ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

Nov 26, 2010 22:37

Запись из дневника Толстого, которую он сделал после визита в Ясную Поляну тульского священника Дмитрия Троицкого. Лев Николаевич и Софья Андреевна приняли архиерея очень тепло.

«Как бы не придумали они чего-нибудь такого, чтобы уверить людей, что я «покаялся» перед смертью. И потому заявляю, что возвратиться к Церкви, причаститься перед смертью я так же не могу, как не могу говорить перед смертью похабные слова или смотреть похабные картинки, и потому все, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и причащении, - ложь. Говорю это потому, что есть люди, для которых по их религиозному пониманию причащение есть некоторый религиозный акт, т. е. проявление стремления к Богу, для меня всякое такое внешнее действие, как причастие, было бы отречением от души, от добра, от учения Христа, от Бога. Повторяю при этом случае и то, что похоронить меня прошу также без так называемого богослужения, а зарыть тело в землю, чтобы оно не воняло» (ПСС. Т. 57. С. 16-17).

Читая эти слова, вспоминается прекрасная могила Толстого в Ясной Поляне - холм, укрытый ковром сочной зеленой травы. Никогда не думала, что скажу это, но красивее могилы я не видела.
Up