Сегодня НН водила нас по залу древнего Рима.
Сначала посмотрели на волчицу,
Быстренько поговорили о Ромуле и Рэме, о царском периоде древнего Рима и о печальной судьбе его последнего царя Тарквиния.
Начался республиканский период, время народной демократии, и тут как раз скульптурный портрет Брута
Услышали легенду о судьбе сыновей Брута. Конечно, человек с таким лицом мог встретить смерть сыновей, не проявляв эмоций.
Посмотрели на старого римлянина, выскользни упомянули этрусков с их обычаями делать посмертные маски и хранить скульптурные портреты умерших предков дома в шкафу, решили, что так и римляне научились:
Самые частые скульптуры республиканского периода, дошедшие до нас - Оратор и Жрец, ведь это обычные занятия граждан (каждый глава семьи совершал обряды для домашних богов).
Римские домашние божества - это гении (отвечали за таланты), лары (достаток) и пенаты (покой).
Римское искусство эпохи республики - это искусство реализма. Помимо портретного сходства, допускалось и изображение физических несовершенств (что невозможно представить в Греции) - оратор вовсе не атлет и носил ортопедическую обувь, а у Жреца - морщины:).
Богов римляне изображали в облике людей, как и греки, и это было тоже изображение идеального тела. Тут мы посмотрели статую Юноны Соспиты (воительницы). Интересно, что прекрасной жертвой для нее были цветы и конфеты фрукты.
Над выходом из зала - рельеф с изображением самых популярных жертвенных животных.
В центре зала - алтарь для жертвоприношений Нептуну. На одной стене изображена сцена свадьбы Нептуна и Амфитриты, на другой - сцена ценза. Каждый римлянин один раз в год должен был прийти и отчитаться об имуществе и доходах. И это было почетной обязанностью, ибо только состоятельные люди могли быть легионерами и голосовать. НН сказала, что этот алтарь достаточно скромных размеров.