Также в реабилитации важны последовательность и комплексность. Лучше пять минут в день, но постоянно, чем по часу и быстро загнать и ребенка, и себя. Организм ведь живая система, и, как везде, действует принцип use it or lose it. Или используй эту руку, ногу, язык, что угодно, или потеряешь их. Дети до сих пор под впечатлением от истории из документального фильма, где один старец где-то в горном селении (не помню точно, в какой стране это было) поднял руку во славу Бога и больше ее не опускал. Его интервьюировали через несколько лет после этого - ну и да, он сидел такой весь живой и веселый, а эта поднятая и высохшая рука казалась инородным телом. Ты тут бьешься над тем, чтобы восстановить или даже создать функции, а тут человек их имел и сам отказался. Зато, наверняка, стал местной звездой.
С другой стороны, пришлось поставить внутренний фильтр на все увещевания и обвинения специалистов. Их много, и каждый занимается каким-то определенным аспектом (ре)абилитации ребенка. И если специалист хороший, то он фанат своего дела. Ну и частенько дает тебе наставления, что ты должна бы в поддержку его занятий каждый день делать то-то и то-то. Если собрать все наставления от всех воедино, то понятно, что делать все это каждый день родителям физически невозможно. Поэтому сейчас уже не вступаю ни в какие дискуссии ни с кем, соглашаюсь со всеми, а делаю только то, на что хватает сил и навыков, не чувствуя себя виноватой. И это по большей части те вещи, которыми специалисты с ребенком как раз не занимаются. И стараюсь хоть 10 минут, но регулярно, каждый день или хотя бы периодическими курсами, памятуя о том, чем грозят длинные перерывы.
Но вообще в последние годы мы уже почти ушли от реабилитации в сторону обычного разнообразного спорта. Тут у ребенка уже своя мотивация, детский коллектив, соревновательность, адреналин и восторг, когда летишь на лыжах с горы. Ну и школа опять же. Регулярно остались только несколько элементов, типа утренней зарядки, мелкой моторики руки и логопедических упражнений, и специалист по абилитации, обучающий навыкам самостоятельной жизни. Остальное разово или по паре курсов в год. И я этому очень рада.