Возможно, кому-то это покажется интересным.
1. Зачем я отправился в это путешествие
Хотел оценить, на что я физически способен в свои 73 года. (Оценил -- см. последний пункт.) Предыдущее аналогичное путешествие было ровно два года назад по бывшей ГДР и оно прошло для меня сравнительно гладко и принесло заряд бодрости -- физической и эмоциональной. Экскурсионная цель на этот раз была на втором плане.
2. Маршрут
Начало и конец -- Милан и Венеция и даты (13 дней в Италии) были определены заранее купленными авиабилетами. По одометру получилось 509 км за 9 ходовых дней. Местность -- долина реки По. Это плоская низменность с очень слабым уклоном в сторону Адриатического моря. Из-за сильных колебаний уровня воды в реках (до 10 метров) берега По и её притоков обвалованы дамбами, чтобы защититься от наводнений. Много оросительных и дренажных каналов. Находящиеся между ними земли кроме населённых пунктов) -- сплошь сельхозугодья. Лесов очень мало, почти везде огромные поля, пастбищ я не видел и животных тоже. Только часто ощущал сильную вонь так называемой "жидкой органики", которой удобряют поля после уборки урожая. Значит, где-то недалеко разводят крупный рогатый скот. Скорее всего в предгорьях, где неудобно заниматься растениеводством. То есть тамошняя природа не вызывает ни интереса, ни положительных эмоций. Всё интересное находится в городах и отдельно стоящих замках и монастырях. (Например, музей пыток в местечке Grazzano Visconti, в который я так и не попал, но замок осмотреть удалось.) Особый интерес представляет город Cremona -- родина Страдивари, Гварнери и ещё ряда музыкальных знаменитостей. Там еженедельно устраивают концерты, на которых музыку исполняют на скрипках, изготовленными семейством Страдивари -- это был их бизнес. Кафедральный собор этого города с населением 70 тысяч настолько роскошный, что мог бы украсить многие крупные европейские города.
Маршрут я планировал на ходу с учётом своего самочувствия, стараясь уложиться в девять ходовых дней и два дня отдыха в середине пути.
3. Ночлег и остановки
Ночевал в частных квартирах, заказанных через AirBnb за 1-2 дня на расстоянии 60-70 км от предыдущего места ночлега. Только первую квартиру заказал за две недели до отъезда, чтобы быть уверенным, что от аэропорта ехать далеко не придётся (получилось 28 км, причём в темноте). Выбирал нижний ценовой сегмент, чуть выше хостелов, в диапазоне 25-45 евро за ночь. Владельцами обычно оказывались представители нижнего среднего класса, имеющие лишнюю жилплощадь. Некоторых хозяев я не видел вообще, получая инструкции в виде фотографий места, где можно найти ключи и даже однажды замок на воротах мне открыли дистанционно по телефону. Дважды хозяева позволяли мне постирать мои вещи в стиральной машине. Сушильных машин у них нет; тряпьё принято сушить на балконах (вы могли видеть такие фото).
Из 10 мест ночлега в трёх хозяева оказались интересными людьми. В Милане я жил у 65-летнего мужчины, который свободно владел английским, французским и арабским языками. Бизнес-менеджер на пенсии, подрабатывает уроками арабского и сдачей свободной спальни в своей квартире, где я провёл две ночи. При знакомстве он мне поведал, что 9 лет назад ему пересадили печень и после операции трансплантации из-за принимаемых лекарств у него ослаб иммунитет и он заболел раком кожи. При этом "похвастался", что у него шесть (!) видов такого рака. Что мне принесло пользу познавательного плана; раньше я считал, что рак кожи может быть единственного вида. И вообще мы с ним беседовали о разных взаимно интересных вещах. Например, о бывших жёнах. В последующем, пока я продолжал свой путь, мы с ним несколько раз обменялись дружественными СМСками. Его 30-летний сын, который на минутку заглянул в квартиру к отцу, меня удивил тем, что со мной вдруг заговорил по-русски почти без акцента. Впрочем, он только начал изучать русский язык.
В двух других местах хозяйки тоже оказались интересными, но я не стану вас утомлять подробностями. Таким образом, я пообщался с такими людьми, которых в отеле скорее всего не встретишь и/или не найдёшь такого уровня общения.
4. Движение по маршруту
Обычно я просыпался в 9 часов, завтракал и выезжал на дорогу в 11. Средняя скорость движения была 17-18 км/час. Вес груза 12 кг, плюс 2 кг -- запас питья и еды на один день. Местность была везде горизонтальная, кроме редких мостов, на которые приходилось ехать в гору. Первые 20 км ехал почти без остановок, но затем наступала физическая усталость и я останавливался на 5-10 минут каждые 3-5 км. Сказывался мой возраст. Посередине пути останавливался и обедал тем, что вёз с собой. На последних 15 км пути вдруг появлялось второе дыхание и я был готов ехать без остановок. Но примерно за 10 км до конца пути с помощью навигатора искал супермаркет, чтобы купить для себя пищу на ужин, завтрак и обед следующего дня. Покупал всякие полуфабрикаты, а также сэндвичи, салаты и кефир, чтобы им завтра запить свой обед. На ужин разогревал себе полуфабрикатный суп, если в квартире была микроволновка или газовая плита. Однажды не было ничего из этого и пришлось ужинать холодными салатами, запивая их пивом. Как я писал раньше, в привычное для меня время все рестораны и закусочные в Италии закрыты, а вечером из-за усталости я никуда идти ужинать не хотел. Тем более не было желания осматривать достопримечательности. На это надо выделять как минимум отдельный свободный день.
