Итак, состоялся долгожданный Зиланткон-2020, он же Зиланткон 29 3/4. Должен был бы быть Зиланткон-30, но в связи с сами знаете чем решили перенести юбилей на следующий год, а в этом провести вот 29 3/4. С уклоном во вселенную "Гарри Поттера".
Был он в 2 вариантах: с 6 по 8 ноября - онлайн, 7 ноября - в том числе и оффлайн в знаменитом "Ленин-Сарае". Я выбрала онлайн-вариант. Даже если отбросить все привходящие обстоятельства, то дорога до Казани и обратно заняла бы как раз то время, в которое онлайн проходило столько интересного!..
Для меня это уже 16 Зиланткон (больше половины; с другой стороны, можно ли считать онлайн-участие участием, если я только смотрела - ни вопросов не задавала, ни в болтовне в чате не участвовала - ничего; с третьей стороны, я писала отчеты в "Летящий Зилант"; с четвертой стороны - по причине, описанной ниже, кому эти отчеты нужны?; с очередной стороны, именно из этих отчетов будет состоять мой нынешний отчет).
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Именно эта поговорка вспоминается мне уже некоторое время - и вспоминалась все три дня Зиланткона. Да и позже - Зиланткону светить еще с год, до следующего кона.
Уезжая в прошлом году с Зиланткона-2019, я знала, что этот конвент был для меня последним. Больше не смогу ездить, да и захочу ли?.. Поэтому прощание с Зилантом было особенно теплым.
Но судьба оказалась милостива - и одарила меня (и всех нас) онлайн-версией Зиланткона. Концерты, лекции, семинары - уже с самого начала заметно, что насыщенностью программы онлайн-Зиланткон от оффлайн-Зиланткона если и отличается, то в лучшую сторону.
Большое спасибо организаторам! И за сам Зиланткон, и за героическую борьбу (и победу) с техническими проблемами. Вы и Зилант - свет в окошке в это темное время года!
А фотографий в этом году не будет - не экран же мне было фотографировать! Правда, mik25, бессменный фоторепортер Зиланткона, 7 ноября фотографировал в ДК Ленина, и фото можно посмотреть вот здесь -
https://mik25.livejournal.com/577047.html .
Итак, 6 ноября я устроилась поудобнее перед компьютером и пошла на сайт Зиланткона, где обещали трансляцию почти всех (кроме тех, что шли 7 ноября в Ленин-Сарае, и то с исключениями: дСлава (Рожков) -
https://rojkov.livejournal.com/ - организовал трансляцию своих мероприятий).
Очень странное ощущение - Зиланткон вовсю идет, а я не бегаю, как посоленная, с мероприятия на мероприятие, а удобно сижу дома в тепле (и тыкаю в кнопочки). И вместе с тем - я полноценный участник Зиланткона, если захочу - могу спросить лектора о чем-нибудь или поучаствовать в семинаре…
Не менее странной была и подготовка к Зиланткону - поставить ZOOM, добыть (на всякий случай) веб-камеру. А где же покупка билетов? Где укладка рюкзака ("Сэр Джон Бэксворд собирал рюкзак… когда он все это в рюкзак поместит, то вряд ли сумеет поднять")? Где зарядка батареек для Графа? Где, в конце концов, вопрос проживания?
Не скажу, что эта подготовка и мое нынешнее занятие лучше или хуже обычных. Но уж очень непривычно.
Несмотря на то, что Зиланткон в этом году "идет в ногу с современностью" и проводится в режиме онлайн (по крайней мере сегодня; как много новых действий и программ я узнала, воистину "добровольно и с песней" - а куда денешься, если на Зиланткон хочется? Приходится осваивать технические новинки, большинством прогрессивного человечества уже давно освоенные; зато я теперь точно знаю, что ZOOM не укусит участника), есть нерушимые традиции.
