Любопытно...

Nov 13, 2023 05:42

Продолжаем наше ознакомление со сборником «Снаряд инженера Попова». Теперь очередь «научно-приключенческой» (интересно, что в ней научного?) повести И.Маляра «Дело № 12К» (Газета «Вперед»; Орган Загорского ГК КПСС и Загорского городского Совета депутатов трудящихся; Загорск, 1974).

Начинается рассказ в Центральном Казахстане. Итак, специальная геологическая партия разведала «запасы той руды, которую за океаном жадно называют «стратегическим сырьем» и которая в нашей стране служит делу мира» (традиционное противопоставление, о его правдивости не будем). И нанесла их на карту. А карту похитили «под шумок» пожара - горело горючее. И радиоаппаратуру предусмотрительно разбили. И пропали двое рабочих, взятых в экспедицию вскоре после отбытия срока (одного вскоре нашли мертвым, а при нем обнаружили письмо из Усть-Каменогорска - интересно, это такой же абстрактный город как Энск, или действительно в тех краях есть такой город?). Дело переходит КГБ, который направляет в Усть-Каменогорск сотрудника в штатском, который туда добирается самолетом специального назначения - вместе с делегацией шведских инженеров-энергетиков.

Уже при встрече с ними нам показывают, что «один из группы шведских энергетиков достал из-под светло-серого плаща фотокамеру и стал снимать своих товарищей, стараясь поставить их спиной к аэровокзалу, что невольно про себя отметил Анатолий.
Переводчик хотел что-то сказать, но его опередил первый пилот. Вежливо, но твердо он сказал несколько слов по-английски любителю фотодела, и тот с явной неохотой закрыл футляр аппарата.» (что, аэровокзалы тоже запрещено было снимать?) - причем парой страниц позже речь идет уже о съемке аэродрома…

Забавно, как в самолете встречаются два «спецслужбиста» - «наш» и «их», причем «их» не может ответить на вопрос по своей изображаемой специальности, а «наш» думает, что сумел бы ему рассказать о «своей» (потому что некоторое время назад действительно работал инструктором райкома комсомола: «Это была горячая пора организации массовых рейдов по борьбе с хулиганством. Каждую субботу и воскресенье на дежурство приходили парим, свободные от смены. Черная угольная каемка окружала глаза, от этого они казались еще темнее, и хулиганы боялись встречаться со взглядом честных, прямых, но суровых и беспощадных к нарушителям, глаз.»).

Итак, «сотрудник в штатском» добрался до Усть-Каменогорска и побеседовал с приемной матерью девушки, не зная, что незадолго до того ровно тем же занимался (и еще не закончил) его «коллега», «инженер-энергетик». Упоминалось, что человек, совпадающий по фамилии с одним из пропавших рабочих, уже «приступает к операции». А «сотрудник в штатском» отправился на комбинат беседовать с девушкой.

А потом на него нападают. Что любопытно - ему не удается отбиться, он просто не успевает.

Задержали хозяйку конспиративной квартиры в Усть-Каменогорске (приемная дочь от нее отказалась, естественно, - положительная ведь героиня). Естественно, выкладывает все, столь же естественно, выявляются связи с нацистами (кстати, любопытно, что у Альтшуллера и Фелицына таковые не упоминаются, это редкое исключение) и даже конкретнее - с эсэсовцами. Характерно замечание бывшего эсэсовца: «Знаешь, Эльза, надо не только взрывать мосты в этой стране, но и портить молодых, учить их хулиганить, грабить. Ведь от вора и жулика один шаг к шпиону и предателю». (Кстати, обратите внимание на имя Эльзы - хозяйки конспиративной квартиры. Иностранное, подчеркивающее ее чуждость. Недаром ей противопоставлена героиня с простым именем Зина).

Нам показывают того самого исчезнувшего рабочего на конспиративной квартире, а заодно - что американцы (названные прямо… очередная «случайная» проговорка) не только подобрали бывших нацистов и эсэсовцев, а сотрудничали с ними еще во время Второй мировой войны, а потом помогали им уйти от преследования. Тоже традиционный мотив, но не знаю, когда он появился. Сразу после Второй мировой?..

