Сегодня в СМИ прошло сообщение о скоропостижной смерти Юрия Власова на 86-м году жизни. Власова представлять не надо; в молодые годы от стал легендой и кумиром многих моих сверстников, одного из них вы видите справа на фото.
Юрий Власов был на 11 лет старше меня и кое-что у нас с ним есть общее -- начало военной карьеры с юного возраста. При этом Власов имел не только талант, но и большое преимущество от рождения, о чём я здесь хочу рассказать.
Его отец по фамлии Владимиров был преставителем СССР при Мао дзедуне в 1940-х. Работал под прикрытием корреспондента ТАСС. А по факту - неофициальный посол, то ли разведчик, то ли дипломат. Вполне генеральский ранг. В то время СССР ещё не выбрал, кого поддерживать -- Мао дзедуна или Чан кайши. После возвращения в СССР отец Власова, очевидно, занимал высокую должность и скорее всего работал за границей. При этом вероятно, развёлся с матерью Юрия, поскольку своего сына устроил в суворовское училище в далёком от Москвы Саратове, а не в Калинине или Туле, куда устраивали своих сыновей московские генералы -- я немало повидал таких. Когда к нам в Калинин перевели старших суворовцев из Саратова в 1960, среди них были те, кто помнили Юрия Власова (или знали тех, кто его хорошо помнил). То есть я сам от Власова находился на расстоянии одного-двух рукопожатий.
Власов сразу после суворовского училища поступил в военную академию им. Жуковского в 1953 году и после оконания первого курса получил звание младшего лейтенанта. То есть препрыгнул сразу в офицеры. В том же году умер его отец. Выпустился Юрий старшим лейтенантом, ни дня не прослужив войсках. В то время в академии учились шесть лет; это означает, что Власов получил отличное инженерное образование -- на уровне московского Физтеха. Остальные суворовцы до первичного офицерского звания тогда учились в военных училищах три года и получали лишь среднее образование. Это был социальный лифт, но он был не для каждого. Необходимо было быть особо выдающимся и(или) иметь приличный блат. Набор молодёжи в военную академию был небольшой -- несколько десятков человек. На наличие блата указывает тот факт, что Юрия зачислили в академию несмотря на сильную близорукость. Медицинскую комиссию уговорить было невозможно, но она поддавалась давлению начальства. Как мой товарищ благодаря блату, наоборот,
откосил от военного училища якобы по зрению и потом стал дипломатом высшего ранга, я раньше писал в своём блоге. Также я писал о том, как при поступлении в академию, имея испорченное зрение,
сам сумел обмануть медкомиссию. Однако Юрия без проблем зачислили на учёбу, несмторя на то, что он носил очки. Значит, был блат.
Как показала дальнейшая жизнь, Юрий был человеком незаурядным. Но и блат у него в юности был на генеральском уровне; мог расчитывать на поддержку друзей покойного отца. Кем бы он стал без блата, сказать трудно. Скорее всего в военную академию не приняли и он стал бы гражданским парнем. Затем -- призыв в армию солдатом, где он смог бы стать спортсменом и попасть в спортивный клуб военного округа и затем в ЦСКА. Однако мы знаем, что Юрия в академию приняли и после окончания учёбы он стал военным инженером в ВВС и с таким образованием наверняка мог дослужиться до полковника без всякого блата. Впрочем, Юрий выбрал для себя спортивную карьеру и был зачислен в ЦСКА вскоре после окончания академии.
Кончина Власова вызвала у меня воспоминания о другом суворовце-спортсмене высшего класса.
Мой одноклассник по суворовскому училищу Сергей Моспанов перед окончанием училища в 1964 выполнил и даже перевыполнил норму мастера спорта СССР по прыжкам в высоту. Больше он ничем не отличался (для сравнения -- Власов был золотым медалистом). После выпуска из училища его сразу взяли в ЦСКА и произвели в младшие лейтенанты. Парню тогда было 19 лет. Через год он уже выступал вместе со знаменитым Валерием Брумелем в Нью Йорке на арене Madison Square Garden против американских звёзд, где взял высоту 214 см. То есть на тот момент стал вторым прыгуном в высоту в СССР. Но, по слухам, спустя некоторое время спился, был уволен с военной службы и работал в Москве таксистом. Блата он не имел. Свою птицу-удачу из рук упустил. Следы его потерялись. Быть может, и в живых его уже нет.
Я нашёл в Сети следы Моспанова. В журнале
"Лёгкая алетика" 1967-02 он есть в списках 25 лучших легкоатлетов СССР в 1966 году по каждому виду. Среди прыгунов в высоту тогда он был четвёртым с результатом 213 см.
В своей статье, опубликованной в 2011, то есть почти полвека спустя, бывший психолог - массажист сборной СССР Валерий Крылов про моего одноклассника написал, что у него от природы были прекрасные физические качества: "вот был у меня ... Моспанов, так вот лучшему прыгуну мира (в высоту) Брумелю до него прыгать как до Луны, но он был такой-сякой..." А именно -- оказался талантливым лентяем. И далее: "Спортивный талант, как правило, ленив, и терпеть больших нагрузок не хочет. Да и хлопотно за ним нянькой ходить, то из милиции вытаскивай, то из вытрезвителя. Умнеют таланты, как правило, поздно, чаще уже в забвении". То есть те слухи, которые ходили среди моих одноклассников, подтвердились.
А Власов вошёл в историю и как спортсмен, и как общественный деятель, и как писатель. Многосторонний талант. Но серебрянная ложка, с которой он родился во рту, ему помогла в начале жизненного пути. По крайней мере, существенно повысила шансы стать успешным. Такие ложки достаются мало кому.