Юрий Гагарин, храм Христа Спасителя и водные лыжи

Apr 12, 2021 03:08

Один из главных козырей сторонников версии о религиозности Ю.Гагарина - утверждение, что Гагарин требовал восстановить Храм Христа Спасителя.
Выглядит это обычно так



Некоторые умудряются увязать слова Гагарина о ХХС с гибелью космонавта


Есть мнения, что даже если Гагарин говорил не о восстановлении, то: «Сказанное Гагариным в советский период -минимум отступление от линии партии, крамола. Но он так сказал.
Вообще, в 60-гг упомянуть о ХХС - да ещё в положительном смысле - надо быть именно Гагариным, чтобы такое сошло с рук». (из сети).

Больше всего вокруг темы «Гагарин и ХХС» накручено в фильме «Космос как послушание».
Вначале некто В.Петров (забавный тип, но пока о нем не буду) рассказывает о посещение им и Гагариным Троицко-Сергиевской лавры «в дни, когда астронавт Фрэнк Борман читал с лунной орбиты главы из Книги бытия. Как бы приглашая к разговору Гагарина. Гагарин не отозвался».
И не мудрено. Если бы отозвался, это было бы событием покруче полета в космос, ведь Ф.Борман читал Библию из космоса в рождественские дни декабря 1968г. (полет Аполлона-8 21-27 декабря 1968г.), когда Ю.Гагарина уже не было в живых. И Лавру он посещать в эти дни тоже не мог по той же причине.
Петров: «через 2 недели пленум ЦК, текст нам давали в ЦК согласованный…»
VIII пленум ЦК ВЛКСМ проходил 27-28 декабря 1965г., но это были другие «2 недели». В декабре 1965г. Ф.Борман тоже был в космосе, но не на лунной орбите и Библию не читал. Но, видимо, когда надо подвести теоретическую базу, на детали внимания не обращают, главное - декабрь совпадает, а год - это ведь мелочи.

Оставим в стороне Лавру, Гагарин мог туда ездить, многие ездили на экскурсии, мог не ездить - это не доказать и не опровергнуть, да и не важно. Петров вообще свои слова никогда ничем не подтверждает, однако кто-то им верит.
Но как мило у Петрова вот это: «текст НАМ давали в ЦК». Нет, Петрову в ЦК текст не давали - он не был членом ЦК ВЛКСМ. Все выступавшие там известны, и Петрова среди них нет. Вот они:



Да и тексты - судя по выступлениям что гагаринскому, что других ораторов - готовили они сами, хотя, возможно, согласование и было. Разумеется, все они по теме Пленума, а пленум был программный.

Петров: «он читает текст, потом отворачивается и говорит: «о каком воспитании патриотической молодежи можно говорить, когда взорвали храм воинской славы и я, говорит, видел только один макет, и то душа замирает». И вот я никогда не думал, что у Гагарина такая смелость будет».
И идут кадры с высокой трибуны, видимо, Дворца съездов, с выступающим Гагариным (без голоса).
Нюанс в том, что кадры точно не с того пленума - пленум проходил в гостинице «Юность», там довольно скромный зал, который сейчас выглядит так:


«27 декабря. Присутствовал на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ, который проходил в конференц зале гостиницы «Юность»». (В. Митрошенков «Земля под небом. Хроника жизни Ю. Гагарина». М.: Советская Россия, 1981г., 1987г.).
Эта гостиница часто использовалась для нужд ВЛКСМ, да и строительство велось на средства ВЛКСМ. Там сохранен номер, в котором жил «космонавт номер один».

А.Леонов в фильме: «Гагарин умный, знал политическую ситуацию… разрушали храмы» - и идут кадры взрыва ХХС.
Помилуйте, но в 60-х ничего не разрушали, при Хрущеве была активная антирелигиозная пропаганда, и только, но в 1965-то был уже Брежнев, и даже пропаганда эта сошла на нет.
Петров: «И когда доложили генсеку, он сказал - первое что мы сделаем - обязательно восстановим триумфальную арку. И ее восстановили».
Ну, арку действительно восстановили, только Гагарин здесь ни при чем - за 2 недели до Пленума, 10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве», а на его основании было выпущено и соответствующее решение Мосгорисполкома № 54/31 от 31 декабря 1965 года (хранится в Центральном городском архиве г. Москвы). Демонтировали ее, кстати, по вполне прозаической причине - из-за реконструкции площади, где она до того стояла.


