Feb 16, 2011 21:19
Где-то в классе девятом у нашего классного руководителя спросили мои одноклассники, зачем им все эти предметы. Они уже знают, кем станут. А учить приходится много и разного. Она что-то невразумительное ответила. А смысл-то простой, как потом понял несколько лет спустя.
Советская общеобразовательная школа копировала гимназическое образование. А гимназическое образование предназначалось не для всех. А для высших классов. Которые потом будут управлять людьми. А чтобы управлять, нужно представлять мир во всем многообразии, иметь цельную картину мира - иметь прочный базис, от которого можно отталкиваться в своих суждениях и решениях. Изучать гимназистам приходилось много и разное: от латыни до астрономии. Советская школа и российская как преемница исповедовала этот принцип. Но с учетом массовости. Поэтому программу имперских гимназий упростили.
Между тем, во всем мире более ста лет царит система двух коридоров. 10% учат думать и познавать. Остальным показывают, как писать, читать, немного считать и верить на слово. Чем меньше и фрагментальнее их знания, тем легче ими управлять. Почему 6 на 6 равно 36? Очевидный ответ для нас: 6+6+6+6+6+6=36. Скоро станет очевидным другое: потому что в тесте написано. Было бы написано 35, было бы 35. А Солнце вращается вокруг Земли, потому что так по ТВ сказали. Очень удобная схема. Все хвалят. Мы же отстали от всего мира. Сейчас наверстываем.
Хотя за столетие кое-что изменилось. Сегодня, если ты хочешь что-то узнать, чему-то научиться - учитель не нужен. Знания открыты. Учись сам. Но многие ли захотят учиться добровольно, а не из-под палки? Трудиться, биться, тратить нервы и здоровье, когда вокруг так много доступных развлечений... Думаю, где-то 10% от общего народонаселения.
Другими словами, ничего страшного не произойдет. У грядущих поколений будет выбор. И больше прав на счастье. Ибо во многих знаниях - много горестей.
образование,
размышлизмы,
реформа,
Россия