Таежный сценарий

Aug 16, 2012 20:46

Эту статью я писал для журнала "Солдат удачи" в 2002 году (№6), вспомнить о ней заставил вчерашний звонок друга, который впервые ее прочитал. Решил выложить здесь.

Идея провести учения с захватом заложников возникла у нашего командира ОСН ГУИН МВД майора Станислава Б. осенью 1995 года. Ею он поделился со мной, инструктором боевой и служеб¬ной подготовки: «Давай-ка все обдумай и выскажи свои со¬ображения».
Мысль захватила. Встряхнуться, проверить свои силы было весьма желательно. Со времени создания нашего отряда на тот момент не прошло и двух лет. Опыта мало. А ЧП, как известно, «придет, когда не ждешь»...
...Места у нас таежные. Урал. До этого в нашем учреждении, включающем в себя несколько ИТК (исправительно-трудовых колоний), было два случая "чрезвычаек». Первый в начале 90-х, был трагическим и достаточно нашумевшим. Тогда в результате бунта осужденных «авторитетов» погиб прокурор и был ранен оперативный работник Две гранаты рванули в замкнутом помещении
Во втором случае, в январе 1994 года, мы принимали участие в операции. Хотя это, может быть, громко сказано.
Надо отметить, что недавно созданный отряд спецназа не имел даже огнестрельного оружия. Вся экипировка - резиновые дубинки и бронежилеты... Двое осужденных захватили в заложники женщин из медперсонала больницы. Когда нас вызвали на место, ничего не объясняя с начала даже назвали не тот н.п., видимо из-за секретности). Потом по прибытии задействовали только в блокировании, видимо из-за недостатка на то время опыта.
С террористами, иначе их не назовешь, державшими под «заточкой» двух несчастных женщин и выдвигавшими свои требования, по-простому «разобрались» сами офицеры колонии. Выбили дверь, пальнули для ост¬растки вверх из пистолета и врезали как следует одному и второму по башке тем, что оказалось под рукой. Сделали все быстро и резко. Женщины не пострадали.

