуха повстречал в 11:07ам
3. до перевала добрался в 1:25pm
Всего 3 часа, вполне достойно !
Но фоток с подъема, увы, мало. Занят был, не до того :)
24. 1:19pm, почти доехал ! Добрые туристы не оставят без селфи.
25. Перевал
26. Красивые виды на озеро .. ну и заодно на меня :)
Пофоткался - и в путь !
За перевалом шквальный ветер. Надо сбросить 500м по высоте.
Еду вниз с ветерком, доезжаю до будки с солдатом.
Солдат орет мне что-то, я с белоснежной улыбкой проезжаю мимо :)
Докатываю до какой-то свежевыстроенной деревни.
Страшный дубак, шквальный ветер, до гостиницы еще километров 20.
Теплой одежды нет, оставил все в джипе.
Спрятался за каким-то сараем, вызываю конвой.
Те предлагают не мучатся херней и сразу до гостиницы.
У меня голова сильно болит, соглашаюсь :)
Докатили быстренько до гостиницы, я пошел в кровать отлеживаться.
27. Гестхауз. Я бы удивился, если бы в названии не было "Holy Lake"
Отлежался, стало лучше. Пошел на холм по соседству. Вверх идти нелего, это вам не педали крутить.
28. Вид с холма на гостиничный конгломерат.
Погулял по холму.
Невероятно красиво.
Далее без комментариев.
29.
30.
31.
32.
33. Вечерело
34. Очень сильный ветер
35. В конце холма - часовня
36. Вид от часовни в сторону гестхаузов
37. Вечерело
38. Флажки трепещут в яростном ветру
39.
Пошел вниз, поужинал.
После ужина - легкий hike вдоль озера, любуемся закатом
40.
41. Священный осел возле священного озера
42. Священные туристы е*шат луки
43. Священная бабка хайкает вокруг озера неистово крутя молитвенные барабаны. Для усиления эффекта, так сказать.
44. Вечерело
45.
46. Последние лучи уходящего дня
День 11. NamCo Lake (4700m) - DamXung (4260m) (car) - YangBaJing (4280m), 70km - Lhasa (car)
После Нам-цо мой моральный настрой почему-то опустился ниже плинтуса.
Мне хотелось уже поскорее закончить поход и вернуться домой, где меня ждали очень интересные события. Возможно, это просто вытеснило у меня из головы Тибет, и больше о нем мне думать не хотелось.
Так или иначе, утром 16-го октября 2011-го года, после плотного завтрака, конвой забросил меня обратно в Дамсунг, где я пересел на велик и двинулся в сторону деревни
YangBaJing, где должна быть моя последняя ночевка перед Лхасой.
До Янбадзина было километров 60, с небольшим перевалом. Деревня известна своими горячими источниками, где и планировалось переночевать.
Катилось почему-то очень тяжело, несмотря что было ровно.
Окружающая действительность мне была совсем неинтересна, я ничего не фотографировал.
Через 50км несложной и плоской дороги начался небольшой 400-метровый подьем на последный на пути перевал, после чего надо было сбросить 300м до самого Янбадзиня.
В деревне зашли на горячие источники, я там искупался.
Конвой спросил что я хочу делать дальше.
Я сказал что мне все надоело, и я хочу в Лхасу.
Те удивились - до Лхасы было всего километров 80, с непрерывным спуском.
Это все можно было проделать наутро часа за 4, если уж совсем расслабленно.
Но вот я почему-то не захотел. Может зря - все же дембельский аккорд :(
Мы доехали за час до Лхасы.
Помня как Лхасы изменялась в мои преыдущие посещения, я не питал больших надежд от своего третьего свидания. И правда - с 2005-го на западном въезде в город появилась большая промзона, с автосалонами и большими моллами. Центр города совсем не узнать, из старого там остались только Потала и Джоканг. Ну и еще немного.
Меня поселили в какую-то туристическую гостиницу. Вечером пошел гулять по городу.
Зашел в бар, набитый туристами, выпил пива, и не понял где я нахожусь.
Это ли та Лхаса, которую я знал и любил когда-то ?
День 12/13/14. Сборы, разьезды
Поскольку мы приехали в Лхасу на день раньше распланированного, я решил использовать этот день познавательно. Я потребовал у организаторов чтобы конвой меня бесплатно свозил в монастырь
Ganden (прим. 80км), где я еще не был.
После недолгих споров, конвой согласился :)
Ганден - это один из "большой тройки" монастырей школы
Гелуг-Па (главой которой считается Далай-Лама), наряду с монастырями
Sera и Drepung, в которых я уже был до этого.
Дорога туда занимает час, в конце подъем, специально для велика :)
47. Подъем к Гандену
48. Подъем к Гандену
49.
50. Пошел гулять по монастырю
51. Красиво
52.
53. Зашел в монастырский двор
54. Там монахи дебатируют
Дебаты в буддизме - это один из способов познания действительности.
Ну мы в курсе - в споре рождается истина :)
55. "А я тебе говорю - Гуру Ринпоче !"
56. "Сам ты Гуру Ринпоче ! Это ж Падмасамбава, дубина ты стоеросовая !!"
57. Шепчутся
58. В процессе отстаивания своей точки зрения принято сильно хлопать в ладоши. Шум стоит нехилый :)
Вернулись после обеда в Лхасу, пошли зачем-то в Норбулингку, хотя я там уже бывал. Наверное, конвою надо было бабло освоить :)
Norbulingka - это летняя резиденция Далай-Лам. Там красиво.
59. Норбулингка
60. Она же
61. И еще
Купил билет на самолет Air China в Ченду на завтра, 18-е октября. Оставшийся день потратили на поиски коробки для велосипеда. Ничего не нашли, пришлось обложить велик картонками и обмотать все это изолентой.
62. Перед аэропортом. Коробка получилась ништяк :)
Кстати, китайцы построили toll-road до аэропорта. Я еще помню те веремена, когда там была грунтовка ..
Заодно построили и аэропорты в западном Тибете. Рядом со мной боардился рейс в
NgariОпять же, я хорошо помню времена, когда до Нгари надо было ехать 4 дня по убитой грунтовке ..
Полет в Ченду 2ч, огромный А330. В аэропорту Ченду сдал шмотки в камеру хранения, дальше - налегке.
Доехал до своего хостеля, пошел гулять.
63. Ченду тоже сильно преобразился
64. Найди настоящую
65. Мегаполис
Мой КЛМ отправляется завтра в 2 дня, до аэропорта ехать недолго, т.е. до 11 утра у меня есть время гулять !
66. Пенсионеры рано утром на гимнастике
67. Красота
Пошел в парк в центре города. Оттуда до аэропортовского автобуса совсем недолго.
68. В парке все ведут ЗОЖ.
69.
70. Вздох глубокий
71. Руки шире
72. Не спешите
73. Три-четыре
74.
Я обожаю китайские парки. Ну и японские тоже :)
И Ченду я тоже обожаю, он клевый. В марте есть билеты на United, прямой из SFO, всего за $500, надо брать :)
75. Парк
76. Emergency - это когда приспичит :) ?
Пошел на автобус, приехал в аэропорт, зачекинил свое барахло.
В самолете хорошо отоспался.
И снилось мне озеро Намцо, и снился мне перевал Танггула :)
Part I