О евроинтеграции Украины

Dec 13, 2013 11:17

Евроинтеграция Украины - проблема многослойная. В ней переплетены экономика, социальная психология и политика.

Вот несколько мыслей насчёт преимуществ ассоциации с Евросоюзом и как их подают жителям Украины.

1. Как сообщают в СМИ, всего в украинском варианте проекта Евросоглашения 930 страниц, их них 700 страниц - обязательства Украины перед ЕС. Мало кто даже просматривал этот документ. Ещё меньше тех, кто его прочитал весь. И ещё меньше тех, кто его проанализировал. Поэтому украинцы в своей массе о содержании этого документа не осведомлены и тем более не осведомлены о возможных последствиях - потому что, кроме странных 160 млрд евро, необходимых для проведения реформ, правительством больше не было озвучено никаких оценок, которые могли бы вызвать доверие. Вместо информирования населения, его зомбируют с трёх сторон: со стороны властей, оппозиции и из-за рубежа - с Запада и Востока. Обязанность проинформировать своих сограждан лежит на правительстве. Оно должно было это начать эту работу сразу после парафирования Соглашения полтора года назад. Этого не было сделано. Вместо информирования мы видим манипуляции сознанием. Причём сначала в одну, а потом вдруг в противолопожную сторону.

2. В проекте Соглашения имеются вполне понятные простым гражданам положения - вроде либерализации визового режима, приоткрытия европейского рынка труда, обеспечения в Украине независимости судебной ветви власти и исключения выборочного уголовного преследования по политическим мотивам. Однако для этого Украине нет необходимости брать на себя явно невыгодные экономические обязательства (об этом ниже). А фактически граждан призывают поддержать все 930 страниц соглашения, опираясь лишь на те политические положения, которые им проще понять. Тем не менее, дьявол прячется в деталях.

3. Об экономических деталях и дьяволе. Об этом мало пишут, и я встречал лишь отрывочные сведения. Приведу два примера.

(а) Рынок сельхозпродукции. (Прошу экономистов-аграрников меня поправить, если я заблуждаюсь.)
Сторонники соглашения с Евросоюзом утверждают, что благодаря снижению пошлин, украинским производителям якобы откроется огромный европейский рынок, на котором они смогут сбывать свою сельхозпродукцию. Например, Украина сейчас экспортирует в Евросоюз 3 млн тонн кукурузного зерна в год. После снижения пошлин экспорт зерна станет более выгодным; экспортный потенциал Украины по этой позиции составляет 12 млн тонн. Однако тут прячется дьявол. На беспошлинный экспорт украинского кукурузного зерна в Евросоюз будет наложена квота 800 тысяч тонн в год. Что же получит от этого Украина? Норма прибыли экспортёров возрастёт на величину снижения пошлин. Из-за возросшей нормы прибыли, за квоты, установленные Евросоюзом, между украинскими экспортёрами начнётся ожесточённая борьба. Кто же станет арбитром и эти квоты будет распределять? Ответ: чиновники из профильного министерства. И, следуя украинским традициям, квоты получат подставные фирмы, контролируемые этими чиновниками. То есть в будущей ситуации заложен немалый коррупционный потенциал; ведь речь идёт о баснословных прибылях. При этом многие экспортёры, лишённые возможности выгодно продавать своё зерно в Европу из-за квот, будут поставлены в неблагоприятные условия. Чтобы в целом по Украине не потерпеть убытков из-за снижения объёма экспорта, норма прибыли должна возрасти в 3000/800=3,75 раза. Однако навряд ли будет достигнут такой резкий рост; следовательно, вероятно будут экономические потери. (Для точной оценки реального роста прибыли надо знать величину таможенных пошлин до и после вступления Соглашения в силу.) Также непонятно, на какие рынки Украина сможет экспортировать свои излишки зерна. Из-за выброшенных на мировой рынок излишков цена на зерно снизится, что ещё больше усугубит экономические потери. Поэтому сомнительно, что в сумме Украина выиграет по данной позиции. При этом выгодоприобретателями станут в основном лица, приближённые к правительству.