Таким образом, мы понимали: нужно быть готовыми к любому развитию событий и в любой момент. Составили план учений, выбрали место их проведения. Это была одна из колоний строгого режима, расположенная в глухой уральской тайге, на расстоянии 90 км от места дислокации нашего отряда. Было начало декабря, когда командир, вернулся с совещания у руководства, сказал что «добро»получено»
Согласно утвержденному плану, «сценарий» был следу¬ющий Двое наших спецназовцев под видом осужденных захватывают заложника. Реально, подчеркну, захватывают, так как для всех они настоящие осужденные. В ходе пере¬говоров выдвигают требования - автомобиль, оружие, бес¬препятственный выезд из колонии. В противном случае уг¬рожают расправиться с заложником и частью осужденных, содержащихся в ШИЗО (штрафном изоляторе). На предложения сдаться отвечают отказом. Организуется спецоперация по освобождению заложников силами сводного отряда, в который входят батальон ВВ МВД, осуществляющий охрану ИТК, администрация колонии и наш отряд специального назначения
Нужно было максимально приблизить обстановку к реальной. Поэтому в самой колонии о предстоящих учениях знали только ее начальник, заместитель начальника по безопасности и оперативной работе и командир батальона ВВ МВД. Остальные даже не подозревали (и это на самом деле), что их ждет в ближайшее время…
Подготовили группу сотрудников, оружие, имитационные средства. Два бойца отряда, которым предстояло стать «террористами», получили на складе одежду осужденных. Выехали в колонию. «Легенда» - проведение обычных пла¬новых мероприятий. Первый день этим и занимались - контроль за соблюдением режима, участие в проведении обысков и т.п. Но одновременно мы провели доразведку ШИЗО, кото¬рое предстояло выступить в качестве основного объекта операции. Осмотрели прилегающую территорию, наметили маршруты выдвижения и позиции для групп захвата.
Наступила ночь. Наши бойцы патрулировали поселок для контроля за осужденными-поселенцами. Обычное для плановых мероприятий дело. «Террористы» в одежде осужденных уже были готовы к действию. Один из наших патрурулей повел их в колонию под видом задержанных «поселенцев» из соседнего поселка. Провели через КПП, сдали дежурному помощнику начальника колонии (ДПНК). Все шло, как бы¬ло задумано, никто ничего не заподозрил.
Помощник ДПНК, из младших инспекторов, передал «осужденных» контролеру штрафного изолятора. Тот забыл их обыскать... Повел в изолятор, причем за собой - он шел первым. Зайдя в ШИЗО, «террористы» выхватили «заточку», приставили ее к горлу контролера и заявили; «Это захват!»
Контролер, естественно, и не подозревавший об учениях начал отчаянно отбиваться. Даже наши «террористы», парни крепкие, справились с ним с большим трудом. Пришлось применить физическую силу всерьез, окончательно войдя в роль и крикнув на помошь дневального по ШИЗО из числа осужденных. Надо отметить, что такие пользуются доверием и активно сотрудничают с администрацией.
«Мента вязать? Пожалуйста!» - сказал дневальный и накинул бедняге петлю на шею... «Террористы», само собой, не допустили произвола и просто связали контролера. Тут же выкрутили все лампочки в коридоре, чтобы снаружи их не было видно через окно. Сели, отдышались. Единственное, как потом вспоминал, угнетала какая-то непонятная тишина. Возможно зэки что-то почуствовали. Или были ошарашены - кто знает? Во всяком случае, все шло по плану.
По телефону сообщили дежурному о захвате заложников. «Какой на хуй захват?! Что вы там ерундой занимаетесь!» - ответил он и бросил трубку. Тогда «террористы» позвонили еще раз и пообещали прислать уши контролера. Помощник ДПНК побежал разбираться в ШИЗО. Ему через дверь еще раз объяснили ситуацию. После этого он понял, что все всерьез, доложил начальнику, затем дальше по инстанции. И началось...
В это время мы отдыхали в казарме батальона охраны колонии Четыре утра... По нашим расчетам, все должно было начаться. Но минуты тянулись, окутывая зыбкой ти¬шиной, и мы спокойно заснули. Проснулись от беготни - солдаты получали вооружение, амуницию. Нас же никто не беспокоил...
Около 9 утра вспомнили и о спецназе. Мы вооружились и двинулись в колонию. Там царил переполох. Правда, хаоса не было. Были созданы оперативный штаб, сводный отряд.
Охрана колонии осуществлялась в усиленном режиме. На вышках кроме часовых располагались снайпера. Потом, уже после операции, мы узнали, что комбат отдал при¬каз солдатам вести огонь на поражение, если кто-то побе¬жит к ограждениям.
Осужденных, которые ничего не могли понять в этой суматохе, рассредоточили по локальным зонам. Впрочем, и большинство сотрудников колонии не понимало, что происходит, с захватом заложников все столкнулись впервые.
