Любопытно...

Oct 09, 2023 05:34

Продолжаем наше ознакомление со сборником «Снаряд инженера Попова». Очередь дошла до следующей фантастической повести Г.Альтшуллера (того самого) и В.Фелицына «Сигнал «СКРД»»

Опять газета «На страже», Баку, 1957. (Судя по названию, какая-то ведомственная. Интересно, чья?)

В какой-то степени - продолжение «Тайны двойного удара» - часть персонажей те же. И даже, похоже, диверсант из той повести упоминается - хотя и не по имени («но это неточно»).

Тут уже противник показан шире. Действие вообще начинается «на окраине далекого заморского города» (характерно отсутствие конкретики), на «военном складе номер четыреста семьдесят два», он же «разведывательный центр Уолтера Торна, бывшего профессора Нордхоффского университета» (помните, что в предыдущей повести говорилось о «научном шпионаже»?). Правда, пока он занимается не СССР. «В маленьких южноамериканских республиках происходят военные перевороты, в далеких странах азиатского материка подкупленные имамы призывают к священной войне во имя никогда не существовавших пророков, на площадях старых европейских городов, у зданий коммунистических и рабочих газет рвутся брошенные «неизвестной» рукой бомбы, а с трибун парламентов раздаются погромные речи тех, кто в тайных списках Торна обозначен номерами и кличками…»

И ладно бы конструкторское бюро и стратоплан с атомным двигателем - на этот раз «особый шпионско-диверсионный центр» заинтересовался археологией.

Так, противника обрисовали, переходим к «нашим». Они уже нам частично знакомы, а частично - только перешли с партийной работы и «принесли с собой стиль и методы партийной работы, принципиальность коммуниста, глубокую веру в силу коллектива, умение разобраться в человеке и горячую любовь к людям».

Итак, исчезает известный археолог, начальник археологической экспедиции, копавшей «одну из старинных крепостей на побережье Черного моря» (в Аджарии, о чем мы узнаем не сразу). Труды экспедиции были переданы для редактирования историку и исчезли, в связи с чем историка тоже начали подозревать (в использовании трудов в собственных статьях - без ссылок и всего положенного, естественно). Эту же крепость копали и до революции («коллекционер красивых «древностей», искатель кладов»). А к тому же рядом с ней находится какой-то важный завод…

А один из археологов пересказывает слышанную от пропавшего (и не только - легенда широко известна) легенду о двух крепостях и двух братьях, оборонявших крепости от турок-сельджуков.

Далее фокус неожиданно переходит на какого-то продавца фототоваров. Впрочем, нам почти сразу же показывают, что он далеко не так прост.

Хотя ему пока уделено не так уж много страниц - почти сразу же действие переходит к положительным героям, которые определяют местонахождение крепостей братьев (см. выше) и то, что они были связаны подземным ходом. В одной из крепостей как раз и пропал археолог, а вторая ныне находится на территории «большого важного» завода. (Впрочем, до революции-то завода точно не было, а копали крепость активно - длительная экспедиция «кладоискателя» - уже третья… Что там такого было? Рано или поздно узнаем, наверное. Хотя теперь шпионов, конечно, привлекает именно завод.)

Подземный ход нашли. Причем начинался он в верху бойницы (удобно ли это? Хотя и незаметно, конечно). Заодно нашли пропавшего археолога (к сожалению, уже в неживом виде - был убит в ночь пропажи; интересно, что помешало захоронить с ним и пиджак?), древние рукописи (вряд ли тот клад, на который рассчитывал «кладоискатель»; а может, они бы его тоже устроили?), выяснилось, зачем в сюжет введена собака по имени Термоэлектричество (он же Термо; не только для того, чтобы подчеркнуть положительные качества главного героя и обеспечить разрядку смехом; хотя, конечно, «нюхлеры все делают лучше») - чтобы спасти персонажей (которых жаль) и героически погибнуть на мине… И заминированность завода тоже обнаружили (не знаю, кому как, но мне непобедимость «наших» начинает… приедаться).

Так, шпиона (что он мог нашпионить, будучи скромным продавцом?.) и диверсанта (это понятно) поймали. Увы. Естественно, он решает поторговаться (традиционное, опять же, поведение шпионов. Молчать никто из них не собирается/не обучен. А жаль.) - информация за жизнь. Идея эта обламывается репликой: «Ну что ж, обойдемся и без этих показаний. Все, что вы можете сказать о бывшем профессоре Нордхоффского университета Уолтере Торне, мы уже знаем.». Отчаянная попытка выторговать хоть что-то - «Вы не можете знать всего. Только мне известно, где хранятся фотографии Торна…» - безнадежна: на кой контрразведчикам фотографии Торна?.. Да и фото профессора Нордхоффского университета - наверное, если надо, найти можно. Все фотографии не скроешь, хотя, конечно, тогда еще не был нынешний век мобильников с камерами и камер видеонаблюдения. Но какую-нибудь коллективную, скажем, фотографию могли и упустить.

