"Что вы писали в этот день" вчера мне напомнило, что в прошлом году я уже начала выкладывать отчет с Зиланткона. Значит, уже точно пора...
Итак, с 1 по 4 ноября 2024 года в Казани состоялся очередной, 33/34 (34 - всего, 33 - официально, потому что один из Зилантконов был 29 3/4) и юбилейный 20 для меня Зиланткон.
Мне удалось туда съездить (список благодарностей тем, кто это сделал возможным, будет в конце отчета), а поскольку я там, как и несколько предыдущих лет, была при "зилантконовской газете" (ныне только онлайн, увы) "Летящий Зилант", я писала о мероприятиях. Из каковых текстов и скомпоную сейчас отчет.
Фотографии будут, но странноватые. Раньше я бы послала вас к mik25 (
https://mik25.livejournal.com/ ), практически бессменному зилантконовскому фотографу, но в этот раз он решил дать себе отдых и фотографировал только один день (и еще конкурс костюмов). Вот его фотографии 2 ноября -
https://mik25.livejournal.com/643199.html , а вот -
https://mik25.livejournal.com/643531.html - конкурс костюмов. Вы не представляете, как странно было видеть mik25 без фотоаппарата!
Заглавным фото пусть традиционно будет это - Б.Фетисов, открывающий очередной Зиланткон.
Площадка настольных игр (еще одна, куда я никогда не добираюсь; да и, подозреваю, тупой жабе ловить там нечего) начала работать еще до официального открытия Зиланткона.
Представители Восточной площадки ожидают открытия.
Перед открытием. Правда, это Малый зал...
"С чего начинается Зиланткон? Много с чего. Кто-то скажет, что с открытия регистрации на конвент, кто-то - что со стола регистрации у входа, кто-то предпочитает считать по первому мероприятию (а кто-то полагает, что Зиланткон не начинается ни с чего, потому что он и не заканчивается).
Но совсем официально Зиланткон начинается, конечно же, с открытия, со слов Бориса Фетисова: «Зиланткон номер такой-то открыт!». Конечно, и до открытия уже шли мероприятия, вовсю действовала Площадка настольных ролевых игр, открыла дверь Хоббичья норка Тимпы и Инты (кстати, в этом году у них можно не только отдохнуть и попить чаю, но и зарядить технику; обещают даже ремонт украшений, но этого я пока не проверяла - хотя есть на чем), менестрели начали петь (и не только у себя на площадке, но и в кулуарах), а ярмарка - торговать…
Но на официальное открытие Зиланткона собрался полный зал. В этом году сквозным сюжетом открытия была партия в D&D - словесную ролевую игру. Собралась партия приключенцев и отправилась в путь. А по пути они встречали основные площадки Зиланткона - от фэйри до древних египтян. Правда, началось открытие на траурной ноте - недавно умер Дмитрий Кринари, ведший фантастиковедение, участвовавший в работе площадки «Форум» и просто хороший человек. В.Гончаров (Ульдор) сообщил об этом и сказал, что в этом году представляемая на открытии им площадка «Форум» будет посвящена Д.Кринари. Но потом все пошло как обычно - руководители площадок говорили несколько слов о том, что будет у них, Восточная площадка, как обычно, представила театрализованную сценку (кстати, у них в этом году много театра), площадка «Танцуют все!.. и Натаниэль» запомнилась зрителям танцем, а внимание к Менестрельнику и Центральной концертной площадке привлекли пением.
А вообще площадок много, хотя и не все они были представлены на открытии. Зато они будут представлены во время Зиланткона.
И наконец на сцену вышел «Главный Босс» - Борис Фетисов - и объявил Зиланткон-33 (а на самом деле - 34, потому что был еще тот, который 3/4) открытым."
Ведущие открытие (партия в D&D)
В.Гончаров (Ульдор) говорит о Д.Кринари и представляет площадку "Форум".
Менестрель. Поет знаменитую песню "Fighter, cleric, маг и вор".
Линди представляет Менестрельник (тоже пропущенную мной площадку; что-то я как-то мало внимания музыке стала уделять).
А это представляют площадку "Древний Мир", мы с ней еще встретимся.
Площадка Фэйри. Благой и Неблагой, Летний и Зимний Двор, все вот это. (Тоже не дошла, я до площадки, в смысле, а жаль).
Восточная площадка.
Литературная площадка. На Зилантконе традиционно проводится блиц-конкурс микрорассказов (и мини-стихотворений) - тему объявляют на открытии, а в последний день анализируют присланное/принесенное, объявляют победителя и т.д. В этом году Конкурс был разделен на детский ("для Дракончиков") и взрослый. Тема детского была "Драконий будильник", тема взрослого - "Честное стоп-слово". Рассказы-победители будут в итогах. Когда-нибудь.