Заодно показывают, что западные шпионы вербуют и используют стиляг (хотя, как ни странно, повезло шпионам только 1 раз из 4). Не менее традиционный мотив. Завербованного-то показывают поподробнее, а о тех троих, что пошли в КГБ, только вскользь упоминают.

А вот и еще одно противопоставление «их» и «наших». «Но если капитан Джемс Паркер уже торжествовал победу, предвкушая повышение по службе и увеличение текущего счета в банке, то майор Кузьмин не думал о почестях и наградах.» Понятно, кто должен победить - не тот, кто «кажет «гоп», не перескочив». И, кстати, любопытная фраза: «Как терпеливый охотник, он осторожно расставлял капкан на опасного зверя.» Очень традиционное сравнение противника с животным.

И даже для американского посольства не нашлось доброго слова: «угрюмое серое здание посольства на улице Чайковского, над которым лениво полоскался звездно-полосатый флаг».

Контрразведчик проникает на конспиративную московскую квартиру под видом «гостя оттуда» (характерно, что развеять последние подозрения у хозяина ему помогли ноги, задранные на соседнее кресло - откуда же, все же, пошел этот штамп, что американцы сидят задрав ноги?..) и вызнает, где и когда назначена передача карты (вы еще не забыли, что с ее похищения все и началось?).

Шпионов задержали. Равно как и владельца конспиративной квартиры.

Как обычно, выясняются теплые доверительные отношения между шпионами:

«- Непонятно, почему Курт Фогель, он же Зенин Иван Сергеевич, не отдал карту человеку, который специально был послан для этой цели, - спросил полковник Знаменский у следователя, который допрашивал шпиона.
- Он объяснил это тем, что сам хотел получить награду за «подвиг» после многих лет бездеятельности, - ответил следователь. - Впрочем, и Френсис Блейк не терялся. Он взял на ночь карту района «икс», чтобы ее сфотографировать, а на следующий день принес ее в магазин «Русские самоцветы». При обыске была обнаружена микропленка этого документа, который предприимчивый шпион решил продать разведке другого иностранного государства. Дальнейшее вам известно…»

Кстати, обратите внимание на фамилию контрразведчика - Знаменский. Уж не вспоминал ли автор ЗнаТоКов?..

Награды в классическом смысле слова - любви прекрасной девушки или хотя бы чувства хорошо выполненной работы - тут нет (хотя один из контрразведчиков пишет письмо девушке). Но есть мораль: «невольно вспомнил суровый разговор с Сергеем Кравцовым, который совершил несколько ошибок подряд, забыл о бдительности в эти дни, когда заокеанские дельцы швыряют десятки миллионов долларов на разнузданную антисоветскую пропаганду, на шпионаж и диверсии. Об этом забывать нельзя!» (Казалось мне, что такая «всеобщая бдительность» характерна для более ранних произведений, в 1970-е с этим как раз попроще стало…)

И финал: «В газетах промелькнуло сообщение, что Советское правительство потребовало выезда за пределы нашей Родины военного атташе одной иностранной державы, капитана Джемса Паркера, как человека, замешанного в открытом шпионаже. И только узкий круг лиц, занятый в одной трудной операции, знал, что это решение было связано с историей карты района «икс»…»

Интересно, почему опять эта уклончивость, ведь из предыдущего текста все и так ясно, даже гражданство называлось открытым текстом… Или так было принято писать в газетах, без указания на конкретное посольство?..

И почему, все-таки, повесть научно-приключенческая? Что в ней научного? Работа геологов подробно не показана, да и спецслужб - тоже не то чтобы слишком подробно (хотя можно ли последнюю называть наукой - вопрос открытый)...

Советская литература, Маляр, Шпионское, Детективы, Цитаты, Книги

Previous post Next post
Up