Диктор: «Естественно, газеты о скандальном выступлении Гагарина на пленуме ЦК комсомола не сообщили. Над теми же, кто об этом выступлении рассказывал, откровенно смеялись».
Ну зачем же так врать и передергивать? В газетах не печатались все речи всех пленумов и даже съездов, только заключительные постановления. А пленум ЦК ВЛКСМ - это вообще вполне рабочий момент, проходил дважды в год.
Диктор: «И все-таки это было. Восстановить истину помогла главный специалист архива социально-политической истории. В 60-е она работала в ЦК комсомола».
Идут кадры с архивом, рукопись, маленький кусочек текста, подпись Гагарина…
Ну что ж так мало текста-то? До сих пор секрет?))


Диктор: «Этой папке уже 45 лет. Историки не интересовались ей только по одной причине -
не верили, что она есть».

Нет, граждане из кино, вы либо заблуждаетесь (но при этом беретесь самонадеянно делать выводы), либо откровенно врёте.
Историки не интересовались этой стенограммой по банальной причине - они о ней прекрасно знали. Ибо она была опубликована, и не раз.
Уже в марте 1966г. был издан сборник «Верные подвигу отцов. Материалы VIII пленума ЦК ВЛКСМ». Не брошюра - книга в твердом ледериновом переплете, тираж 20 тыс. экз. В ней напечатаны речи всех выступавших делегатов.



Кроме этого, дважды была издана книга Гагарин Ю. «Есть пламя!» Издательство: М.: Молодая гвардия, в 1968 г. тираж 50 тыс. экз., в 1971г. - 125 тыс. экз., где собраны все выступления Ю.Гагарина, в т.ч. и речь на том Пленуме (немного сокращенная).
И Петров, и Леонов, раз они представляются друзьями Гагарина, не могли об этих книгах не знать.
А работница архива, бывший сотрудник ЦК ВЛКСМ, не могла не знать о сборнике материалов Пленума.
В любом случае, документ, изданный тиражом не менее 195 тыс., сложно назвать неизвестным, секретным и т.д. Но в сети цитируется только один абзац (иногда два), тот, что про храм, и это вырванные из контекста - большого, причем - слова. И, как правило, стыдливо выбрасываются фраза о патриотической сущности этого памятника (храма).

Я привожу речь Ю Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ /декабрь 1965г./ частью стенограммы и полностью - сканами издания 1971г. и текстом по сборнику материалов пленума.




ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА VIII ПЛЕНУМЕ ЦК ВЛКСМ Декабрь 1965 года