Фото представления "Дракончиков Джей" (ответвления "Детской Комнаты", для тех, кто постарше) и Ночного Зиланта не получились.
Танцевальная площадка.
Костюмерная Терн. Конкурс костюмов - от нее. А вот Дамского салона в этот раз не было...
Хоббичья норка. Место для отдыха, помимо всего прочего (еще для отдыха есть Чайная от Восточной площадки).
Грегил представляет Центральную концертную площадку.
Выступает Кошка Сашка (представление музыкальных площадок - Центральной концертной и Менестрельника - традиционно сопровождается выступлениями музыкантов).
Площадка настольных игр (та самая, которая начала работать до открытия).
Была еще представлена Комиссарская служба (в случае конфликтов с охраной и т.д. - обращаться к ним), но фото не получилось.
Б.Фетисов открыл Зиланткон.
"Вяжите с нами, вяжите лучше нас - под этим лозунгом прошел мастер-класс Ольги Ильиной (Тигры), посвященный, как не трудно догадаться, вязанию. Крючком. Для начинающих.
Вот что меня всегда удивляло в Ольге Тигре, так это ее способность вести мастер-класс «для чайников», когда каждому надо объяснить, показать, посмотреть, как получается, еще раз объяснить… эта песня может быть вечной, но мастер-класс был ограничен двумя часами (хотя, в принципе, можно было и еще задержаться).
Участники мастер-класса освоили начальную петлю, воздушные петли и цепочку из них, а также столбики без накида (базовые понятия вязания крючком), научились вязать по кругу - с прибавками и без. В зависимости от числа прибавок результат варьируется от жгута или трубки (прибавок нет), до более или менее плоского круга (прибавляется от 1 до 6 или 8 столбиков) и круга-рюшечки (более или менее выраженной) - если прибавок больше 8 в ряду. Эх, помню, вязала я как-то юбку для куклы по схеме для салфетки. Но салфетка-то начинается с 6 столбиков, и прибавка 2 столбика в каждый дает во втором ряду всего 12 (т.е. те самые вышеупомянутые 6 прибавок в ряду). А у юбки-то были все 100! Вы не представляете себе, какой она была пышной (это не двойное солнце, это все десятерное…) и тяжелой, и сколько на нее ушло пряжи…
В общем, с полученными знаниями народ смог связать шапочку для мини-куклы, а я продвинула Покрывало Имени 440 Моточков Мулине, которое вяжу уже 10 лет и до которого у меня уже с месяц не доходили руки.
Хороший мастер-класс, медитативный, спасибо Ольге Тигре. (У нее заявлен еще один мастер-класс, по вязанию с бисером, вот тут уже будет не до медитации…)"
"Площадка Традиционной Толкинистики «Вескона» («Вескон» - это, кстати, московский конвент толкинистики) представила концерт Макалаурэ и Элентирмиэ.
Из аннотации лично я, тупая жаба, решила, что это будет серьезно и драматично, и с таким настроением и пришла на концерт. А он оказался юмористическим… Нет, поймите меня правильно, я не против такого подхода, просто оказалось несколько неожиданно. Опять же для меня, тупой жабы. К тому же мне очень не хватало знания первоисточников, чтобы по достоинству оценить переделки… Я только две опознала - и то не уверена. Макалаурэ, конечно, объявлял первоисточники, но мне это ничего не говорило. Плохо быть немузыкальной необразованной жабой. Зато я узнавала некоторые сюжеты (хотя сыновей Феанора различаю не то чтобы хорошо).
И мне, скорее, понравилось, хотя и пришлось сбежать с концерта, не дожидаясь его завершения - концерт решили продлить и спеть несколько песен на квэнья (как вы, конечно, знаете, квэнья - один из эльфийских языков у Толкина). Их я уже не услышала…"
"Второй день Зиланткона. Утро. Начнем его с мастер-класса. Вообще на этом Зилантконе много разных рукодельных мастер-классов, несмотря на то, что место для них оказалось не очень удобным - темновато и на проходе. С другой стороны, проходящие как раз могут и заинтересоваться.
Под руководством Светланы Архиповой мы шили птичку-тильду. Тильда - это не только типографский знак, вот этот: ~, но и характерный стиль рукоделия. Изначально тильды - это куклы, в смысле - изображения человечков, с определенными чертами (например, у них отсутствует рот), изобретенные норвежским дизайнером, но теперь в этом стиле делают и разных зверюшек. Мы, как уже было сказано, шили птичку. Правда, не с нуля - нам дали уже раскроенный материал, а мы его сшивали, набивали («свяжите дракону крылья, набейте дракону морду…» - из широко известного описания изготовления мягкой игрушки-дракона, не подумайте чего) и пришивали глазки. Вообще шить я люблю, но мелкими стежками, пытаясь имитировать швейную машинку (а это долго), так что пришлось наступить на горло собственной песне и сделать стежки покрупнее - «размером в дюйм» (с) М.Митчелл. Зато уложилась в срок. И даже успела сделать птичке глазки из бусин (криво пришитых) и петельку для подвешивания. Заодно до меня дошло, почему галочка - птичка. Я всегда считала, что это птица с поднятыми крыльями, вид анфас. А тут поняла, что это вид в профиль - голова и хвост.
