Итак, продолжаю рассказ о Зилантконе-2022. Сегодня мы поговорим о событиях в ДК Ленина.
Напоминаю, что в начале ноября в славном городе Казани состоялся Зиланткон-2022, уже 31 (на самом деле - 32, но юбилейный, 30, пришелся на тот год, когда из-за ковида все поотменялось, был почти исключительно он-лайн - мне и в этом повезло, - и было принято решение считать его № 29 3/4. Соответственно, 30 Зиланткон был на самом деле 31, и т.д.) и 18, на котором я была.
Проходил он в двух форматах - основная часть - "в узком кругу" (ну как узком - полный профилакторий КАПО, он же гостиница "Туполев"), "для своих", и 1 день - в ДК Ленина (кстати, что-то перестали его именовать "Ленин-Сараем", хотя формально он им и остался - на нем так и написано. Кажется. Напоминаю, что по-татарски "сарай" значит "дворец".), открытая программа для всех желающих (купивших билет, естественно). Когда-то вся программа Зиланткона была открытой (не считая спонтанных ночных концертов в КАПО - хоть он, собственно и _профилакторий КАПО_, но для краткости его все именуют просто КАПО) и в ДК. Потом с ДК случилась реставрация, потом со всеми нами случился ковид... Так что доля мероприятий "для своих" существенно выросла. Не уверена, рада ли я этому. (Хотя, конечно, жить в центре событий гораздо удобнее, а в ДК больше не разрешают селиться.)
Я, естественно, не могла упустить такой шанс изобразить из себя/показаться/прикинуться/сыграть в/убедить себя свою/своей, и поселилась в гостинице "Туполев" (это все тот же профилакторий). Соответственно, все 4 дня программы мне и достались. Почти. (Потому что, вообще-то, в программе было 284 мероприятия, даже если бы каждое из них занимало всего полчаса - а большинство мероприятий так не делает, то, "выстроенные в ряд", они бы составили почти 6 суток. А у нас было всего двое, и два раза по полдня, и не забывать о ночном времени, когда, теоретически, надо хоть как-то передохнуть... И написать отчеты для "Летящего Зиланта" -
https://vk.com/let_zilant . Поэтому ночной и неофициальный Зилантконы прошли мимо меня абсолютно полностью. Спасибо "ЛЗ" - им очень удобно прикрываться: мол, это не я такая слабая и неприкаянная, что не тяну еще и ночную программу и не имею компании, куда пойти, это я делаю нужное дело - пишу в "ЛЗ". Что ж, одна польза от писания в "ЛЗ" есть - мне теперь не надо мучительно сочинять что-нибудь о мероприятиях, а можно брать тексты оттуда. Ну так вот, двое суток и два раза по полсуток. А значит - что? Правильно, _пересечения программы_. Из-за них даже не на всех мастер-классах удалось побывать.). Во всяком случае, на 28 я побывала и по 25 написала отчеты. Скоро вы их тоже прочитаете, если не читали еще в "Летящем Зиланте". И на картинки посмотрите (а вот их в "ЛЗ" не было).
Заглавной фотографией пусть будет эта. Борис Фетисов со шпагой. Второе Открытие Зиланткона.
Следующий день был посвящен Открытой программе и ДК Ленина (я по нему успела соскучиться; ностальгия: бежишь по закоулкам ДК и думаешь: а как мы тут хорошо жили... и там тоже хорошо жили... и вот здесь тоже жили...). А бедным работникам площадок пришлось сначала все тащить из профилактория в ДК Ленина, а потом обратно, и устраиваться заново...
В ДК Ленина. В гардеробе.
Второе Открытие Зиланткона было еще короче и официальнее, чем Первое. И народу было меньше. Но, в сущности, главное ведь не открытие, а мероприятия...
Второй день Зиланткона начался с лекции Константина Асмолова (Маккавити,
https://vk.com/makkawity ) о прогнозировании и его методах. (Ну, на самом деле, начался он со Второго Открытия Зиланткона, где, кстати, объявили тему конкурса микрорассказов и лауреата «Большого Зиланта», но это частности.)
Собирающемуся народу была предложена тема для размышлений и выбора действий: в центре Нью-Йорка обнаружен котенок. Обычный. Только ростом в двести метров. Народ погрузился в обсуждение, а мне показалось, что я как-то не туда попала… Но нет, туда.
Предложенная лекция оказалась одной из тех, что К.Асмолов читает аспирантам Института Китая и современной Азии РАН. В ней шла речь о прогнозах, антипрогнозах и их отличиях друг от друга, а также от маскирующейся под них социальной фантастики.