Дорогие товарищи! С большим волнением выступаю я сегодня на пленуме. Тема, которую мы обсуждаем, близка и нам, космонавтам, а так как мы не только космонавты, но и военные люди, эта тема нам близка вдвойне.
Может быть, в наших армейских условиях особенно ощущается уровень работы по военно-патриотическому воспитанию, так как в армию молодежь приходит в девятнадцати-двадцатилетнем возрасте с уже сложившимися в основном взглядами. И от того, насколько каждому молодому человеку привито чувство высокого гражданского долга защиты своей Родины, любовь к армии и флоту, в конечном счете зависит его отношение к службе.
Надо сказать, что абсолютное большинство приходящей в армию молодежи с высокой ответственностью выполняет свой воинский долг, гордо несет звание советского воина. Этому во многом способствует та большая работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи, которая проводится партийными, комсомольскими и другими общественными организациями.
Сейчас уже совершенно очевидна несостоятельность былых разговоров о службе в армии. Вот что говорят сами воины: «Армия - это школа жизни. Она выработала у нас правильные взгляды на жизнь, научила найти свое место в строю строителей коммунизма. Только Армия и никто другой сделала нас выдержанными, дисциплинированными, выносливыми. Разве не замечательно служить Родине, своему народу, знать отлично своё дело! Водить машины в метель, стрелять, стоять на посту, когда вокруг все спят спокойно, зная, что ты оберегаешь сон и труд советских людей... Это малая частица всего того, что дала мне армия». Такой отзыв о службе в армии дает не только комсомолец-танкист Владимир Фурса, выдержку из письма которого я зачитал, но и все воины, с которыми нам приходилось встречаться.
И все-таки, как мне кажется, в послевоенные годы внимание к военно-патриотическому воспитанию молодежи несколько ослабло... Дело, конечно, не в том, что за 20 лет снизился авторитет нашей Советской Армии. Нет, он высок, как и прежде. Но ведь сменилось поколение молодежи. Сегодня в армию идут юноши, которые не видели войны, не помнят ее и знают о подвиге Советской Армии лишь со слов. Тем более обидно, когда события тех лет опошляются, когда приходится читать и слышать не совсем правильную трактовку подвигов армии и народа в Великой Отечественной войне. Например, недавно я слышал по радио песенку. Основной смысл ее в том, что для нас, дескать, «война карточкой пришпилена к стене». Разве можно так пошло говорить о светлой памяти тех, кто погиб на войне, как это сделано в припеве песенки:
Мы войны, представь себе, не знали,
Как же мамину тревогу нам понять?
Если мы с Наташей без вести пропали,
Значит, просто до утра пошли гулять!
Обидно становится за автора этих слов.
Есть еще один вопрос, на который нам, комсомольским работникам, следует обратить особое внимание, в котором нам стоит разобраться. Борьба за мир, мирное сосуществование - один из важнейших вопросов внешней политики нашей партии. И все советские люди горячо поддерживают миролюбивую политику Советского правительства. Но иногда, пропагандируя мирное сосуществование, мы забываем о военно-патриотическом воспитании, о необходимости готовить молодежь к защите нашей Родины с оружием в руках.
Что греха таить, ведь нет-нет да и услышишь от обывателя, что военные не нужны, армия не нужна, что в нее идут только те, кто не смог найти другого места, да и вообще, мол, войны не будет. Этим демагогам и невдомек, что борьба не только возможна, но она ведется, ведется с оружием в руках. Примером тому - Вьетнам. Вы понимаете, я не за войну, но я за воспитание ненависти к агрессорам, к чуждому нам миру империалистов и поработителей.
Особо хочется сказать сегодня о работе, которая проводится с подростками, только вступающими в жизнь. Чему мы их учим и на чем? Далеко не всегда в наших учебниках достойное место занимает военная тема. Несправедливо мало отводится времени в программах школ на изучение героических подвигов советского народа. А иногда учебники прямо-таки неверно трактуют сегодняшний день нашей армии. В «Родной речи», книге для чтения первоклассников, есть стихотворение «Парад», в котором говорится:
Конники суровые, защитники страны,
Идут, звенят подковами
Под ними скакуны.
Под облака морозные,
Как перышки легки,
Взлетают краснозвездные
Лихие ястребки.
Вот какой видят сегодняшнюю армию товарищи из издательства, это же хотят втолковать нашим детям.
Современная армия - это мощные боевые ракеты и атомные подводные лодки, сверхзвуковые самолеты и сложные радиоэлектронные средства борьбы с противником. Об этой хорошо знают дети и играют не в ястребки, не в конников, а в ракетчиков, подводников и космонавтов.
Сегодня детей уже трудно удовлетворить только рассказами об армии. Они сами хотят учиться стрелять, прыгать с парашютом, летать на самолетах и планерах. И тем более непонятно, когда отдельные воспитатели стараются оградить детей от общения с оружием, с армией. Недавно мне рассказали такой случай.
В городе Свердловске директор 36-й школы позвонил райвоенкому и попросил его забрать из школы имеющиеся там винтовки. Когда же военком спросил директора, как он будет вести военно-патриотическое воспитание в школе, последний ответил: беседами, рассказами. На это последовал, на мой взгляд, очень правильный ответ военкома, что защищать Родину придется оружием.
В связи с этим хотелось бы несколько слов сказать о работе многомиллионной организации ДОСААФ. Никто не может спорить, что занятия военно-техническими видами спорта - лучшая подготовка молодежи к службе в армии. Наши юноши и девушки хотят заниматься парашютизмом, самолетным и планерным спортом, стрельбой, автомотoспортом. Однако до сих пор эти виды спортивной деятельности являются далеко не массовыми, а имеющаяся материально-техническая база не может удовлетворить всех желающих. Достаточно сказать, что планеры в нашей стране изготавливаются в очень малом количестве. То же можно сказать и о любительской авиации. В дорогом мне лично водно-моторном и водно-лыжном спорте до сих пор соревнования в основном проходят на зарубежных моторах. У водных лыжников недостаточно отечественных подвесных двигателей, которые могли бы буксировать лыжника. А ведь воднолыжный спорт, автомотоспорт - это тоже школа будущих летчиков, танкистов, водителей ракетных установок.
На мой взгляд, нам нужно обратить внимание еще на один одень важный вопрос, который относится к воспитанию молодежи. Речь идет об увековечении памяти тех, кто погиб в боях за Родину.
Недавно в одной из газет я прочитал ответ на письмо читателя под рубрикой «Меры приняты». В нем говорится, что в редакцию обратился бывший фронтовик, которого возмутило плохое отношение к памяти погибшего воина, захороненного в его селе. Реагируя на это письмо, редакция направила его военкому для принятия мер. Вскоре пришел ответ, что меры приняты. Что же было сделано?
1. На председателя сельсовета наложено взыскание вышестоящим органом.
2. Останки погибшего при освобождении данного села воина перенесены в братскую могилу, которая находится в другoм селе.
Газета преподносит этот факт как хорошую реакцию на письмо фронтовика. Может быть, и есть закон, который разрешает переносить останки погибших, но мне кажется, в данном случае село и школа, возле которой была могила, понесли большую моральную потерю. А какая польза была бы для воспитания школьников, если бы им внушили чувство священного отношения к памяти воина, погибшего при освобождении их села!
Надо развивать шефство школ, училищ, институтов над памятниками павших. На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность?
Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много.
Вы скажете, что, мол, Гагарин раскритиковал всех, а есть ли у космонавтов свои традиции? Да, есть. Уже сложились новые, неплохие традиции и у космонавтов. Стало неписаным правилом, что перед полетом космонавт приходит на Красную площадь к Мавзолею Ильича и дает клятву выполнить порученное задание, чего бы это ни стоило. За несколько дней до полета у нас проходят традиционные партийные собрания, на которых специалисты, космонавты и их дублеры докладывают о своей готовности к полету.
Традиционным стало и посещение родины Циолковского по возвращении из космоса. И это является своеобразным отчетом перед великим основоположником космонавтики. Не менее волнующей традицией стало брать с собой в полет сувениры. Комсомольские значки, взятые Б. Егоровым и В. Быковским, стали после того полета лучшей наградой для комсомольцев. П. Попович взял с собой портрет Владимира Ильича Ленина. В. Комаров - бант Парижской коммуны и вишневую ветку, подаренную ему пионерами города Ленина. Эти небольшие сувениры, честно говоря, дороги не только тем, кому они вручаются, но и нам, космонавтам.
Пусть же здравствуют старые традиции воинской славы! Пусть создаются и входят в жизнь новые! И те и другие одинаково влияют на укрепление и утверждение патриотических чувств нашей молодежи.

