Сегодня очередная годовщина референдума в Крыму о его самоопределении. В связи с этим несколько моих мыслей.
Крым следовало забирать ещё в декабре 1991. Благо что итоги украинского референдума 01.12.1991 дали для этого
юридическое основание. По свидетельству участников сговора в Беловежской пуще, Кравчук поднял этот вопрос перед Ельцыным. По действовашему на тот момент закону СССР в Крыму нужно было провести референдум о самоопределении. Его исход был легко предсказуем. Но Ельцын решил, что Крым забирать в Россию не следует. И тем самым упустил шанс решить вопрос ещё тогда без таких крупных издержек, которые потерпела Россия через 23 года.
Причиной отказа Ельцына было то, что он побоялся создавать прецедент. Чечня и Татарстан были на грани отделения и могли у себя устроить сепаратисткие референдумы, следуя примеру Крыма. Что могло вызвать эффект домино в прочих регионах. Причём власть в руках Ельцына в тот момент была слабой, и он без того рисковал скоро стать квартирантом в "Матросской тишине".
Оставлять ситуацию с Крымом в 2014 as is озачало, что в Киеве скоро отменили бы Харьковские соглашения и потребовали убрать Черноморский флот из Севастополя в 2017. Что для России было неприемлемо, так как грозило утратой её позиции на Юго-Западном стратегическом направлении. К тому моменту киевская хунта уже успела бы окрепнуть и в Крыму неизбежно возник полноценный вооружённый конфликт с многочисленными жертвами и международной изоляцией России.
Поэтому я считаю, что бескровное отжатие Крыма в марте 2014, когда киевская хунта пребывала в состоянии Ochejeweitung (нем.), было плохим, но не самым худшим вариантом.
Как мы видим, упущенный шанс может обратиться неожиданно большими потерями из-за изменившейся обстановки.
В связи с этим многие наблюдатели считают, что Россия упустила шанс разрушить государственность враждебной Украины летом 2014, что якобы стало предательством российских интересов. Я к этим оценкам отношусь сдержанно из-за недостатка информации. Неизвестно, что в то время так резко остановило Путина на Украине. Видимо, были веские причины.