Пару недель назад съездили в Липецкую область. Посмотрели за два дня много интересного, в том числе посетили небезизвестный метрополитен, который строит в городе Лебедянь Леонид Мулярчик.
Про это место писали уже не раз, его даже показывали по телевизору, но нам хотелось увидеть все своими глазами и самим пройтись по этим тоннелям.
1.
Строительство метро началось еще в 80х годах, тогда был основан корпоратив, в который записалось более 150 человек. Как только они поняли что прибыль будет только после окончания строительства, сразу же разбежались. В итоге Леонид остался один, но не забросил свою идею, а решил ее реализовать в одиночку.
2. Тоннель. Здесь должны ходить вагонетки.
На настоящее время Леонидом проложенно около 200 метров тоннелей. Последний год работы практически не велись, у Леонида не хватает времени и сил. По его словам он понимает что одному ему не под силу уже завершить задуманное.
3. Свод тоннеля может выдержать проезд над ним 60-ти тонного грузовика.
Но Леонид не сдается. У него еще есть идеи в запасе.
Например он хотел сделать в своем метро кафе с танцами, но никак не может получить на это разрешение. А еще за зиму он планиурет построить опытный образец какого-то нового автономного лифта и получить патент на него. По его словам такой лифт будет востребован например в многоэтажных особняках. По понятным причинам, подробности этой задумки он нам не рассказывал.
4.
Вообще строительство метро, задача сама по себе непростая и недешевая. Рыть такие тоннели силами одного пенсионера, это задача не из легких. Кроме того каждый пройденный метр обходится порядко 5 тысяч рублей. Какие-то деньги Леонид откладывает с пенсии, да туристы и телевидение подкидывают денежку.
Но кроме работы под землей, приходится решать еще и кучу бюрократических вопросов. Например магистральный тоннель проведен по точно указанному администрацией области маршруту. Отклоняться от него нельзя. Зачастую Леониду приходится потратить больше времени на утверждение документов и получение разрешений чем на саму работу.
5. Высота тоннелей небольшая. Сам Леонид проходит без проблем. Нам же приходится пригибаться.
По плану в тоннеле должны ходить автоматические вагонетки. Спустился, сел в вагонетку, нажал на кнопку и она везет тебя к следующему выходу. Кроме того тоннели можно использовать для проведения коммуникаций в ближайшие дома.
В стенах тоннеля оставлены углубления, где можно будет сделать ответвления к домам соседей, когда они захотят подключиться к метро.
6.
Как я уже сказал выше, очень серьезной проблемой является получение разрешений. Например вспомогательный тоннель к своему дому Леонид начал рыть, еще до того как ему разрешили его проложить. В итоге разрешение он получил уже только тогда когда сам тоннель был готов. До этого приходилось прятать его от проверяющих.
7. Технический тоннель.
Для вывоза выбранной породы наверх Леонид сделал шахту, с небольшим подъемным краном, чтобы не возить каждый раз тележку ко входу. Чтобы попасть к шахте нужно спустить с потолка металическую лестницу, по которой можно закатить тележку к шахте. Причем опускается и поднимается лестница не руками, а по нажатию на кнопку.
8. Лестница для вывоза грунта на поверхность.
Из метро имеется прямой выход в дом Леонида, в той части тоннелей он устроил котельную, которая способна отопить 4 дома. Рядом оставленно место под большую котельную, которая сможет отапливать до 20 домов. Но опять таки это будет нужно, только если соседи согласятся пользваться этими услугами.
9. Весь метал внизу сильно покрыт ржавчиной.
10. Через свод проросли какие-то корни.
К сожалению сейчас метро выглядит весьма печально. Явно без нормальных инвестиций работа не будет закончена. Кроме того у Леонида нет приемника в этом деле, а человек он уже не молодой.
Думаю если бы он жил где-нибудь в Европе, то к его идеям отнеслись бы совсем подругому и судьба его проекта была бы гораздо более позитивной.
11.
12.
Когда мы ехали смотреть это метро, мы ожидали увидеть чудака, который роет и роет тоннели под своим домом, непонятно для чего. Были весьма удивленны, познакомившись с адекватным, умным и серьезным человеком. Очень странно сочетается эта его адекватность с самой идеей строить метро в маленьком городке. Видимо он родился не в то время и не в том месте.
13.
По окончании экскурсии я спросил у Леонида, как мы можем проинвестировать его работу. Он улыбнулся и сказал "Каждый инвестирует как считает нужным, если бы у меня была установленная плата за вход, мне бы пришлось с нее налоги платить" :)
14. Сам Леонид Владимирович. Закрывает вход в свое метро.
Метрополитеном идеи Леонида не ограничиваются. Например он хочет открыть ларек, рядом со входом в метро. Он даже поставил рядом камеру, чтобы видеть кто разрисовывает стены ларька. Но, ему не дают разрешение.
Кроме того Леонид построил самостоятельно корабль, причем судя по всему немаленький. Он единственный житель города имеющий водные права. Но несмотря на это корабль не приносил особой прибыли, кроме того появились проблемы с МЧС, из-за резвящихся на корабле детей, которых Леонид не мог постоянно гонять, так как для этого ему пришлось бы самому все время сидеть на судне. В итоге корабль пришлось продать.
15. Верхняя палуба корабля.
Сейчас вместо корабля у Леонида самодельный колесный буксир. Колеса кажутся анахронизмом, но на самом деле все логично. На реке запрещено ходить под мотором до середины лета, из-за нереста рыб. На колеса же нет никаких запретов.
16. Буксир.
В общем и целом впечатления от знакомства противоречивые. С одной стороны поражает энтузиазм и количество идей метростроевца, с другой грустно от понимания что скорее всего это все впустую и никому кроме него, да некоторого количества туристов не интересно и не нужно.