В заключение мне хочется сказать несколько слов о нашей работе по пропаганде героических подвигов, совершенных славными представителями нашего народа, коммунистами и комсомольцами. По-моему, мы незаслуженно забываем тех людей, которые своим беспримерным героизмом вписали в историю нашего государства золотые страницы. Мы мало рассказываем молодежи о подвигах героев гражданской войны, о строителях первых пятилеток, о таких людях, как Камо и Тухачевский, Чкалов и Папанин, Мамлакат и Ангелина, о тысячах героев Великой Отечественной войны.
Чем, например, можно объяснить, что фотографии популярных (да и не пoпулярных) артистов можно купить в любом киоске, а открытки с портретами и описанием подвигов героев найти невозможно? Почему за последние четыре года Министерство связи выпустило 755 видов марок, из которых только 27 о Советской Армии и ее героях?
Далеко не достаточно в этом направлении делается литературой и искусством. Но об этом здесь уже говорили.
Сейчас весь советский народ готовится достойно встретить ХХIII съезд КПСС. Мы смотрим на то, что нами сделано и что предстоит еще сделать. Собравшись на свой пленум, мы обсуждаем также одну из важнейших задач, которую поставила партия перед комсомолом. И эту задачу мы обязаны выполнить.
[Spoiler (click to open)]