Шпион (это короче писать, чем «диверсант») оказывается сыном «кладоискателя»-археолога. Яблоко от яблони недалеко падает - что отец ждал возвращения старых порядков, что сын за вывоз сокровищ (интересно, каких? Выше сказано, что «в подземном ходе хранились драгоценные для археолога вещи: старинное оружие, домашняя утварь, пергаментные рукописи тысячелетней давности», но то ценности археологические… Кстати, вспомним - в очередной раз - мотив клада, что не дается в руки недостойным. Ищущие личного обогащения явно недостойны…) обещал помочь подорвать завод…

Снова нам показывают главу разведцентра. Который торжественно (почему?.. Для него это должно быть более-менее рутиной. Ну, хорошая добыча, но только одна из) дает сигнал на взрыв завода. Но, естественно, обламывается: «Шифрованный сигнал коснулся острого жала выведенной в скалах и тщательно замаскированной штыревой антенны. Укрытый в старинном подземелье, приемник, равнодушный к музыке и голосам, отозвался на шифр, замкнул контакт, слабый ток поступил к реле и оттуда - усиленный - рванулся к детонаторам. Но детонаторов уже не было. А вместо взрыва в просторной комнате одного из батумских зданий раздался самый обыкновенный телефонный звонок. И голос - тоже спокойный и обыкновенный - произнес:
- Товарищ генерал, сигналы поступили две минуты назад. Переданы четыре буквы: эс-ка-эр-де…»

Интересно, что эти буквы значили?..

Кстати, вывозить диверсанта с сокровищами никто не собирался. «- Лодка выслана?
- Нет. Я не хочу вывозить Штромберга из России - он еще пригодится. Что касается антикварного старья в подземелье, то оно меня нисколько не интересует.» Традиционный мотив - не верь западным спецслужбам...

Ну и награда. Поскольку возлюбленная у главного героя уже есть - то... «…Утром десятого ноября над лагерем археологов появился двухмоторный самолет. Он сделал круг над палатками. Строеву, сидевшему у окна кабины, казалось, что он даже разглядел лицо профессора Ржевского.
Спустя несколько минут самолет уже летел над огромным заводом. Славинский, Строев и Косоуров молча смотрели, как внизу мелькали ажурные контуры крекинг-установок, серебристые круги резервуаров, тонкая паутина нефтепроводов.
Завод работал.
Самолет приветственно покачал крыльями и взял курс на Москву.»

Примечательно использование документов погибших/пропавших людей (впрочем, это характерно для многих шпионских романов): «Илья Макарович Хромов, житель Новосибирска, тысяча девятьсот двадцатого года рождения, пропал без вести четыре года назад, отправившись в отпуск на Кавказ.». Подозреваю, что не случайно он пропал… И, кстати, интересно, как лже-Хромов умудрился устроиться в Москве. Почему ему надо было убраться из Новосибирска - понятно. Но как он устроился в Москве?.. Продавцы, вроде, не «лимитчики»… И еще примечательно - пропал Хромов 4 года назад, а лже-Хромов попал в СССР только 3 года назад...

Любопытен образ эксперта-криминалиста: «Военная карьера Антона Николаевича Гурьянова начиналась блестяще. В конной армии Буденного он, тогда двадцатитрехлетний парень, командовал полком. Но после Гражданской войны Гурьянова назначили председателем военного трибунала - и на этом его продвижение по служебной лестнице закончилось. Он стал военным юристом, потом экспертом-криминалистом. Постепенно Антон Николаевич потерял боевую выправку, подтянутость, словом, полностью утратил воинский вид. Китель Гурьянов носил наподобие гражданского пиджака, постоянно терял звездочки с погон. Многие офицерские патрули, которых немало было в Москве в военные годы, лично знали Гурьянова. Правда, иногда они просто старались обойти его: не сделать ему замечания было совершенно невозможно, а делать - неловко и бесполезно.
В тысяча девятьсот сорок шестом году подполковник Гурьянов вышел в отставку, но по-прежнему - уже служащим Советской Армии - продолжал работать в качестве эксперта-криминалиста. Антон Николаевич стал типичным кабинетным работником, и никто не сказал бы, что он был когда-то лихим воякой. Только в тиши кабинета, наедине, когда ничто не мешало сосредоточиться, Гурьянов мог работать в полную силу. И это была настоящая сила! Гурьянов не напрасно считался одним из лучших экспертов-криминалистов, а по отдельным специальным вопросам - и самым лучшим. Сотрудники звали его «кудесник», подтрунивали над его рассеянностью, но любили за доброту и отзывчивость, а главное - за умение решать, казалось бы, неразрешимые задачи.» - он мне сильно напомнил криминалиста у Вайнеров в романах о Тихонове. Правда, о прошлом второго мы не знаем… А описание, как персонаж по нескольким буквам на газетном обрезке установил газету и дату - напоминает Шерлока Холмса…

Характерна также «проговорка» про _американцев_, которые вместе с диверсантом высадились в Аджарии. Так-то автор традиционно избегает точных указаний на врага, но, видимо, очень уж хотелось высказаться. Как и многим.

«Но, кроме взрыва, им, по-видимому, важен еще и политический резонанс. А через две недели - Октябрьский праздник». Мораль: за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Если бы они взорвали завод сразу, как установили детонаторы (или сразу, как его пустили, - неясно, что было раньше) - им была бы хоть какая польза. Интересно, есть ли аналог этой пословицы в английском языке? Или мораль - «никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»?..

И, в конце концов, в чем же все-таки фантастика???

Альтов, Советская литература, Фантастика, Альтшуллер, Фелицын, Шпионское, Книги, Цитаты, Детективы

Previous post Next post
Up