Вот, например, напутственное слово Бориса Фетисова…
Или вот, скажем… Думаете, Зиланткон начался именно выступлением Бориса Фетисова?.. Нет, первым мероприятием, еще до выступления (и такие мероприятия традиционны) стал поэтический концерт Хэльке "Стихи о встрече двух миров". И это правильно и символично, ибо что такое Зиланткон вообще и нынешний Зиланткон в особенности, как не встреча двух миров? Онлайна и оффлайна, обычной жизни и волшебства, настоящего и будущего… А если подумать, то и встречающихся миров куда больше двух - представители скольких книжных и не только вселенных попадаются на Зилантконе? А какие разные зилантконовцы в реале! А какие разные у них увлечения - от настольных ролевых игр до футурологии, от рукоделия до турнира! И всем им находится на Зилантконе место, заинтересованные зрители (а то и участники) и кусочек особой зилантконовской магии.
И уж точно традиционна необходимость хроноворота - столько интересных мероприятий, идущих параллельно! Правда, ходят слухи, что трансляции не только транслируются, но и записываются, и посмотреть/послушать что-нибудь пропущенное можно и потом. Если это действительно так - то это же замечательно!
Но вот отзвучало вступительное слово Бориса Фетисова - и Зиланткон начался. Хорошего ему полета!
И я пошла на мероприятия.
Первым был доклад Феарин "Творческая руна Толкина".
Вместо эпиграфа:
От Elvenstar всем: 03:13 PM
Большинство из японских фанатов Дж. Р.Р. Толкина пишут знак «束» в качестве отсылки на Профессора, потому что его монограмма выглядит точь-в-точь как иероглиф кандзи.
Для кого как(насыщенность зилантконовского расписания уже давно стала притчей во языцех), а для меня Зиланткон начался с доклада Феарин "Творческая руна Толкина". Руну Толкина (она же монограмма JRRT) знают, кажется, все. Кто не знает - гляньте чуть выше, вот так она и выглядит.
Любопытно, что если верить Гуглопереводчику, «束» означает "связка". И это очень уместно - ведь многих из нас связало между собою именно творчество Толкина. Да и сам Зиланткон ведь был когда-то "Днями Толкина в Казани" и не забыл об этом.
Данной темы Феарин также коснулась в своем докладе. Равно как и истории семьи Толкина и приобщения Кристофера Толкина к отцовскому творчеству, как и истории языков, разработанных Профессором (любопытно, что так восхищающие многих книги он считал лишь "яркой оберткой" для языков Средиземья и не только; могли бы читатели обойтись без этой обертки - обошлись бы).
Рассказала Феарин и о фестивале "Толкин-2019", и о выставке рукописей Толкина.
Кстати, вы знаете, что Толкин разработал около десятка систем письменности и около двух десятков языков?
Затем была лекция Терн (Марьяны Скуратовской) об истории дамской сумочки.
Любимое многими направление зилантовской Костюмерной вчера было представлено лекцией Терн об истории дамской сумочки.
Лекция оказалась всеобъемлющей - началось с Древнего Египта (да, уже тогда на изображениях появляется нечто вроде сумочек, но "нечто вроде" - слова ключевые, на самом деле оно вполне может оказаться корзинкой, а то и сосудом для благовоний), закончилось же 1950-ми годами (с экскурсами в современность).
Любопытно было проследить, как одна и та же модель сумочек (в очень расширенном толковании: "шателены" - подвешивающиеся к поясу веера-ножницы-ключи-что хотите приравниваются к сумочкам, но речь не только о них) то исчезала, то вновь появлялась на модных подмостках.
Узнали мы и о карманах, кармашках для писем, портфелях для бумаг, муфтах (да, все это - тоже родня сумочкам; сумчатые, если так можно сказать), дорожных сумках, минодьерах, сумочках-ананасах и о многом другом, а а также о введении в сумочную жизнь "современных" (на тот момент) материалов - пластика и т.д.
Сопровождалась лекция показом многочисленных картинок - чтобы уж совсем было ясно, о чем (о какой именно модели сумочки или ее предшественнике идет речь). Пожалуй, в этом плане онлайн-вариант даже удобнее!
А особый интерес у меня как лица заинтересованного вызвали мешочки для рукоделия - помпадуры. Задумчиво смотрю на свой полиэтиленовый мешочек с вязанием. Что ж, какая эпоха - такой и помпадур.
Затем был концерт "Так получилось…" от Хэлл Злобиной
Так получилось, что впервые Хэлку я услышала в подборке околоролевых песен от Паши Прудковского. Было то довольно давно, но уже тогда они были с классикой менестрельского творчества.
