О том, что Украине необходимо федеративное государственное устройство, я много раз писал в этом блоге (см. статьи по метке "федерализация"). К этому выводу я пришёл без внешнего влияния, самостоятельно ещё в первой половине 2000-х, наблюдая за тем, как работает государство в Канаде и размышляя о том, как бы хорошо было бы Украине перенять опыт этого успешного федеративного государства. Я считаю, что точка бифуркации, в которой Украина могла бы быть сравнительно легко трансформирована в федерацию, была пройдена в 1996 году с принятием первой Конституции. Если бы этот шанс не был тогда упущен, не было бы у Украины нынешних проблем. Я всегда считал, что в конкретных условиях Украины унитаризм создаёт нестабильную конструкцию и пресловутая "соборность" погубит эту страну. И я оказался недалеко от истины.
Начиная примерно с 2007 года, я стал популяризировать свои мысли на украинских онлайновых форумах. Однако меня мало кто воспринимал всерьёз; многие возражали или пытались высмеивать, сами демонстрируя непонимание предмета обсуждения. И непонимание того, что о вкусе устриц спорить имеет смысл только с теми, кто их ел. Позже, когда разразился кризис, который продолжается и сейчас, мои призывы к федерализации Украины, наконец, стали воспринимать серьёзно. Сужу по тому, что меня везде забанили и многие мои посты удалили как вредные. Забанили потому, что на Украине сегодня слово "федерация" и однокоренные с ним слова находятся под запретом. Причина понятна: федерализация подразумевает передачу власти из центра в регионы, но добровольно властью никто делиться не хочет. Тем более не хотят те деятели, которые правят в Киеве сейчас; со времени последних парламентских выборов осенью 2014 года их электоральная поддержка упала в разы. Например, право-националистическая партия "Народный фронт", у которой в Раде самая многочисленная фракция, на следующих выборах, если их провести сейчас, в парламент не проходит. Поэтому власть имущие судорожно держатся за власть и на призывы провести новые выборы реагируют истерикой и потоками демагогии. Не говоря уж о реорганизации государственного устройства, которую требуют Минские соглашения. Националисты, стремящиеся к установлению полного контроля над всей Украиной, занимают особенно непримиримую позицию. Я считаю, что это вызовет ещё большую дестабилизацию. Украину от распада может спасти федерализация, но националисты её воспринимают как препятствие на пути достижения своих целей, называя её "кремлёвским проектом". И пока что националисты сохраняют за собой рычаги власти.
Тем не менее, на Украине есть несколько политиков общенационального масштаба, которые регулярно выступают за федерализацию. Обычно в различных ток-шоу и в соцсетях они описывают, как, по их мнению, для выживания Украины должно быть устроено это государство, перечисляя все характерные признаки федерализма, не произнося это слово вслух (дабы избежать гневной реакции националистов). В качестве примера назову депутатов Верховной Рады Вадима Рабиновича и Евгения Мураева, которые в прошлом состояли в условно-пророссийской Партии регионов, а сейчас начали собственный политический проект, создавая партию "За жизнь". Тоже как бы пророссийскую. Можно назвать ещё пару-тройку политиков, которые осторожно высказывают аналогичные мысли. И это, пожалуй, всё. Большинство представителей власти на слово "федерализация" реагируют резко негативно.
Однако я не стал бы писать эту заметку, если бы только что не натолкнулся на
интервью первого президента Украины Леонида Кравчука, опубликованного на сайте "Эха Москвы".
Кравчук известен как умеренный националист, никогда не замеченный в симпатиях к России и считающий её геополитическим соперником Украины. Размышляя о корнях нынешнего конфликта и об упущенных 20-25 лет назад возможностях, Кравчук неожиданным для меня образом высказался о том, каким должно быть государственное устройство Украины. Ниже я привожу отрывок из интервью:
И.Воробьёва
― Но при этом вы хотите сказать, что нынешняя ситуация на Востоке Украины была заложена именно тогда [в декабре 1991 года], когда люди на Востоке Украины понимали это [Беловежское] соглашение по-другому, и слово «независимость» понимали иначе.
Л.Кравчук
― Я думаю, заложена могла быть ситуация и тогда. Но если бы внутренняя политика Украины соответствовала интересам (я говорю о внутренней политике) тех регионов… Больше самостоятельности, больше прав, больше решений не только экономических, но социально-культурных. Короче говоря, надо было отдать регионам основную массу полномочий, оставив за центром только внешнюю политику, суверенитет, независимость и армию. Всё остальное отдать регионам. Я думаю, ситуация была бы намного лучше, чем она сложилась уже к годам, когда пришли к конфликту.
А теперь скажите мне, чем же, согласно описанию Кравчука, должна быть Украина, если не федеративным государством? Ведь кравчуковское "Всё остальное отдать регионам" означает автономное самоуправление на уровне регионов, включая гуманитарную политику (т.е. язык, образование, СМИ и культуру -- что особенно раздражает националистов), охрану общественного порядка (т.е. муниципальные и региональные полицейские силы), самостоятельную налоговую и фискальную политику, местные законы и местные политические партии. Что это, если не федерализм? Разве Кравчук не пропагандирует "кремлёвский проект"?
Я думаю, что это ж-ж-ж-ж неспроста. Если уж политический тяжеловес Кравчук, имеющий корни, растущие из среды, где украинский национализм особенно силён, заговорил таким образом, то это означает начало движения к федерализму. Но это только один робкий шаг. Федерализм на Украине пока остаётся призраком. Но я надеюсь, что разумные политики постепенно эту идею станут внедрять в сознание украинцев.
Click to view