На том Пленуме, посвященном сохранению исторической памяти, каждый говорил о своем.
Наровчатов С., секретарь правления Московского отделения Союза писателей РСФСР - о литературе; председатель совета по туризму - о развитии молодежного туризма, в т.ч. в древнерусские города; генерал, председатель ЦК ДОССАФ - о работе с допризывниками; Павлов, первый секретарь ЦК ВЛКСМ - у него вообще интересное выступление - предложил в качестве туристических мест в т.ч. Кижи и Соловки - религиозные объекты! Ужас!)) Но нет, его, как и Гагарина, за это не казнили.
Ну а офицер Советской Армии полковник Гагарин - о том, что ему близко: об армии, о военной подготовке, о ДОСААФ, о том, какими должны приходить в армию призывники, и какими они приходят. О развитии тех видов спорта, которые нужны для армейской подготовки, говорил со знанием дела - сам Юрий Алексеевич спорт любил, занимался многими видами, и проблемы знал изнутри. И, конечно, об исторической памяти - об этом говорили все, это тема Пленума, и, упомянув ХХС, он подчеркивает: «его патриотическую сущность». И ни слова о религии.
А вот В.Песков, журналист «Комсомолки», размахнулся шире.
«Формы и методы, которыми мы должны пользоваться в воспитании, находятся у нас под руками, но мы иногда их не замечаем или не умеем пользоваться ими.
Вблизи Красной площади строится новое здание гостиницы «Россия». Оно подавляет, заслоняет очень дорогой всем нам исторический ансамбль столицы, который помогает нам воспитывать самые высокие патриотические чувства. <Кремль?> Сейчас ошибка с этим строительством всем очевидна.…
Ю.А. Гагарин говорил о том, что разрушен храм, который строился когда-то на собранные народом деньги. Разумно ли было уничтожать его? Вряд ли. Когда мы говорим о воспитании чувства патриотизма, мы часто боимся употребления слова «церковь», забывая, что наши предки-мастера только в этих постройках могли донести до нас мастерство».
Далее Песков называет церковников «нашими идейными врагами», приводит пример Рим, где древнюю стену не стали разрушать, а вписали в новое здание и «получилось очень здорово». «И получается очень сильный эффект - новое, и тут же проглядывает древняя история страны».
И ничего Пескову за это «вряд ли» не было, он прожил долгую плодотворную жизнь, и даже звание Лауреата Ленинской премии и Орден Трудового Красного Знамени у него не отобрали.
Так что Гагарин не один затронул тему церквей, и он не сказал ничего сенсационного. Никакого «отступления от линии партии», наоборот - в соответствии с ней. «Собравшись на свой пленум, мы обсуждаем также одну из важнейших задач, которую поставила партия перед комсомолом. И эту задачу мы обязаны выполнить».
Нет, Юра, Юрий Алексеевич, не выполнили… Но «за попытку - спасибо».