Шли годы. И вот я слышу их почти "живьем" - в "Гарцующем Дредноуте" в рамках Зиланткона-29 3/4 идет концерт Хэлл Злобиной. И с нами "А белый парус уплывает…", "Пылал на солнце алый плащ…", "Всадники рассвета, всадники заката…", "Остранна" и другие песни 1990-х годов, давно ушедшие в народ. Перемежаются они разными байками с ролевых игр, комментариями к песням (они создавались, кому посвящены и т.д.), равно как и диалогами из чата, где слушатели заказывают особо любимые песни (и Хэлл, и чужие), а Хэлл отвечает либо песнями (чаще), либо просто репликой (совсем редко).
Интересно погружаться в атмосферу времен, о которых я знаю только по рассказам и воспоминаниям.
А в завершение мы слышим песню, дописанную прямо сегодня, хотя и посвященную "старому составу" Эгладора, "испр. и доп." версию неофициального (естественно) гимна Эгладора.
А вообще у меня несколько песен Хэлл в подборке любимых есть, и если удалось бы добыть запись концерта, подборку можно было бы расширить!
Следующий день Зиланткона в онлайне начался с доклада Яны Злочевской о прошлом, настоящем и будущем КСП (клубов самодеятельной песни, если кто не знает). Это один из докладов об источниках ролевого движения, но на остальные доклады из этой серии я не попала пока.
Итак, Яна Злочевская поделилась историей самодеятельной песни, она же песня городской молодежи или, как еще называют, студенческая песня.
Началось все еще в позапрошлом веке с песен народников и других революционных песен.
Позже к этому репертуару добавились известные и по сю пору течения "песни на стихи поэтов" (к примеру, Есенина), а также переделки песен (так, "Наш паровоз, вперед лети" создана на мотив немецкой песни). Конец 1930-х ознаменовался песней "Бригантина", которая поется и сейчас. Много самодеятельных песен было создано в Великую Отечественную войну.
А с конца 1950-х - начала 1960-х - стала складываться авторская песня как мы ее знаем. Основой ее была туристская среда.
Затем докладчица осветила историю КСП (клубов самодеятельной песни), их развития, взаимодействия с государством (государство было не всегда от них в восторге, хотя и пыталось "присвоить" авторскую песню) и публикой. Были приведены воспоминания Б.Ануфриева, ветерана КСП, а также А.Костромина. Затронута была и проблема преемственности, особенно остро стоящая в настоящее время, и педагогическая деятельность КСП.
Далее - после утверждения, что авторская песня к настоящему времени умерла , распавшись на множество течений, - перешли к авторской песне (в ее классическом понимании) сегодня, к коммерциализации ее (хотя зачатки того появились еще глубоко при Советском Союзе).
Придя к неутешительному выводу, что будущего у авторской песни как таковой уже нет,
докладчица поделилась историями прихода в КСП ее и ее знакомых, ответила на вопросы - и тут время кончилось. Как всегда.
На презентацию ХИ-2022 (именно так; как известно, готовь сани летом - эта пословица тут вполне уместна) я попала случайно, задержавшись на канале после окончания предыдущего мероприятия. Но несмотря на то, что я далековата от ролевого движения и уж точно не собираюсь на ХИ, даже мне было интересно и познавательно.
В.Рожков (дСлава) рассказал о сеттинге и принципах грядущей игры, о задачах (чтобы у каждого персонажа была бы своя интересная история, свое Приключение), о концепции БЖЗИ (когда, если что, погибает не персонаж данного игрока, а его виртуальный спутник; впрочем, смерть персонажа тоже возможна, но концепция БЖЗИ дает возможность сделать ее, смерть персонажа, максимально значимой). Поделился правилами боя (LARP) и мировоззренческой основой игры (метамодерн).
В заключение М.Славко рассказала, что такое метамодерн (постмодернизм как основа игр уже был, теперь очередь метамодерна, колебаний, противоречий, нестабильности, продолжения истории после объявленного ее конца, существования в разных временах одновременно, прагматического романтизма).
Завершилось все ответами на вопросы.
Выглядит все заманчиво (впрочем, большинство презентаций игр выглядит очень привлекательно), мне даже захотелось поехать, хотя я и была всегда уверена, что Средиземье не для меня. На всякий случай учтите, что прием заявок откроется 2021.10.01. Еще есть время подумать. И на что-нибудь решиться.