Затем были рассмотрены методы прогнозирования, а также основные ошибки, совершаемые при попытках прогноза.
Далее лектором было предложено задавать вопросы, и стихийно возникла дискуссия о пользе интуиции для прогнозирования. И уже она плавно утекла в кулуары, куда я за ней не последовала, потому что в очередной раз убедилась, что футурология - не для слабого глючьего интеллекта. Но на лекцию о политологии фэнтези постаралась попасть!
(А фотографий не будет, потому что их не было.)
Традиционный русский наряд центральных губерний. Реплика.
Ирина Ведерникова (Марта,
https://marta_nn.livejournal.com/ ).
Маккавити сменила посланец и организатор этно-блока ВолКа Марта (Ирина Ведерникова) с «лекцией-интерактивом» «Хороша девка, как мытая репка».
Под странным видом мероприятия подразумевался просто рассказ с участием слушателей, а под озадачивающей темой (у нее есть и продолжение - «кругла и бела») - идеалы девичьей и женской красоты в традиционной русской деревне центральных губерний и средства к оному идеалу приблизиться.
Предки наши не знали современных косметических (в широком смысле) средств, но проблемы с внешностью были многим знакомы. И народная мудрость изобрела способы эти проблемы маскировать. Помимо известных белил и свеклы (кстати, ее применять тоже надо было уметь!), были способы увеличить грудь, приобрести нужную упитанность и косу до пояса - хотя бы внешне.
В завершение мероприятия часть того, о чем шла речь, продемонстрировали на практике - одев доброволицу из публики в рубаху и полуплатье и заплетя ей такую косу! И кому какое что, что лент и льняного очеса там было больше, чем собственно волос (которых под лентами и видно-то особо не было).
Бонусом поговорили о девичьей душевной красе - какое поведение одобрялось социумом.
P.S. Мы все знаем, как обозвать некрасивую - кикиморой, скажем. Или там росомахой… А вот что можно обозвать сократом - это было ново. Наверное, трактовали так: та, которой чего-то не хватает во внешности, КРАТка краса…
Техподготовка.
В традиционной русской культуре (19, начала 20 веков, да и ранее) очень ценилась белокожесть. А как это сочетать с работой в поле и на огороде?.. А вот так - обратите внимание, платок максимально закрывает лицо и повязан "козырьком".
Одевают в парадный традиционный русский костюм.
Коса.
Результат.
Волынщик. В прямом смысле.
Терн (
https://vk.com/eregwen ).
Слушатели и участники.
На ролевых играх представлены обычно оба пола - как игроками, так и персонажами. Но во многих исторических сеттингах (18-19-начала 20 веков, к примеру) у мужчин возможностей для интересной жизни больше - войны, политика… Женщины тоже, конечно, имеют шансы на интересную жизнь, но «среднестатистическим» сложнее. Впрочем, мы не хотели начинать очередной виток бесконечной дискуссии о мужских и женских персонажах, а просто хотели рассказать о круглом столе «Дамское счастье» на ролевых играх» под председательством Терн (Марьяны Скуратовской). Участники круглого стола (Терн -
https://vk.com/eregwen , Марта -
https://marta_nn.livejournal.com/ и Томка Инь -
https://vk.com/id9197863 ) рассказывали, как они вывозили на ролевые игры лоток торговки или шляпный салон, как они готовили товар, полезный в мире игры и радующий глаз и дух игрока, что еще можно использовать в качестве такого товара… Попутно обсудили проблемы засахаривания фиалок, популярных сладостей и сладостей исторических…
Чувствовался богатый опыт выступающих. Аудитория была впечатлена. А рассказывали они так «вкусно», что хочется пожелать игрокам повстречаться на игре с подобной мелочной торговлей. Помимо «сувениров на память», она еще сильно обогащает игру. Если, конечно, на нее соответственно реагировать. А как соответственно - персонажам виднее. То ли посплетничать с торговкой, то ли попилить мужа, что денег на кружева опять не хватает, то ли… вариантов много!
В фойе была устроена "небольшая, но имхастая", как говорили в ФИДО, выставка шарнирных кукол. Не только BJD - вообще шарнирных (вплоть до Барби). Я, если честно, о Женечке и прочих просто не вспомнила. Да и если бы вспомнила - не знаю, рискнула бы я их выставить или нет. Конечно, Илира (Ирина Лебедева,
https://vk.com/ilirochka ) за выставкой присматривала, да и ограждение было, и народ в основном понимающий - но не знаю. Мало Ли Что. Впрочем, говорят, на следующий год выставку планируют повторить, так что у меня есть время подумать. Кстати, забавно - что милимок, что Амигат я не воспринимаю как BJD, хотя по факту они они и есть. Но как-то так впечаталось в мой мозг, что BJD - сложные, хрупкие, требующие постоянных вложений или умений, а мои как-то так, ни образа не меняют, ни чего, таскаю их с собой - и ладно. Вот паричок как-то меняла - так это сколько я морально дозревала...
