Особенности канадских университетов

Jul 04, 2013 14:17

Продолжу изложение своих мыслей в свете ожидаемой радикальной реформы Российской Академии наук. Насколько я понял, имеется в виду, помимо банального растаскивания имущества РАН, трансформация её научных учреждений в подразделения исследовательских университетов. Как в общих чертах организована академическая наука в США, я описал в своих предыдущих статьях. Сейчас опишу особенности организации академической науки в Канаде.

В этом отношении в Канаде многое похоже на США, однако у канадской науки труба пониже и дым пожиже. Ведь Канада примерно в десять раз меньше США по населению и ВВП. Соответственно в Канаде в десять раз меньше университетов - примерно 100 против 1000 в США, если считать все вузы, в которых имеются четырёхлетние программы подготовки бакалавров. Ещё десять лет назад в Канаде насчитывалось 55 университетов. Сейчас в эту категорию добавили колледжи, которые, помимо одно-двухлетних программ предлагают студентам и четырёхлетние программы. Многие из таких колледжей недавно переименовали в университеты; однако их уровень не повысился. В одном только Ванкувере и его окрестностях таких можно найти целых четыре; в них профессоров по-прежнему называют инструкторами, подчёркивая их исключительную роль как преподавателей. Аналогично в США можно найти немало университетов, в которых имеются академические программы, типичные для колледжей.

В обеих странах в этих третьесортных вузах бакалаврские программы в своём названии часто имеют слово "Technology", например, Bachelor of Technology in Computer Systems. "Technology" здесь подчёркивает практическую направленность подготовки. С другой стороны это означает: студент, и не мечтай о продолжении образования на уровне магистра и тем более доктора по этой специальности; если хочешь стать учёным, то тебе надо добрать недостающие теоретические курсы, т.е. проучиться в вузе ещё как минимум один год. Понятно, что по таким академическим программам учатся те, кто не способен к научной работе или не собирается становиться учёным.

Таким образом, в Канаде по-прежнему осталось порядка 55 "настоящих" университетов, где бакалаврские программы всё-таки открывают дорогу к верхним ступеням образования. Из них лишь в половине имеется достаточно большое число докторских программ, чтобы эти университеты можно было отнести к категории исследовательских.

Между канадскими и американскими исследовательскими университетами имеется много сходства и лишь совсем немного различий. Кратко их перечислю.

1. Канадский профессор обязан заниматься наукой, и это заложено в его зарплату. То есть, в отличие от своего американского коллеги, канадец не получает ни цента из тех государственных научных грантов, что он выиграл по конкурсу. Как и в США, канадский доцент (Assistant Professor) при найме на работу получает небольшой научный грант (~$40К на три года) на раскрутку своих научных исследований.

2. Государственные научные гранты в Канаде получить значительно легче, чем в США. Причина в том, что размеры канадских грантов намного меньше, потому что значительную часть средств, которые американские университеты получают через гранты, в Канаде распределяются административным путём через бюджет. Например, расходы на инфраструктуру. Поэтому общее число грантов больше раза в три.

3. Канадские научные гранты в основном финансируют зарплату аспирантов и приобретение уникального научного оборудования. Ну, ещё командировки для участия в научных конференциях и т.п. Но в отличие от американских грантов, он не включают накладные расходы, которые в США могут составлять более половины суммы научного гранта.

4. Федеральные государственные научные гранты поступают из двух канадских агентств: NSERC http://www.nserc-crsng.gc.ca/index_eng.asp и SSHRC http://www.sshrc-crsh.gc.ca/. Первое является аналогом американского NSF; оно финансирует естественные и инженерные науки. Второе финансирует исследования в области общественных и гуманитарных наук. (Мне неизвестен американский аналог канадского SSHRC; вероятно, такого не существует.) Также в Канаде имеется федеральное агентство CIHR http://www.cihr-irsc.gc.ca/e/193.html, финансирующее научные исследования в области медицины и здравоохранения.