Да, пройдет игра на полигоне Михайловский (Свердловская область).
Затем я "убежала" на концерт Фирнвен и Нинквенаро. Фирнвен и Нинквенаро . "А когда прорастет трава…"
Их концерт становится еще одной зилантконовской традицией. Сказать, что меня это радует - значит ничего не сказать.
Правда, я подозреваю, что просто не улавливаю контекста (ну недостаточно я знаю историю что Арды, что нашего мира, что конкретных ролевых игр), так что остается общее ощущение беспокойства (и желание разобраться, но не будешь же приставать к авторам - "а что имели вы в виду в такой-то песне и такой-то строчке?"). И даже если удалось уловить один пласт - всегда остается подозрение, что пластов там больше одного. Опознаны Нуменор и Волна - прекрасно, но кажется, что имеется в виду еще какая-то волна, еще что-то… Война ли, мятеж ли - "что-то страшное грядет", а вот где и когда и не сюда ли оно грядет?..
Впрочем, это очень хорошо гармонирует с нынешними тревожными, нестабильными и непредсказуемыми временами. С другой стороны, сама Фирнвен приводит мнение Хэлки Ровенион, что про что бы она, Фирнвен, ни делала игру, хоть про эльфов - все время получается какое-то 22 июня. Это же касается, похоже, и песен.
Представлено было несколько блоков песен: "Нечеловеческое", "По Толкину". Песни о декабристах были отложены до лучших времен - до тематического концерта (вечером).
Хотя, конечно, блоки переплетаются, толкиновские мотивы вполне заметны в "Нечеловеческом", к примеру.
Были представлены песни на слова как Фирнвен и Нинквенаро, так и других авторов (скажем, Кеменкири), старые и новые песни, например, "Волна", "Вальс недоставленного письма", "Трава" (заглавная песня концерта, между прочим), "Крепость"; стихи.
И завершилось все более веселыми песнями. Хотя тоже толкинистскими.
"А когда прорастет трава - это значит, что все в прошедшем". Трава проросла, но прошедшее еще не ушло.
Вообще, 7 ноября для меня оказалось с уклоном в концерты. После Фирнвен и Нинквенаро я перебралась на концерт Иллет.
"Далеко-далеко просыпается черный дракон" - так эхотажно (мы на Зилантконе, в гостях у дракона Зиланта, вы не забыли?) начался концерт Иллет, еще одной давней участницы Зиланткона.
Песня называлась "Шаманская", и так и пошло - "Колыбельная сиды", "Волчье солнце"… Ну, в соответствии со временем (а это не только время Зиланткона, но и, в определенных традициях, время между Самайном и Йолем, самое темное и страшное время года).
Были и классические уже песни по эльфийским ("Зелен мой луг…", "Мой дом в холмах зеленых…") и не только ("Волк и Ворон") мотивам, и "Нуменорский триптих" ("Песня нуменорской матери", "Песня моряка", "С Запада девять пришло кораблей").
Завершилось же все песней про тыквы ("Как в огороде тыквы выросли пребольшие") и "Вечным Воителем".
Песни Иллет обладают каким-то особым драйвом: им хочется подпевать (несмотря на то, что у меня ни слуха, ни голоса, ни знания текста). Но я сдерживалась! Правда, Иллет сама осознает эту особенность своих песен и даже предлагала подпевать и стучать кружками в такт. Я же в такт стучала по клавиатуре. Потому и отчет такой странный!
Затем был концерт JAM - давно я туда собиралась...
JAM (Ольга Волоцкая) - писатель, музыкант, сценарист и режиссёр, менестрель техногенного рока, как представляется он сам.
Он представил песни о многих мирах, честно признавшись, что общего сюжета у концерта нет, это "сборная солянка".
Начал "древней эльфийской песней" "Когда уходит покой…", затем были "Третья ночь" и другие песни времен "расцвета ролевого движения конца 20 века", но классикой дело не ограничилось. Были исполнены и новые песни ("Что, не спится, мой друг…"), и даже трек из нового мюзикла.
Не обойдены вниманием были и вампиры. Но так ли важно, о ком именно песня? Она ведь больше определенного сюжета, она о жизни, о поиске своего места.