(В принципе, кукол надо было бы фотографировать по отдельнности, портретно, но я не умею...)
Екатерина Болдырева (
http://boldyreva.bard.ru ).
Александр Иванов, Екатерина Болдырева, Руст (
https://vk.com/rust_bard ).
Концерты Екатерины Болдыревой еще не стали такой же традицией Зиланткона, как, скажем, концерты Олега Медведева (каковые были официально признаны традицией на Первом Открытии Зиланткона), но, тем не менее, они уже не в новинку участникам.
Этот год не стал исключением - Екатерина Болдырева при поддержке Александра Иванова (перкуссия) и при участии «сюрприза», о котором мы расскажем ниже, провела концерт. Небольшой - всего на час, но душевный. Спеты были и старые, и новые песни. Я попала на концерт по причинам внемузыкальным - Роман Щипан, Тигра, сотрудник «Летящего Зиланта», покинувший нас скоро полтора года как, любил песни Е.Болдыревой, и я пошла на ее концерт как бы в память о нем, повспоминать, как мы, бывало, ходили на концерты вместе (повспоминала, да). Но не прогадала, поскольку впервые услышала «живое» исполнение одной старой песни, которую я знала, потому что она имеет отношение к еще одному моему интересу - творчеству братьев Стругацких. Да, вы угадали, речь о «Теперь в Арканаре не то…».
Да, а что сюрприз-то? Он был немного подпорчен тем, что на саундчеке его все видели, но, тем не менее, заключительные две песни, спетые дуэтом с Рустом, народ порадовали.
Олег Медведев.
Зиланткон уже так немолод, что у него есть традиции. Не то чтобы они появились именно сейчас, конечно… Одной из таких традиций, которую публично признали таковой со сцены на Первом Открытии Зиланткона этого года, является концерт Олега Медведева. Действительно, по пальцам можно пересчитать те года, когда его на Зилантконе не было.
Хорошая традиция, всячески одобряю…
Итак, традиция была поддержана - состоялся концерт Олега Медведева. Слушателям показалось мало - всего час, - но, с другой стороны, надо же пожалеть и самого исполнителя - видно, как он выкладывается и устает.
Выступал он соло, без второй гитары, скрипки, флейты и т.д., что в последнее время бывает не очень часто.
Песни были все уже знакомые, что, с одной стороны, позволяло не бояться неожиданной _актуальности_, если вы понимаете, о чем я (а если уж вы эту _актуальность_ нашли, то можете быть уверены - это лично ваше достижение, автор такого в виду не имел), а с другой - играть с самим собой в игру «как можно скорее узнай песню» (есть еще куда расти - узнавала не всегда).
Видимо, памятуя об ограниченности времени, Олег Медведев пел практически без перерывов, стараясь втиснуть в концерт как можно больше.
Но все же иногда я скучаю по старым концертам, с записками, байками, разговорами с залом…
А запись вот не выжила, увы...
Чей-то кулуарник.
Евгения Коншина (Джей,
https://vk.com/djendegrin ).
Увидев, что на этом Зилантконе планируется презентация полигонной ролевой игры «Легенды старой Англии» - по мотивам легенд о Робин Гуде - от мастерской группы «Brontozzabra», я сильно заинтересовалась.
И вот презентация состоялась.
К сожалению, главные мастера не смогли приехать, так что вся тяжесть презентации пала на плечи Джей - будущего (или уже настоящего, хотя игра только будет - кстати, с 10 по 12 июня 2023 года на полигоне в Кировской области) мастера-региональщика.
Выяснилось, что основой для игры послужили легенды не только о Робин Гуде, но и о разнообразной английской нежити (или, если хотите, можно назвать их _добрыми соседями_) - у любого (пока) желающего игрока есть возможность взять сразу двух персонажей - «реального» англичанина или норманна (ну и не только…) и представителя «маленького народца»: днем он, скажем, пашет землю, а ночью он лепрекон.
Обсудили тонкости взаимодействия этих двух слоев реальности.
Выяснили, что на игре будет и людская магия. Обсудили и ее.
Поговорили об экономике и о моделях ее, о правилах по оружию и костюмах, о крестовых походах, «о королях и капусте»…
Судя по интенсивности обсуждения, больше всего потенциальных и будущих игроков занимали экономика и взаимодействие двух миров.
