Несколько слов о новой, улучшенной версии моего
проекта КНДР 2.0.
Размышляя над необходимостью для России самоизоляции (отчасти вынужденной) и перехода к мобилизационной модели экономики в связи с начинающейся Второй Холодной войной, я вспомнил о давешнем советском мегапроекте
Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС).
Набросок проекта был разработан академиком В.М. Глушковым в 1960-х (оригинальный замысел принадлежал одному из пионеров советской кибернетики д.т.н.
А.И. Китову).
Проектом предусматривалось радикальное повышение качества управления народным хозяйством и государством в целом. Эту цель предполагалось достичь путём обеспечения высокой достоверности собираемой информации на всех уровнях управления и резкого повышения скорости её передачи и обработки для принятия управленческих решений. Предусматривалось также широкое использование математических моделей для оптимизации этих решений. Эксперты считают, что реализация проекта ОГАС могла бы скомпенсировать недостатки тоталитарной централизованной экономики СССР и резко повысить её эффективность за счёт достижения полного баланса и ликвидации дефицита. Также имелась возможность вывести из тени неучтённые доходы жуликов. С внедрением ОГАС предполагалось резко уменьшить коррупцию благодаря тотальному контролю за денежными потоками.
Однако эта грандиозная идея опередила своё время. Проект упёрся в стену сопротивления чиновников высших руководящих органов СССР, поскольку с его внедрением потребовалась бы коренная перестройка всей системы управления государством. При этом многие чиновники могли остаться без рычагов влияния и даже без работы. Поскольку в те времена социальные последствия автоматизации управления социальными системами ещё не были изучены и инициаторы проекта ОГАС сами их недооценивали, их идея была обречена на провал. Ещё одним (на мой взгляд, непреодолимым) препятствием был недостаточный уровень развития технических средств и отсутствие необходимой инфраструктуры для надёжного сбора и обработки такого количества данных. В частности, линии связи в тогдашнем СССР были не плохие, а очень плохие. Для надёжной и непрерывной передачи огромных потоков данных они не годились, а более совершенные долго и дорого было бы строить.
В общем, многообещающий проект был тогда похоронен. Сейчас, спустя 50 лет, возможности реализации такого амбициозного проекта становятся намного более благоприятными. Инфраструктура уже создана, связь работает достаточно хорошо, существующая вычислительная техника уже способна хранить и перемалывать требуемый объём данных, достигнуто намного лучшее понимание процессов, протекающих в экономике и социальных последствий, которые могут иметь место при возврате к централизованному управлению в общенациональном масштабе. Дело осталось за политической волей высших руководителей государства.
Я считаю, что негативные последствия вынужденного перехода к самоизоляции могут быть частично скомпенсированы благодаря внедрению ОГАС 2.0. И мы получим в России КНДР 2.1 - на совершенно новом качественном уровне по сравнению с существующей КНДР. И с обновлённым руководителем государства, вестимо.