Mar 03, 2009 12:05
Пришла мне некоторое время назад в голову мысль: вот это противостояние положительного героя/группы положительных героев и "отрицательного", "косного", "мещанского" остального мира (которое очень четко у Крапивина, особенно, кажется, в более поздних "реалистических" вещах... Ну вот, к примеру, "Рыжее знамя упрямства". Или "Струна и люстра"), так вот, это противостояние ведь не только у Крапивина встречается. Скажем, у Козлова - "финал" "Президента Каменного острова" (третья, кажется, часть), у Рыбакова в "Приключениях Кроша", у Пальмана в третьей части "Песен черного дрозда", наконец. Чем-то оно, противостояние, сродни и противостоянию в "милицейских романах" - когда для главного героя главное - работа, а для жены, скажем, возможность пойти вдвоем в театр. И вот она ну никак не может понять: почему ее муж должен (себе) и обязан (окружающим) срываться на работу по первому сигналу... А уж как это противостояние развернулось в "перестроечных" произведениях!
А вот когда были написаны книги Козлова, Пальмана и т.д. - я и не знаю. По идее, где-то "в годы застоя"?..
Да, забыла сказать: ГПГ окружающие считают... немного "не от мира его".
И вот задумалась я: а чем же тогда на этом фоне выделяется Крапивин? Потому что мне казалось, что именно такое вот противопоставление (в числе прочего) его и выделяет. Может быть, тем, что его книги - все-таки детские, подростковые (позиционируются как таковые, во всяком случае), в то время как остальные вышеперечисленные - все же "книги для взрослых". Но Рыбаков? Или Козлов? Не сказала бы, что это книги для взрослых. Тем, что противостояние описывается _сейчас_, в современной литературе? Но я другую современную литературу не то чтобы очень хорошо знаю... "Подтекстом" типа "стой до конца", "даже если проиграешь - моральная победа за тобой"? Нет, явно не то... А чем же?..
Советская литература,
Рыбаков,
Козлов,
СССР,
История,
Детская литература,
Крапивин,
Пальман,
Книги,
Детективы