На фоне своих воспоминаний о недавнем посещении СВУ мне на память пришёл первый опыт службы в роли солдата (курсанта) учебной мотострелковой дивизии, которая готовила сержантов для Московского военного округа. Это было частью подготовки суворовцев по программе первого курса высшего общевойскового командного училища. Таких летних практик было предусмотрено три -- после 9, 10 и 11 классов по 7 недель каждая. Так я столкнулся с воинами, которыми должен был командовать лейтенант, окончивший такое военное училище. От общения с этими будущими сержантами у меня осталось гнетущее впечатление. Прежде всего от их тупости. То есть полного отсутствия интеллекта. Стало понятно, что солдаты-пехотинцы должны быть ещё тупее.
Впрочем, я отвлёкся и начал копать слишком глубоко. На самом деле моя заметка была больше навеяна гороховым супом, который я только что приготовил и отведал.
Итак, эта учебная дивизия вся была укомплектована сельскими парнями, призванными на Украине. Как известно, из хохлов получались отличные сержанты -- усердные и не слишком умные. После окончания 9 класса нас отправили в учебный лагерь под Ковровом. Шёл июнь 1962 года. Мне тогда ещё не исполнилось 16 лет. Нас кормили в полковой солдатской столовой (она работала в две смены и обслуживала целый полк). Очень часто меню состояло из блюд, приготовленных из гороха. На первое - суп гороховый на мясном бульоне, на второе - каша гороховая с куском варёного свиного сала (которое в меню именовалось "свининой").
Сало было похожее на фото, но без чеснока и лишь со следами мяса. Кроме того, оно было с толстой кожей и обгорелыми остатками щетины. Его подавали на стол для 10 человек в красноватом соусе в отдельной миске. Кадеты к этому салу брезговали притрагиваться. Не по религиозным соображениям, а потому что были избалованы более изысканной пищей, которой нас кормили в СВУ. Приставленный к нам сержант Вася Цыганок вопрошал: "Хлопцы, хто сала не хотит?" В ответ все молчали. Наконец, после третьего повторения этого вопроса кто-то придвигал миску с салом Васе и предлагал ежу жрать его от души. И действительно, Вася это сало поглощал с аппетитом .
Также кадеты были избалованы тем, что в училище на обед в качестве третьего блюда полагался сладкий компот из сухофруктов, а иногда даже из фруктовых консервов. Однако солдатам по рациону компот не полагался. После наших жалоб на столы в столовой стали ставить графины с водой. И я тогда мрачно шутил: на первое - суп гороховый, на второе - каша из варёного гороха, на третье - вода из-под гороха.
Должен сказать, что мы брезговали есть варёное "небритое" свиное сало недолго. Через одну-две недели чувство голода одолело чувство брезгливости и мы перестали отдавать сержанту Васе все свои порции. Я на это смотрел чисто прагматически. Свиной жир -- источник энергии, в пополнении которой мы нуждались из-за физических нагрузок во время тактических занятий в поле. Так что подаваемое на обед сало пришлось через силу есть. Впрочем, за те семь недель войсковой практики я потерял несколько килограммов своего веса, как и все мои товарищи.
Ну, а теперь про сегодняшний гороховый суп.
Я приготовил для себя суп гороховый с копчёностями - так он называется в поваренной книге. Точнее - с копчёностью. Той самой, которую мне подарила вчера моя дочь, пока я у неё гостил в Москве проездом из Твери. И ещё точнее -- с половиной этой копчёности. Вторая половина подождёт своего часа в холодильнике. Горох вымачивал 18 часов. И опять это неточно, потому что у меня был не простой горох, а расколотый на половинки. Не удивительно, что суп получился военного цвета. Ведь я -- бывший кадровый военный.
Блюдо меня вполне удовлетворило. Осталось ещё 2-3 порции (это видно на фото). Скоро оно мне должно надоесть и я возненавижу гороховый суп. Где ты, Вася Цыганок? Жив ли? Тебе сейчас должен быть 81 год.