Просто назрела тогда необходимость что-то делать с этой самой исторической памятью, и не только о войнах, но и об истории страны в целом.
Почему назрела? Потому что, как видно из выступлений, через 20 лет после Победы с памятью этой было весьма неладно. Приводится немало примеров, некоторые весьма неприятные. Из жизни, из литературы и кино, из учебников, где «лишь вскользь показано участие комсомольцев в Великой Отечественной войне»… О литературе говорили почти все, в разных аспектах. «Тема войны часто получает свое освещение через концлагеря и пленных… создается впечатление, что самыми активными патриотами в войну были те, кто оказался в плену». Знакомо, не так ли? О борьбе за мир, об искажении исторической правды за рубежом, о слабой работе с молодежью и даже о разнице в преподавании русского языка в США и английского - в СССР. Вообще сборник материалов Пленума содержит много любопытных фактов и весьма интересен как срез эпохи, получается, что хрущевщина - это была такая перестройка-лайт. Ну, это отдельная тема.
Основной причиной называется то, что «Те, которым сегодня 17-18 лет, не прошли жестокой школы жизни и борьбы отцов, а сама постановка воспитательной работы не смогла в полной мере восполнить этот пробел». Плюс тема «примирения», желание старшего поколения сделать жизнь детей безоблачной дало вот такие результаты. И становится понятнее, почему 9 Мая вновь был сделан выходным днем, и пошли парады в День Победы.

Ну а почему же Гагарин упомянул ХХС? Если бы его волновали объекты религиозного культа, логичнее было бы вместо Триумфальной арки сказать, например, о Страстном монастыре, тоже снесенном, да только ассоциации с ним возникают не славные.

Всё очень просто - и Триумфальная арка, и ХХС - два больших и еще не забытых исторических объекта, оба имеют прямое отношение к Отечественной войне 1812г. И Гагарину, специально историю не изучавшему, именно 1812г. был знаком и близок. Он несколько раз упоминает его в книге «Дорога в космос»: «…волнение, охватившее меня, когда я читал «Войну и мир»… И фельдмаршал Кутузов, словно живой, представал перед моими глазами».
Смоленщина, родина Гагарина - это ведь исторические места. И Клушино, где он родился, и Гжатск (г.Гагарин), где потом жил - тоже. В этих краях воевал отряд Дениса Давыдова. Есть свидетельства французов о мощном крестьянском сопротивлении, в т.ч. именно клушинцев. Под Гжатском произошла встреча русской армии с полководцем М. И. Кутузовым. Жители выпрягли лошадей и руками привезли карету Кутузова в город, в дом купца Церевитинова, где его приняли с исключительной теплотой и сердечностью. А потом в этом доме была базовая школа, в которой учился Гагарин, на школе висела мемориальная доска в честь того события. И, конечно, ученикам это всё было известно. Возможно, и предания народные какие-то сохранились. Т.е. у Гагарина была причина интересоваться событиями 1812 года, а значит, и памятниками той войне, памятниками именно историческими. Вот и А.Леонов этот интерес заметил: «Кстати, тема войны 1812 года Гагарина очень интересовала. Когда я приходил к нему в гости, то он часто исполнял разные песни о той войне - о гренадерах, такие как "Гренадерам у трактира сено постелили", "Как гром, грохочет женка". Не знаю, откуда у него это все было, но понятно, что судьба храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы в войне 1812 года, не могла не волновать его".
https://foma.ru/pervyij-kosmonavt-o-razrushenii-xrama-xrista-spasitelya.html
Вот откуда Гагарин мог знать старинную песню? Только один вариант - слышал ее с детства, сохранилась она в памяти народной.
Младшая дочь Гагарина Галина вспоминает: «По-своему важным для папы, я думаю, было Бородинское поле. Пару раз я с ним там была вдвоем по дороге в Гжатск, ездили к бабушке - его маме. На поле папа был особенно задумчивым, грустным. Рассказывал мне о войне 1812 года и о кровавых событиях, связанных с Бородино. О нашей победе, о славе русского оружия, о доблести, храбрости и мужестве защитников Родины. Еще по дороге на Бородино пел мне песню "Скажи-ка, дядя, ведь не даром..."
http://gagarin.ortox.ru/v_krugu_semi./view/id/1144656
Вот отсюда и арка, и храм - исторические памятники 1812 года.
Ну а «построен на народные деньги» - это общее заблуждение тех, кто в историю храма особо не вникал, многие и сейчас так считают.
Ничего особенного Гагарин не сказал. На пленуме было озвучено много более злободневных проблем. А храм - это уже была просто история. После его сноса прошло 30+ лет, насыщенных самыми разными событиями, москвичи привыкли к бассейну «Москва», который был сооружением уникальным и пользовался популярностью. В брежневские времена к религии относились нейтрально, государство не «наезжало» на церковь, церковь не лезла в государственную жизнь, что полностью соответствовало принципу «церковь отделена от государства».
[Spoiler (click to open)]Но это не значит, что делегаты говорили «в пустоту». Все дельные предложения были учтены и отражены в Постановлении пленума. В том числе гагаринские.
Гагарин говорил о необходимости готовить молодежь к защите нашей Родины с оружием в руках - в Постановлении Пленума записано: «чтобы в Вооруженные силы СССР приходило грамотное, морально и физически здоровое пополнение людей, глубоко сознающих свою личную ответственность … за незыблемость рубежей Родины».
Гагарин сказал о том, что материально-техническая база для занятий молодежи парашютизмом, самолетным и планерным спортом, стрельбой, автомотoспортом неудовлетворительна - в Постановлении: «…строительство простейших мотодромов, кортов, стрелковых тиров, планерных площадок, парашютных вышек».
А принятый 12 октября 1967 года закон «О всеобщей воинской обязанности», расширил задачи ДОСААФ, повысил его ответственность за военно-патриотическое воспитание, военное обучение и физическую закалку своих воспитанников, поставил задачу готовить шоферов, радистов, моряков, парашютистов.
К 1975г. было свыше 5 тысяч спортивно-технических клубов, техническими видами спорта занимались 19,6 млн. чел.
А про историческую память - «всячески поддерживать и поощрять участие молодежи в охране исторических памятников, в изучении народного творчества и ремесел… необходимость разносторонней пропаганды выдающихся шедевров культуры и искусства, великих людей, чьи дела и произведения составляют бессмертную славу нашей Родины».
Хорошие и правильные выводы были сделаны. Жаль, что не все - или не так, как надо - реализованы.

