(весь фоторепортаж:
здесь)
Специально составленное молебное пение по распоряжению Высшего Церковного Совета проходило в этот день во всех центральных соборах всех епархий РПЦ МП. Главным местом проведения была площадь у Храма Христа Спасителя, возглавил службу сам Святейший Патриарх Кирилл. Сведения о количестве участников разнились , официально было заявлено о десятках тысяч участников, доподлинно известно, что молящиеся прибывали на специальных автобусах не только из Московской, но и из других областей. Информационная поддержка события была более чем внушительной.
В конце молебна патриарх произнёс
эмоциональную речь, в которой было объявлено о благословении хранить изуродованные иконы (вопреки общепринятой в православной традиции норме реставрировать или уничтожать таковые) , также была произнесена смутившая многих фраза о «предателях в рясах» , вразумительного объяснения того, кто это такие, так и не последовало.
Наше сообщество тоже поместило тогда небольшую
статью с молитвой, приуроченной к этому событию.
Что же можно сказать о результатах столь мощного действа год спустя?
Защищена ли вера? Кого-то это событие (и то, что последовало за ним) побудило покинуть РПЦ. Другие уверовали в своё право устраивать расправы с "врагами веры и Отечества". Атеисты взялись за Евангелие, пытаясь уличить священноначалие в отступлении от христианства. И практически все, кто так или иначе отреагировал на это событие, были вынуждены задать себе вопрос: а во что же на самом деле они верят, и как эта вера соотносится с их жизнью.
Поруганные святыни? Но после молебна происходили акты вандализма - например, спилы поклонных крестов.
Защищена ли Церковь ? Если говорить именно об РПЦ, то хотя материалы в СМИ с нападками на конкретных высших священнослужителей вроде бы исчезли, но антиклерикальные публикации, нарочито однобокого, а то и провокативного содержания, продолжают появляться,
вот свежий пример . И стоило бы противопоставить некачественным материалам качественные, с честными глубоким подходом, но официальные источники предпочитают уклончивость, а способным к серьёзному разговору церковным людям за последний год всячески намекают (а то и прямо говорят), что лучше бы им молчать.
Если же говорить о добром имени Церкви ( опять же, подразумевая именно РПЦ) , то за этот год людей, настроенных критически, стало больше как внутри церкви, так и вне её. И поводов для этого было подано немало - от нелицеприятных историй, связанных
с претензиями Общества Защиты Прав Потребителей вокруг торговли в том самом храме Христа Спасителя до обсуждения закона о защите религиозных чувств верующих.
Конечно, многие из активных участников акции совершенно искренне хотели защитить отцовские традиции, даже не подозревая, что именно из этих же благих побуждений когда-то был гоним и судим Иисус из Назарета.
(фотография с сайта патриархии
Казаки на молебном пении в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени перед Храмом Христа Спасителя )
Едва ли можно назвать успешным последствием молебна многих тысяч людей то, что двум молодым мамам, выбежавшим без разрешения в сценических костюмах на амвон ради съёмки некоего клипа, дали два года реального срока заключения ( если ещё учесть, что сами они свой поступок считают политической, а не антицерковной акцией).
Но что же тогда можно назвать положительным результатом прошлогодней акции? Можем ли мы сказать, зачем она вообще была нужна? И почему теперь о ней предпочитают не вспоминать даже бывшие ярые сторонники её проведения?