5. Федеральные агентства ещё выделяют малые поощрительные гранты (порядка $10000) на один год тем учёным, чьи заявки в предыдущем году набрали достаточно высокий балл, но ниже проходного порога. Часть финансирования приходит от правительства провинции - в виде грантов и стипендий. Также возможно получение субсидий на коммерциализацию результатов научной работы. Кроме того, в университетах обычно выделяют каждому профессору и преподавателю фиксированную сумму (1-2 тысячи долларов в год) на поездки и другие расходы, связанные с научной деятельностью. Возможно, нечто подобное имеется в американских университетах, но я об этом не слышал - кроме мелких подачек на поездки. На моём последнем месте работы в США выделяли $400 в год, и эти деньги можно было использовать только на поездки. Но, скажем, нельзя их было оплатить домашний Интернет, тренинги или покупку книг. В Канаде это можно было делать без проблем.

6. Во всех мне известных канадских университетах учебный год разделён на три равные части - триместры по 15 недель каждый; то есть получаем 45 недель. Остальные 52-45=7 недель в году - фактически отпуск, но формально он имеет длительность один месяц - как и в США. Обычно канадский профессор должен вести учебные занятия в двух триместрах, а третий триместр выделен для научной работы, включая различные поездки. В США, как правило, учебный год разделён по принципу 16+16+8, т.е. в сумме 40 недель, причём из обоих 16-недельных периодов по одной неделе выпадает на каникулы. Таким образом, канадцы работают несколько больше американцев.

7. Считается, что зарплаты в канадских университетах несколько больше, чем в американских (см. ссылки ниже). Однако это зависит от обменного курса валют. В 2002 году, например, канадский доллар стоил всего 63 американских цента, а последние годы курс канадского доллара был иногда выше американского. Это влияло на сравнение зарплат. По моим наблюдениям, канадские профессора зарабатывают заметно лучше американцев в колледжах и второсортных университетах, где нет программ выше бакалаврских; разница в зарплате может быть до полутора раз в пользу канадцев. Что касается канадских исследовательских университетов, то зарплаты IMHO примерно одинаковы и они так же, как в США, зависят от стоимости жизни в данном месте.
В некоторых канадских юрисдикциях зарплаты служащих государственного сектора, в частности, профессоров, находятся в открытом доступе.
По провинции Онтарио их можно найти здесь: http://www.fin.gov.on.ca/en/publications/salarydisclosure/pssd/orgs.php?organization=colleges.
Аналогичная информация по провинции Британская Колумбия опубликована здесь: http://www.vancouversun.com/business/public-sector-salaries/basic.html.
Вот ещё две ссылки на сравнение зарплат профессоров в США и Канаде:
http://www.insidehighered.com/news/2008/11/05/worldpay,
http://sampimentel.wordpress.com/2012/05/07/canadian-and-us-professors-salaries/.

8. Рейтинги вузов подсчитывают разные организации и по разным схемам. Значительный вес в этих рейтингах отводится качеству и масштабу научных исследований.
Внутри Канады этим занимается журнал MacLeans http://oncampus.macleans.ca/education/2012/11/01/2013-university-rankings/; кое-что можно найти в Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Rankings_of_universities_in_Canada. Вот ещё один из рейтингов: http://www.4icu.org/ca/.

9. Слабое влияние канадских частных университетов. В отличие от США, частных вузов в Канаде всего несколько, и все они находятся в нижней части рейтингов. В число лучших входят только канадские государственные вузы. Из американских вузов места в первой двадцатке в любом рейтинге занимают в основном частные университеты.
В этом рейтинге собраны университеты со всего мира: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012-13/world-ranking (впрочем, если взять другие рейтинги, то места, занимаемые ведущими вузами, будут другими). Из первых 200 мест имеем 8 канадских университетов и 76 американских. То есть отношение примерно 1:10. Учитывая, что канадских университетов в десять раз меньше американских, можно заключить, что канадские университеты вполне находятся на одном уровне со своими южными соседями.

Британских университетов в этом рейтинге оказалось аж 31, что с учётом численности населения даёт вдвое большую относительную долю, чем у американских и канадских университетов. Это можно объяснить тем, что британская наука впереди планеты всей - вспомним крылатое выражение "британские учёные". А может быть и тем, что этот рейтинг был составлен самими британцами...

То есть в целом, несмотря на различия, если судить по рейтингу университетов, канадская академическая наука вполне находится на одном уровне с американской.

Канада, РАН, университет, наука, вуз

Previous post Next post
Up