Линейка учебников была заменена через несколько лет - дело это небыстрое. Но вот что интересно. Сравнила я «Родную речь», о которой говорил Гагарин (1966г.) - «хрущевскую» - и «сталинскую» (1954г., репринт). Они почти идентичны, даже нумерация изданий сохранена, и стишок с конниками есть в обеих. Только в «хрущевской» из раздела «1 Мая» убраны два рассказика о Сталине и заменены на другие. Но также исчез раздел «День Победы», о Дне Победе нет ничего, только упоминание о разгроме фашистов в рассказе о Советской армии. Хотя в «сталинской» было 2 стихотворения и картина с салютом.
Т.е. отказавшись от Сталина, отказались и от Победы. Ну что ж, неудивительно, что уже в 60-е отцовские медали в металлолом сдавали (из материалов пленума). Говорю же - перестройка-лайт.


И если Ю.Гагарин был заинтересован в «дорогом мне лично водно-моторном и водно-лыжном спорте», то он и действовал.


А катался на водных лыжах он здорово. «У него хватало сил пройти на водных лыжах за катером «Орленок» от Ялты до Алушты и обратно. Это полтора часа непрерывного напряжения. А скорость - под сто километров в час. Стоит хоть на мгновение расслабиться - удар о воду будет жестким».
Водные лыжи набирали популярность, и именно Гагарин способствовал появлению Федерации воднолыжного спорта СССР. И стал заместителем председателя федерации и председателем ее технической комиссии.
В номере от 1 октября 1963г. в «Комсомольской правде» была напечатана статья Гагарина «Лыжню летящим по волнам». Отрывки из статьи:
«…Помню, это было утром, чистым южным утром, с глубокими тенями. Но прохлада уже ушла, с каждой минутой солнце, как говорится, поддавало жару. Теперь спасти от зноя могло только море. Оно было спокойным в тот день и светлым. И я отправился на берег. Вот тут-то и состоялось мое знакомство с воднолыжным спортом.
Вижу, мчится катер. И почти на гребне кипящего буруна лыжник - настоящий властелин моря!».
«…этот спорт - говорится далее в статье, - покорил меня, что называется, с первого взгляда. Почувствовав на себе его огромнейшую пользу, я стал его пропагандистом среди своих коллег и первым тренером-общественником. Сегодня все космонавты увлекаются водными лыжами.
Но как жаль, что пока я не могу сказать: водными лыжами увлекается почти вся наша молодежь!».
И заканчивает словами, которые редакция выделила, подчеркнув их:
«Наш век - век великих открытий, грандиозных строек, век, в котором наша страна уверенно идет к коммунизму.
Для того, чтобы быть достоянным времени, чтобы как можно больше принести пользы Родине - строить дома и заводы, возводить гидростанции, выращивать высокие урожаи, охранять мирный труд людей, летать в космос, - необходимы крепкие мышцы, сильная воля, характер, высокая мораль. Развитию всех этих качеств способствуют занятия спортом».