А я пыталась понять, насколько игра может быть инклюзивна и вообще, нужны ли мы с этой игрой друг другу. В сущности, хочу-то я не робингудовку. Я хочу повторения того опыта, который у меня уже был и мне понравился, хочу, чтобы все было как прежде, - а это нечестно по отношению к игре новой. Впрочем, Фирнвен (
https://vk.com/id191566293 ) и Comte le Chat (
https://vk.com/id222504572 ) туда собираются. Надо будет с ними посоветоваться.
И вообще, Высоцкий был прав: «Пословица звучит витиевато: не восхищайся прошлогодним небом, не возвращайся, где был рай когда-то, и брось дурить - иди туда, где не был».
Кстати о Высоцком. А что кстати о нем - мы узнаем из следующей презентации.
Итак, кстати о Высоцком…
По чему только ни бывает ролевых игр! Вот и по песням Высоцкого… Скоро - в конце ноября - состоится ролевая игра «Своя колея» от мастерской группы «Родина слышит» (место и время действия - небольшой советский городок конца 1960-х).
Томка Инь (Майя Колеганова,
https://vk.com/id9197863 ), будущий участник игры (мастера не смогли приехать), провела презентацию игры, совместив ее с викториной о Советском Союзе.
Презентация и викторина были тесно переплетены (кусочек того, кусочек этого…), но мы для удобства изложения их разделим.
Итак, презентация.
Нам рассказали о хронотопе игры, о мировоззрениях персонажей, о том, какое, собственно, отношение к ней имеют песни Высоцкого… Я прониклась и начала прикидывать, а не поехать ли мне и кем… Но вряд ли - уже ведь совсем скоро, не успеть. Может быть, и жаль…
Викторина потребовала от участников напряжения всех сил. Было три команды, выступавшие под номерами, и, как ни странно, места тоже распределились согласно этим номерам.
Победившая команда получила грамоту «Победителю социалистического соревнования» за подписью Бориса Фетисова (нет, это были не мы; наш номер был вторым).
Но мне теперь интересно - что, все жители СССР, скажем, знали, в каком порядке и почему именно в нем перечислены в Конституции СССР республики оного СССР?
Попутно открылась тайна - почему в ООН состоял не только СССР, но и Украина с Белоруссией? Факт этот я знала, а вот порыться, почему так, мне всегда было лень. Теперь ответ принесли, положили в рот и помассировали горлышко - чтобы уж точно проглотила. Потому, что, по Конституции СССР (не вышеупомянутой, а еще предыдущей) республики имели право самостоятельно входить в международные организации любого уровня. Но вопросов стало больше - почему этой возможностью воспользовались только Украина с Белоруссией?
(А фотографий нет.)
Ольга Арефьева.
Елена Калагина.
И достойно завершил день сольный (при поддержке Елены Калагиной) концерт Ольги Арефьевой.
Так получилось, что я ее раньше не слышала, но тут прочитала похвалы ей в расписании и заинтересовалась. Надо, в конце концов, расширять свои горизонты, пусть и музыкальные.
Что я могу сказать? Было непривычно. Я-то привыкла к околоролевым исполнителям… Стул, гитара… Тут же было свое оформление для каждой песни (и было интересно пытаться понять, почему именно такое), игра света и т.д.
Но это, естественно, не главное. Главным были песни. Я, в общем, поняла, почему так восторженно была написана аннотация в расписании. Не могу сказать, что это не заслуженно.
Песни были и старые, и новые, в новых аранжировках и без них…
Мне больше всего запомнилась и понравилась песня про попа и собаку (казалось бы, тема жеваная, но Ольге Арефьевой удалось повернуть тему по-новому. И нет, никакого мяса…). Насчет остальных песен - не уверена, что я их поняла. Надо бы найти тексты и внимательно почитать, может быть, даже не один раз (слуха у меня нет, так что практически в любой песне я слышу только слова).
Зал отнесся очень тепло - хлопал, просил выступить на бис (и таки добился своего!).
А в завершение - история о том, что неправедно добытое на пользу не идет. В начале концерта Ольга Арефьева попросила не записывать - идет, мол, официальная запись, когда-нибудь она вам и достанется. Ну, я уже раскочегарила диктофон, а вдруг мне понравится, а аудио (не видео!) запись не найдешь… Так что же? Вскоре он мне сказал, что карта памяти переполнена. И аудиозапись мне так и не досталась.
Фьелла (
https://vk.com/fjella ) и арфа.