Мария Бутина получила широкую известность, когда в прошлом году в США ей предъявили обвинение за лоббизм без должной регистрации в качестве иностранного агента, намекая на работу на российскую разведку. В российских СМИ от имени правительства РФ регулярно опровергали какую-либо связь Бутиной со спецслужбами и выражали "глубокую озабоченность" её арестом и последующим осуждением. При этом Бутина (видимо, по согласованию со своими российскими кураторами) частично признала свою вину по предъявленным ей обвинениям (по каким конкретно, в российских СМИ умалчивают) и благодаря этому ей был вынесен довольно мягкий приговор -- полтора года лишения свободы из десяти возможных. Недавно она была освобождена после отбытия срока заключения и сегодня вернулась в Россию. Фото было сделано по пути на родину.
В Сети уже есть немало информации о прошлом этой молодой женщины. Ниже я попытался восстановить некоторые детали, которые были слабо освещены и высказать свои догадки относительно того, что было опущено.
Мария Бутина родилась и выросла в Барнауле и была незаурядной девушкой. Окончила гимназию с углублённым изучением английского языка, которым сейчас владеет свободно. О родителях сведения очень скупые; судя по ряду признаков, она росла в весьма обеспеченной семье. Про её отца я узнал, что он -- бизнесмен. Вуз Мария окончила в Барнауле по гуманитарной специальности (преподавание иностранного языка и политология) и там же училась в аспирантуре, но её не окончила. Всё это время жила в Барнауле у родителей под боком. При этом благодаря своим личным качествам и помощи отца успела поработать в местных общественных и государственных организациях, попробовала себя в журналистике, бизнесе и местной политике, приобрела некоторый опыт и почувствовала уверенность в своих силах. В этой начальной части жизненного пути Марии я не вижу признаков её будущей шпионской карьеры. Она получила провинциальное гуманитарное образование и её отец, хотя и был влиятельной фигурой, но лишь на местном уровне и вроде бы к государственным структурам отношения не имеет. Типичные шпионки учатся в престижных московских вузах и их родители или покровители работают в спецслужбах или других государственных структурах и имеют в Москве разветвлённые связи. У Бутиной ничего этого не было.
В 2011 году 23-летняя Бутина уехала из родного города покорять Москву, где вскоре открыла рекламное агенство. Поскольку в чудеса я не верю, считаю, что этот бизнес навряд ли был прибыльным и Мария жила на средства, полученные от продажи шести мебельных магазинов, которыми владела в Барнауле. В 2012 году этой провинциальной, но амбициозной, девушке каким-то образом удалось познакомиться с 59-летним сенатором Александром Торшиным. То есть она вытянула счастливый билет, который затем в течение нескольких лет крепко держала в руках, став у Торшина помощницей и партнёром по бизнесу. Эта тесная связь для Марии стала социальным лифтом в российский истеблишмент. Круг знакомств Бутиной пополнился влиятельными людьми не только в России, но и в США, где она в качестве помощницы сопровождала Торшина во время переговоров с высокопоставленными представителями Федеральной резервной системы (ФРС) и Минфина США в 2015 году.
Моя догадка. На этом этапе Бутину заметила российская разведка и увидела в ней своего потенциального агента. Ну, а далее началась её разработка, вербовка и подготовка к разведывательной работе в США.
У Бутиной к тому времени уже было подходящее прикрытие -- она в России создала общественную организацию "Право на оружие" и принимала в Москве делегацию американской National Rifle Association (NRA). При этом сейчас телеканал Russia Today характеризует Бутину не иначе как как gun activist. Эта деятельность послужила поводом для продолжения контактов Бутиной с функционерами этой организации после того как она приехала учиться в Вашингтон по магистерской программе в 2016 году. Причём Мария общалась не с рядовыми членами NRA где-нибудь в реднековской Алабаме, а в Вашингтоне, где видные члены NRA имеют тесные связи с руководством Республиканской партии. Пользуясь этими связями, Мария расширяла круг своих знакомств, в том числе и через постель. Слегка мужеподобная внешность помехой не стала. Как говорят, не бывает некрасивых женщин -- бывает мало водки.
То есть, насколько я понимаю, Мария работала наводчицей, добывая сведения о личностях деятелей, которые могут представлять интерес для российской разведки. На основе этих сведений разведка могла разрабатывать вербовочные подходы к этим деятелям. Кроме того, были замечены попытки Бутиной влиять на позицию некоторых из них. Поэтому американцы пресекли Машину деятельность.
Я не думаю, что российские власти открыто признают, что Бутина была разведчицей, как это было в 2010 с десятью обмененными российскими агентами, провалившимися в США. Тогда Путин их принял у себя и это освещалось в СМИ. На сей раз масштаб инцидента намного меньше.