(б) Железные дороги. (Прошу инженеров-путейцев меня поправить, если я заблуждаюсь.)
В Соглашении записано требование к Украине сделать свою сеть железных дорог совместимой с европейским стандартом. То есть уменьшить ширину ж-д колеи на 85 мм. Что любопытно, это требование не было предъявлено даже к Португалии, которая является членом ЕС уже скоро 20 лет. Если посмотреть на стандартные железобетонные шпалы тут: http://beteltrans.ru/product/up-way/shpali_32.html, то я не вижу способа уменьшения ширины колеи с 1520 мм до европейских 1435 мм без замены самой шпалы. Причина в том, что анкеры для крепления рельса к шпале залиты бетоном намертво. Итак, Украине предстоит перспектива почти полной замены шпал на всех 22 тысяч км железнодорожных путей. Вопросы: кто за это будет платить и как окупятся эти расходы (миллиарды долларов)? И ещё: кто компенсирует убытки из-за ухудшения работы ж-д транспорта в переходный период?

Никто на эти вопросы не отвечает, а следовало бы это сделать в первую очередь. Мы живём не на облаке, а в реальном мире, где экономика первична, а майданы вторичны.

Я привёл только два вызывающих у меня сомнения примера, для которых из 700 страниц ограничений хватило бы одной страницы текста. И я полагаю, что на оставшихся 699 страницах таким ограничениям несть числа. По-хорошему, правительство Украины должно было нанять независимых экспертов, а также дать возможность группам по интересам в различных отраслях экономики проанализировать и сделать оценки по каждому требованию проекта Евросоглашения. Затем провести обсуждение с участием общественности. И уже после этого в парламенте принять решение и закрепить его в новой редакции Закона о евроинтергации. Или отменить этот закон совсем.

Однако в отношении евроинтеграции я пока вижу только манипулирование сознанием украинцев. Нас с вами принимают за быдло, которое ассоциирует Европу с еврозаборами.

Снимок сделан мною под Харьковом летом 2012 года.



Добавлено 2013-12-15.

Текст Евросоглашения на английском языке можно найти здесь: http://glavcom.ua/pub/2012_11_19_EU_Ukraine_Association_Agreement_English.pdf .
В нём я нашёл требование о совместимости (Interoperability) железных дорог на странице 724. Это требование даёт ссылку на Директиву Евросоюза 2008/57/EC от 2008-06-17. В этой директиве сказано, что совместимость означает обеспечение бесперебойного движения поездов по железным дорогам. Способа обеспечения этого требования директива не объясняет. Поэтому я додумал, что следует перешивать ж-д колею.

Однако в ходе обсуждения этого вопроса на одном из украинских форумов выяснилось, что в отношении железных дорог Евросоглашение ещё содержит неброскую ссылку на технический регламент Евросоюза 913/2010 от 2010-09-22, в котором странам, имеющим железнодорожную колею с шириной, отличной от 1435 мм, разрешается не переделывать свои железные дороги под европейский стандарт. По внешнему виду ссылки невозможно догадаться о чём идёт речь; просто упомянут этот нормативный документ - и всё. Как мы видим, реальные требования закопаны в Евросоглашении довольно глубоко. Это делает необходимым привлечение экспертов для анализа и оценки последствий заключения этого соглашения для каждой отрасли экономики.

И ещё одна поправка. Как выяснилось, Евросоюз собирается установить квоту на экспорт кукурузного зерна не 800, а 650 тысяч тонн. Что делает экспортные квоты ещё более дефицитными и увеличивает коррупционный потенциал при их дележе между украинскими экспортёрами.

еврозаборы, быдло, Евроинтеграция, Украина

Previous post Next post
Up