https://fantlab.ru/edition312817
Через месяц, когда Гагарин вернулся из поездки, ему позвонили и сказали, что редакция получила более пяти тысяч писем в ответ на его призыв.
В дальнейшем, уже начав работать в федерации, Юрий Алексеевич неоднократно выступал со статьями в «Красной звезде», альманахе «Катера и яхты», журналах «Физкультура и спорт», «Смена». Его материалы, пропагандирующие развитие воднолыжного спорта у нас в стране, были опубликованы также в спортивных газетах и журналах Австрии, Франции, Италии, США.
[Spoiler (click to open)]Много интересного про Ю.Гагарина и водные лыжи можно прочитать здесь:
https://waterskiworld.ru/istoriya/7-yurij-gagarin-i-vodnye-lyzhi
Б.Л. Столярж, начальник спортивно-массового отдела ЦСК ВМФ, сохранил деловую переписку, которую Гагарин вел в качестве председателя технической комиссии.
“Эту должность он занимал на общественных началах, - рассказывает Столярж. - Относился к работе очень ответственно, хотя у него, конечно, не было времени вникать во все тонкости. Документы ему готовили - он их только подписывал. Но нам никогда не приходилось его разыскивать, ловить, перехватывать. Стоило сказать по телефону: так, мол, и так, надо встречаться, и он тут же назначал свидание. Благодаря его звонкам и его подписям на документах мы мгновенно решали проблемы, которые иначе тянулись бы годами. Гагарину никто не мог отказать. Люди видели его фамилию и тут же помогали”.
Гагарин даже писал в горком г. Куйбышева о том, что главный конструктор лодочных моторов «Вихрь» «тов. Страшкевич Р.В. в связи с отдаленностью проживания от берега Волги вынужден тратить значительную часть времени на дорогу, что вносит известные трудности в работу по доводке мотора “Вихрь”. Убедительно прошу Вас рассмотреть возможность обмена квартиры тов. Страшкевич Р.В. на равноценную в черте города вблизи от Волги.Это безусловно создаст необходимые условия тов. Страшкевичу Р.В. в его желании максимально использовать все свое время для улучшения эксплуатационных качеств мотора “Вихрь”, которого с нетерпением ждут многие тысячи любителей воднолыжного спорта в нашей стране.
О Вашем решении прошу сообщить.Председатель технической комиссии Федерации воднолыжного спорта летчик-космонавт СССР Ю.Гагарин”.
Я пообщалась в внучкой Р.В. Страшкевича, и действительно, в 1968г. конструктору дали квартиру в новом доме недалеко от Волги. Конечно, нельзя сказать, что только письмо Гагарина стало этому причиной, но сам факт такого участия говорит о многом.

Через почти 2 года, на том пленуме ЦК ВЛКСМ, он с прежним энтузиазмом вновь говорил о важности водных лыж. И опять делает упор на массовости, доступности этого и других видов спорта. Да, водные лыжи стали очень популярными - помню, Волга раньше прямо кишела моторками, с лыжниками в том числе. Я попросила тех, кто катался, описать коротко впечатления от водных лыж, мне ответили: «Это - ощущение полёта».
Вот это Гагарин любил, этим увлекался и хотел приобщить к этому как можно больше людей.
И делал это энергично, не жалея сил и времени. Пожалуй, он добился бы и восстановления храма, если бы действительно захотел.
Шуточный автопортрет:

(Предыдущие части о Ю.Гагарине и религии - см. более ранние посты).
Previous post Next post
Up