Н.Артюхова, "Светлана"

Aug 01, 2011 02:42

Книга написана в 1955 году, речь идет о годах 1943-1950 где-то... (Начинается действие во время Великой Отечественной войны, но уже идет контрнаступление. И заканчивается - героиня учится уже в педагогическом училище, кончив 7 классов - в начале повести она идет в 4 класс).

Но вот что интересно: _нацисты_ (или, в более часто употребляемом варианте фашисты) - зло абсолютное. Понятно. И в то же время проводится идея, что их надо отличать от _немцев_ как народа. А вот англичане и американцы...

"- Светлана, в какую же школу хочешь ты переходить?
- В такую, где французский или английский.
- Ты думаешь, что все французы, все англичане и американцы - наши друзья?
- Мой папа… - начал Юра.
И все посмотрели на него: ребята очень редко говорили о своих погибших родных.
- Мой папа воевал с англичанами и американцами в Архангельске в девятнадцатом году. Он говорил по-английски, это ему очень пригодилось… А помнишь, что рассказывал Костя Лебедев? Про капитана у них в полку, который в разведку ходил, и если нужно было «языка»… Помнишь, он очень хорошо говорил по-немецки…"

И через много лет:

"- Суд над Манштейном, военным преступником, гитлеровским генералом - читали?
- Нет, - сказал офицер, - я сегодня еще не видел газет. Ведь о нем писали что-то? Англичане его судят?
- Да, да. Вы, должно быть, читали, как в его пользу подписка была объявлена и как высокопоставленные лица в складчину самого лучшего адвоката ему нанимали, А вот теперь начали судить. На скамье подсудимых сидел с горящей сигарой в зубах, в элегантном костюме… Только в Крыму причастен к убийству семидесяти пяти тысяч человек. А вот каким стилем ему сообщали об этом: «Погода хорошая и сухая. Гражданское население расстреляно».
Светлана слушала все с большим и большим волнением. И голос, и лицо… Сначала она подумала, что встречала его в поезде, когда ездила к Зинаиде Львовне. Нет, нет, это было гораздо раньше, совсем в другом месте… и он был совсем другой…
- Неужели оправдают? - спросил офицер. - Как вы думаете?
- Даже если осудят… Посидит в каком-нибудь аристократическом замке, потом выпустят. Такими дорожат - специалистами по уничтожению людей… Вы о Фогте что-нибудь читали?
Офицер неуверенно сказал:
- Фогт? Писатель? Или как там у них - философ? Он писал о перенаселенности земного шара?
- Вот-вот. Что земля не может прокормить всех людей. И предлагает «путь к спасению» (так называется его книга) - сократить население земного шара до девятисот миллионов, даже до пятисот, а остальных, «лишних людей», уничтожить. Мерзавцы! - Он хлопнул рукой по газете, лежавшей у него на коленях. - И ведь это говорится в стране, где апельсины вывозят на свалку! Обольют керосином, да еще полицейских приставят для охраны, чтоб голодные безработные не растаскали!"

Вторая мировая война окончена, вовсю идет война холодная... И это - совсем незаметно, по капельке, по капельке - попадало и в литературу. И в детские мозги. Но - тут капелька, там капелька... И складывается отношение. И оно потом передается - через те же и новые книги - следующему поколению, и следующему... Интересно, когда и как это прекратится?

Советская литература, Артюхова, СССР, История, Детская литература, Пропаганда, Подтекст, Книги, Цитаты

Previous post Next post
Up