Жаль, что мне эта птичка ни к чему. С другой стороны, можно ее объявить игольницей. Она толстая."
А это древние египтяне (помните, на открытии представляли площадку Древнего Мира?). Из Клуба исторической реконструкции "Рагор", специализирующегося на Древнем Египте и сопредельных странах.
Вообще-то задумка в том, чтобы на фоне этой стены фотографировать всех желающих. Фотозона. Но, по-моему, древнеегипетская жрица (?) интереснее.
Жрица (?) с опахалом.
Использование стены по назначению.
Учат играть в древнеегипетские игры. (На заднем плане - гробница и мумия).
Учат писать по-древнеегипетски.
Древний Мир был представлен не только древними египтянами, но и римлянами (из клуба исторической реконструкции Legio I Minervia). Они не только сидели у себя в лагере, общаясь со всеми приходящими и желающими, но и периодически выходили и маршем, с песнями и всем таким, проходили по коридорам ДК.
Сенатор.
Танцы вакханок.
Римский лагерь на марше.
"А вот мимо этого мероприятия я пройти не могла.
Под руководством В.Гончарова (Ульдора) был проведен круглый стол на тему «Братья Стругацкие и современность». В свое время Стругацкие были властителями дум, а как теперь? «Свое время» кончилось или нет? «Как изменился взгляд на Стругацких за эти годы - и как менялось наше представление о них? Какими мы видим их сейчас, какую роль книги Стругацких играют сегодня?» - так был представлен круг планируемых к освещению вопросов в аннотации круглого стола.
Началось все, конечно, с рассказа о том, что Стругацкие значили для советского читателя (надо же знать, от чего отталкиваться, говоря об изменении восприятия). Ульдор выделил в творчестве Стругацких 2 этапа - до середины 1960-х и после (второй он охарактеризовал как более пессимистичный и, что важнее, обращающийся к проблемам современности - тогдашней современности, в смысле). Потом обсудили проблему возникновения Мира Полудня (мира будущего, описанного Стругацкими, в смысле). Когда народ заговорил о гипноизлучателях и реморализации, я затосковала - ну не люблю этого. Я понимаю, что нам сейчас мировосприятие «оттепели» уже практически непонятно, слишком оно далеко от нас, но все же… Так что спасибо А.Ермолаеву, который выступил и сказал, что Стругацкие полагали процесс такого изменения человечества естественным и даже описывали его - начиная со «Стажеров» (во внутримировом хронологическом порядке, имелось в виду). Пообсуждали тему воспитания - когда речь заходит о Стругацких, она неизбежна. Была высказана интересная мысль - что актуальность темы воспитания человека в то время была вызвана хроническим отравлением свинцом (который добавляли в бензин). Имелось в виду, что отравленные люди как раз и демонстрировали «человека невоспитанного», а как только свинца в бензине стало меньше, ситуация улучшилась. (Правда, народ эту мысль тут же опроверг). Помянули и бетризацию, и переход задачи школы - в разных государствах - от образования к социализации. (Ну не знаю… По-моему, задача социализации перед советской школой стояла давно… Да и не только перед советской, если вспомнить школьные повести иных стран). Потом перешли к разговору о борьбе группировок в советской фантастике, о том, как она, советская фантастика, изменилась в середине 1970-х (были высказаны две конкурирующие идеи: 1) что все сводилось к борьбе за тиражи; 2) что все сводилось к тому, что верхами овладела идея «закручивания гаек»). Поговорили о «Жуке в муравейнике», «Далекой Радуге», теме безопасности и изменении восприятия произведений Стругацких не только с изменением политической обстановки, но и с возрастом читателя, заметив, что примерами из Стругацких сейчас подтверждают диаметрально противоположные точки зрения (как заметил Змей, это свидетельствует о том, что Стругацкие растворились в культуре). И перешли к обсуждению восприятия Стругацких молодежью. Представитель молодежи (и исследователь творчества Стругацких) заметила, что уходит понимание отсылок и реалий (мое примечание: вот поэтому существуют комментированные издания и размещенный в Интернете «Стругацкие: Комментарий для поколения Next» Л.Ашкинази). Но тем не менее - Стругацкие по-прежнему популярны (потому что они писали про человека и общество - заметили из зала). Что и было подчеркнуто выступлением М.Савеличева, который, как известно, не в первый раз в своих произведениях обращается к творчеству Стругацких (упрощенно говоря, можно его работы назвать фанфиками - по «Беспокойству», по «Пикнику на обочине» и др.). Впрочем, он не одинок - многие постсоветские фантасты то полемизировали со Стругацкими, то, наоборот, соглашались с ними (правда, первых было больше).