Финалом же стали "Дракон" (чтобы напомнить о Зиланте, наверное) и совсем свежая (исполняющаяся всего во второй раз) "Кошкам снятся сны…"
Песни перемежались рассказами об истории их создания, о жизни и творчестве.
И вот странность - вроде бы песни "драйвовые", но им не хочется подпевать и притопывать в такт - хочется просто слушать. Может быть, они слишком сложные и необычные.
Затем - я ж сказала, что день был с уклоном в концерты! - я послушала концерт Тэм (тоже давно собиралась).
Тэм Гринхилл - композитор и поэтесса, исполнительница авторской песни и фолк-музыки.
Тэм относят к ряду исполнителей-«менестрелей», чьё творчество связано с ролевыми играми и исторической реконструкцией.
Первая песня, "Знаешь, мой друг, я не пойду на войну", до какой-то степени задала тематику всего концерта, где встречаются разные миры, но общее у них - главенство искусства (в широком смысле). Старые песни - "Еще раз о нищих и безумцах", "Нагадала нам судьба…", "Ветер Севера". А завершилось все веселыми песнями "Страшный монстр - менестрель", "Я не эльф", "Полет нетопыря" (а я еще помню "Тэмопризывательную"…), "Нас ищет инквизиция…". Чтобы слушатели не окончательно впали в пафос и высокий штиль.
Лично мне было особенно приятно, что почти все песни я знала - потому что они из подборки любимых. И порадовала "плотность" концерта - час сплошных песен. (Слушателям-то хорошо, а каково Тэм?)
И завершился день концертом Сергея Калугина.
"Человека, который не нуждается в дополнительных представлениях", как его объявили со сцены.
На всякий случай (вдруг кто еще не в курсе) процитирую Википедию: " Музыка Калугина сочетает в себе как классическую гитару, так и традиционные мотивы рок-музыки, при этом используются различные этнические направления, барокко, фламенко. В настоящее время - вокалист, гитарист и автор большинства текстов группы «Оргия Праведников», но также активно выступает сольно."
Вот и этот концерт был сольным (но ничуть не хуже группового).
Были представлены песни как с нового альбома "Время будить королей", так и старые и всем знакомые - "Сицилийский виноград", "Убить свою мать", "Восхождение Черной Луны", "Танец Казановы".
Зал выл от восторга (на остальных концертах в этом плане было тихо, если и подвывали, то тихо, так, что в трансляции не было слышно). И то сказать, драйв требовал выхода.
Вот не люблю разговоров об энергетике (ну, кроме той, что с проводами и электростанциями - той я просто не очень интересуюсь; а для эзотерики я безнадежно приземленное вещество), но на концерте Калугина в нее хотелось поверить - прямо чувствовалось, как автор делится своей энергией, напором и драйвом с залом.
У концерта был только один, зато традиционный, недостаток: мало времени. С другой стороны, если видеть, как выкладывается автор, требовать больше времени просто негуманно…
И третий день Зиланткона...
Начался концертом Потани.
Утро началось с израильского десанта - Потани (Светланы Шенкарь) с концертом "Не отходя от кассы" (в записи).
Началось, как и подобает концерту на конвенте _толкинистики_ (не только ее, но в том числе…) с "О Элберет Гилтониэль", за чем последовали еще песни на стихи Толкина и забавные переделки известных песен (в средиземском же стиле), например, "Крылатые продукты".
Не забыты были и фантастика с фэнтези - были исполнены песни на стихи, скажем, Марии Семеновой, Святослава Логинова и др.
Исполнила Потаня и полностью свои песни, и народные, и песни на стихи различных авторов (Редьярда Киплинга, Дмитрия Быкова, Честертона и т.д.).
Очень уютный концерт получился.
Продолжился израильский десант концертом Хатуля "Сон больших деревьев" (в прямой трансляции). Даже двумя концертами - на каналах "Гарцующего Дредноута" и "Археологии".
Хатуль (Эли Бар-Яалом), ролевик с немалым стажем, одна из легенд ролевого движения, писатель, бард, исследователь, в 2018 году уже был на Зилантконе , где его очень тепло встретили и куда он привез не только концерт, но и интересные доклады. И тут ситуация повторилась - снова Зиланткон, снова концерт и снова доклады, только на этот раз уже онлайн (а будь то оффлайн - когда бы еще Хатуль добрался до Казани).