Руководство вело переговоры. Наши «террористы естественно, нагло требовали оружие, автомобиль, еду, водку и беспрепятственный выезд из колонии
Тем временем мы с командиром отряда определили маршруты выдвижения группы захвата, место расположе¬ния снайпера (он же наблюдатель). Тут на переговоры от¬правился опер. После недолгой беседы он, потомственный донской казак, сказал: «Я сейчас принесу шашку и нахуй порублю вас в капусту!» Такой вот «переговорщик. Его поспешили убрать...
Группе захвата был дан приказ выдвигаться. По «запретке» мы обошли вокруг колонии и проникли на территорию ШИЗО со стороны прогулочного дворика. Конечно, можно было пойти по кратчайшему пути, но мы решили подстраховаться. Наш снайпер-наблюдатель не видел, что происходит внутри, так как «террористы» передвигались в темноте, ползком по полу. Они не знали как будет действовать группа захвата. Предполагали, как рассказали нам после операции, наиболее вероятный вариант, У нас в отряде была хорошо отработана схема, когда автомобиль с захватчиками блокируется БТРом при выезде из колонии, где и происходит освобождение заложников. Конечно, мы решили действовать по другому и как рассказали ребята наш вариант был для них неожиданным.
Кстати, в это время начали выполнить требования «тер¬рористов» - принесли еду и водку. С этим вышел курьез. Из еды им передали ведро сырой картошки, замороженные ку¬риные окорочка и ящик водки. Все остались голодными. Водки плеснули контролеру, а затем выпили сами для храбрости.
Как раз в момент передачи, когда внимание «террористов» чуть ослабло, часть группы захвата проползла под окном и заняла позицию с обратной стороны, а другая часть, где выпало действовать мне напротив входа. Сверху нас забросали снегом, все это происходило под носом у «террористов». Оставалось ждать. Связь поддерживали по радиостанции «Vertex-500» которая была почти у каждого бойца группы захвата. Командир руководил действиями группы, находясь на вышке ДПНК вместе с наблюдателем.
«Захватчики» отказывались сдаться, требуя полного выполнения требований. Было решено пе¬редать им автомобиль УАЗ-469 и автомат АКС-74У с патронами (холосты¬ми). На автомате оставили штатный компенсатор.
Автомобиль подогнали к входу в ШИЗО. Появился один из «террористов» с заложником (оба были накрыты одеялом). Проверил машину, забрал автомат, затем оба вернулись в изолятор. Вскоре раздались выстрелы из окна - опробовали автомат. Это в очередной раз подтвердило легенду, что все серьезно. И вновь потянулись минуты. Сказать, что они были просто томительными, - значит ничего не сказать. Напомню, дело было в декабре, на Урале. В целом тогда моей группе пришлось пролежать закопанными в снегу около часа.
...Команла по радиостанции должна была поступить при выходе «террористов» из изолятора, в момент посадки в машину. Наконец слышу: «Выходят! Водитель сел в машину!» Пауза. Затем: «Штурм!»
Высвобождаюсь из-под снега и бросаю учебную гранату с запалом. То же делают и остальные члены группы. Хлопки. Тишину раскалывают автоматные очереди. Вскакиваю и вижу «террориста» в пяти-семи метрах от себя, бросаюсь на него. Вижу, как он словно в замедленной киносъемке поднимает автомат. Выстрел! Но я сбиваю его уже с ног.
Валим всех, «террористов» и заложников, после разберемся.
Хотя это были и учения, психологическое давление зашкаливало. У меня тряслись руки, и не сразу удалось застегнуть наручники на запястьях «террориста». О таких же ощущениях потом говорили мне и «захватчики». Поэтому они долго не решались выйти из изолятора.
Все закончилось. Все рады, особенно «обрадовались» сотрудники колонии, когда им объявили, что это были учения. Заложнику-контролеру открыли правду непосредственно перед штурмом. Он едва не расплакался: «Что ж вы, ребята?!» Нам на радостях подарили ящик водки, который передали «террористам»...
Учения показали слабые места в организации охраны колонии, организации надзора и несения службы дежурной сменой. Дневального по ШИЗО срочно убрали. Все подразделения получили практику работы в условиях чрезвычайной ситуации.
Спецназ увидел свои ошибки, в дальнейшем занятия и тренировки мы проводили с учетом выводов, сделанных после учений.
Прежде всего террориста с оружием должен ликвидиро¬вать снайпер, его же выстрел является сигналом к атаке.
Вторая существенная ошибка - группы атаковали даль¬ние для себя машины. Конечно, опыта на тот момент нам нехватало.
Командир получил легкий нагоняй за то, что спецназ вошел в колонию с оружием без санкции прокурора.
Эти учения сегодня мы вспоминаем с улыбкой.

байки, боевые будни, где мы там победа, спецназ

Previous post Next post
Up