В общем, итог: меняется как окружающее, так и сам конкретный читатель, что, естественно, влияет на восприятие книг Стругацких, молодежь уже не понимает многих реалий, но Стругацких по-прежнему читает, как минимум потому, что написано увлекательно. (Мое примечание: что подтверждается собственно изданиями: для понимания - комментированные издания, для увлекательного чтения - различные издания; ну и для статусного потребления - роскошные издания, такие тоже есть).
Дискуссия была продолжена в кулуарах. "
Дискуссия в кулуарах.
М.Савеличев представляет свои книги.
Плетение фенечки. Я тот мастер-класс пропустила, и меня учили отдельно. В тот момент мне казалось, что я даже что-то поняла, но теперь понимаю, что все забыла...
"Впрочем, как легко увидеть из попытки рассказа о круглом столе, посвященном братьям Стругацким и изменению восприятия их произведений, интеллектуальная жизнь Зиланткона - не для меня.
И я пошла шить кукольную сумочку - на очередной мастер-класс под руководством Теаны. (А пока мы ждали народ - меня поучили плести фенечки - это была тема предыдущего мастер-класса, который пришлось пропустить. Руки путаются, вот что я вам скажу!)
Сумочка была довольно простой (хотя и не самой примитивной), и что интересно - по этой же технологии можно сшить и человеческую сумку (правда, той наверняка понадобятся подкладка, карманы и прочие усложнения, которые за неимением времени рассматривать на мастер-классе не стали. Зато за час все успели сшить «действующую модель сумки»).
Если вы решите тоже сшить сумочку - вырезаете два овала (это боковинки) и полосу шириной с будущую сумочку, а длиной примерно в три боковинки. И сшиваете это все, пришивая полосу по трем сторонам одного, а потом другого овала. Потом можно пришить застежку, лямку или как-нибудь украсить. "
Детали сумки.
Теана.
"Медитативный мастер-класс по японскому плетению кумихимо под руководством Дарьи Лагуточкиной уже традиционен для Зиланткона. Столь же традиционно туда хожу и я. За год, прошедший с предыдущего мастер-класса, я натренировалась плести круглые шнурочки различными узорами (а не просто полосками), и захотела продвинуться. Видела я, что бывают плоские ленты кумихимо, и слышала я, что их плетут не на круглых, а на квадратных ручных станочках (до более стационарного марудая, похожего на круглую табуретку с дыркой посередине, я еще не дозрела, и вряд ли дозрею). Все бы ничего, но этим я крайне усложнила задачу Дарье, которой помимо того, что объяснять участникам круглое плетение с самого начала (а народ все время подходил, и объяснять новопришедшим приходилось заново), пришлось еще объяснять все мне отдельно (а я еще и не сразу понимала). Лучше бы, конечно, я пыталась довести до совершенства освоенный круглый шнурок. Но Дарья блистательно справилась. С шутками, весело, но понятно она объясняла, как плести круглый шнурок. Квадратный же станочек она забраковала, объяснив, что на нем очень медленно плетется, но деваться было некуда - круглого станочка у меня не было. А мне спешить некуда… До следующего мастер-класса - год, и надо доплести этот шнурочек (который получается очень уж фри-форм), сплести хотя бы один более ровный и попробовать разобраться в выданных схемах. А автоматизм движений еще не выработался, так что ганбаттэ кудасай! Плетите с нами, плетите лучше нас!"
"Кто не знает Иллет? Менестрель и писатель, она уже много лет (в этом году, как она сама призналась, юбилей, но вот сколько именно лет - мы не скажем) приезжает на Зиланткон и дает там концерты. Вот и вчера…
Песни Иллет популярны в ролевом и околоролевом сообществе, и, может быть, вы знаете песни, но не знаете автора. «Кот с флейтой» (он же «Charm Тевильдо»), «С Запада девять пришло кораблей», «Марш Феанорингов», «Святой Николай», «Тыквы»… У Иллет разнообразные интересы и репертуар.
В этот раз Иллет выступала не соло, а при поддержке участников группы «Лунарь» (гитара и скрипка; гитарист также впечатлил зал исполнением монолога короля в «Charm Тевильдо»).
Представлены были разные песни - от старых (в том числе той, с которой Иллет когда-то выступала на первом в ее жизни менестрельнике) до сравнительно новых, от «ужастиков» до песен про святых…
Зал радовался, хлопал в такт и подпевал - благо сама Иллет сказала, что это очень даже хорошо."