5. Погода
Сначала несколько дней было солнечно и жарковато -- 27-29 градусов днём. Футболки, в которых я ехал, заметно намокали от пота. Затем погода стала прохладнее -- 22-24 градуса и два последних дня 17-19. Дождь случился только в последний день, причём очень сильный. Поэтому всякие фонарики-мигалки и непромокаемая велокуртка мне действительно пригодились. Особенно я её оценил, когда скользил в ней по мокрому асфальту после падения с велосипеда в самом конце моего пути уже в Венеции. Куртка не пострадала и ещё мне послужит.
6. Велосипедная инфраструктура
Если этой инфраструктуре в Нидерландах я бы поставил оценку 5+ и в Германии 4+, то итальянская получила бы твёрдую тройку. Велодорожки действительно присутствуют, и примерно половину пути я ехал по велодорожке или по дороге, но видел, что велодорожка тоже есть рядом. На некоторых дамбах в сельской местности тоже имеются велодорожки длиной более 10 км. Игнорировать велодорожки случалось из-за порой их плохого покрытия. Это мог быть давно не ухоженный асфальт с выбоинами или брусчатка, на которой труднее крутить педали, чем на асфальте. Судя по тому, что я видел, при строительстве велодорожек в Италии используют не такие СНиП, как в Нидерландах и Германии. Итальянские велодорожки обычно отделены от проезжей части улицы или дороги довольно высоким бордюрным камнем, на который на гружёном велосипеде не запрыгнешь. Иногда барьер построен из бетонных блоков высотой более полуметра. Поэтому если едешь по дороге и прозевал начало велодорожки, то чтобы на неё попасть, приходится проехать сотни метров пока найдётся разрыв в барьере. В Нидерландах и Германии велодорожка от дороги обычно отделена лишь газоном, который легко можно пересечь на велосипеде. Часто итальянские велодорожки перегорожены попарно стоящими П-образными барьерами из металлических труб, заставляя велосипедиста снизить скорость почти до нуля и делать зигзаг, чтобы вписаться в полутораметровый промежуток между этими двумя П, стоящим по обе стороны дорожки. Обычно эти препятствия поставлены перед пересечением улицы, чтобы велосипедисты не попадали под машины, движущиеся в поперечном направлении. Но также я видел препятствия на спусках с мостов, чтобы велосипедисты не разгонялись. Часто на перекрёстках велодорожка уходит за поворот метров на 20, заставляя велосипедиста пересекать поперечную улицу на пешеходном переходе. При этом сопряжение велодорожки с мостовой обычно исполнено небрежно. Если по этим дорожкам ездят инвалиды-колясочники, то они испытывают при этом трудности.
В общем, велоинфраструктура в этой части Италии присутствует, но она так себе.
7. Происшествия
На второй день пути я обнаружил, что на моём одноразовом велосипеде лопнула правая педаль. Педаль была пластмассовая, как и положено у дешёвого велосипеда. Собираясь в дорогу, я решил, что не стоит педали заменить на цельнометаллические (у меня дома есть пара таких в запасе) и решил пренебречь риском. Но просчитался. Педаль лопнула, вероятно, после того как я, стоя на месте и рассматривая названия улиц, нечаянно уронил велосипед набок. Удар был несильный, и я не придал этому значения. И лишь спустя какое-то время обнаружил, что с педалью что-то не так. До Милана оставался один час езды и можно было дотянуть. Но затем пришлось обе педали заменить. Хозяин квартиры, в которой я остановился, мне любезно подарил не нужную ему пару педалей от горного велосипеда. Следующий день я решил посвятить ремонту и осмотру миланских достопримечательностей. Как выяснилось, резьба у велосипедных педалей имеет более одного стандарта. На моём велосипеде резьба была (на глаз, условно) М10, а на подаренных мне педалях -- М12. В мастерской для меня сначала переставили туклипсы на исправные педали, просверлив в них отверстия под болты (и тем самым испортив эти педали), а затем обнаружили, что М10 и М12 -- две большие разницы. Педалей с резьбой М10 в мастерской не оказалось, мастер обзвонил несколько своих коллег и нашёл где-то подходящие педали, но ремонт пообещал окончить лишь в конце дня, после пресловутой сиесты. И так я покатался по Милану с треснутой педалью и только вечером получил замену. Новые педали тоже оказались пластмассовые, но более толстые и на вид более прочные, чем предыдущие. В общем, скупой платит дважды.
Кроме падения с велосипеда в конце пути, которое я описал раньше, других происшествий не было. В отличие от прошлых путешествий, шины не проколол ни разу.
8. Что из всего этого получилось
Я обнаружил, что за прошедшие два года сильно сдал физически. Участки по равнинной местности длиной более 60 км требовали большого напряжения физических сил. Самый длинный участок 80 км был на четвёртом дне моего пути, после которого потребовался выходной, чтобы восстановиться. Так что я сделал для себя вывод, что с такими путешествиями следует заканчивать. Падение с велосипеда на полной скорости (впервые в моей практике) -- это close call. При неблагоприятных обстоятельствах про меня могли бы написать некролог со словами: "на 74-м году жизни". Не дождутся. Потому что это было моё последнее велопутешествие.