Концерт оказался совместным - Хатуля и его жены Халли.
Они исполнили песни "Секретарь души", "Источник", "Саламандра", "Гончары", "Рыцарь отречения", "Монадология" и многие другие. Несколько песен спела Халли под аккомпанемент Хатуля.
Как и обещала аннотация, звучали песни "о колдовстве, о мирах и путешествиях между ними, о границе между сном, реальностью и игрой, о конце света, о королях и, наверное, о нас всех...", старые и новые.
После концерта "в "Гарцующем Дредноуте"" (в кавычках - потому что на самом деле это была, напоминаю, трансляция из Израиля) Хатуль с Халли "переместились" в "Археологию", а за ними быстренько перебежали зрители (благо теперь это удобно - всего одну кнопочку нажать). И с удовольствием продолжили слушать.
Затем я "послушала путеводитель", если можно так сказать, по "Лаборатории Фантастики" (Фантлаб -
https://www.fantlab.ru/ ). Про возможности Фантлаба, про поиск, рекомендации, отзывы и т.д. Весьма познавательно. Вот бы запись лекции выдавать фантлабовским новичкам...
Правда, путеводитель я послушала в ожидании очередного концерта - "Омут памяти".
Концерт "Омут памяти", посвященный ролевой песне, начался с определения Иллет предмета концерта: Что такое ролевая песня? Это песня, так или иначе связанная с ролевыми играми (написанная к игре, на игре, по мотивам игры, о персонаже игры и т.д.).
Теорию Иллет подтвердила практикой, спев песни, написанные для Хоббитских игр 1995 года ("Звери войны" - о, ей как раз четверть века!), для игры "Глас рассудка" (по Сапковскому). Были и песни, написанные на играх ("Заклинание на Тэвильдо", "Песня отцу невесты").. Примечательно, что в этой подборке представлены т.н. "перепевки" - широко распространенное направление ролевой песни.
Затем Мастер Гэлеон исполнил песни про море - от лица своего персонажа, морехода фалатрим.
Тикки Шельен предложила вниманию слушателей несколько песен, написанных на играх (хоть и о неигровых событиях), а также отдала дань популярной вселенной "Гарри Поттера", предложив песню, в любимом персонажем жанре "шансон" - "Прибыла в Манчестер банда с Дербишира". "Приятно закончить выступление хорошим словом "любовь"", - сказала Тикки в завершение выступления.
Арман Татаренцев спел несколько песен с игры "Дюна" 1999 года, в том числе и ту, после исполнения которой на следующий день "Дюну" смыло.
Мария Гескина исполнила несколько песен с игр по Толкину, в том числе и песни на Квениа.
Ори Кон (выступавшая в записи) призвала слушателей "всегда оставаться сильными, позитивными и верить в чудо", спев "Солнце пробило тучу…"
Евгения Якимова (Остинг) переплюнула Иллет, спев еще более давний, чем "Звери Войны", "Гимн Оссирианда" (написанный для "Хоббитских игр" -94). Отметились в творчестве Остинг и игры по Роулинг, по Ирландии и по гражданской войне в Испании.
Хатуль приоткрыл своими песнями мир израильских ролевых игр, спев "Балладу о Третьей Эпохе", "Будни Армагеддона", "Тяжкий рок нуменорских моряков", а также - дуэтом с Халли - "Лилию долин", которую многие помнят по Зиланткону-2018.
Халли соло предложила вниманию слушателей несколько песен на стихи различных авторов.
Анна Денисова (Нариэль) поделилась рассказом о своем персонаже (седьмом назгуле), исполнив несколько песен о нем и о его матери.
Евгения Шувалова (Сули) исполнила песню от лица Куруфина. Оказала влияние на ее творчество и игра по Французской революции.
В общем, задача концерта - дать прикоснуться к истории, к давно прошедшим играм и их персонажам - оказалась выполненной. Но что примечательно: аннотация гласила, что мы можем услышать песни "о тревогах и радостях сталкеров, солдат Ночного Дозора и шинсенгуми". Так вот, ничего из этого не было!..
Затем была еще одна лекция Терн - об истории веера.
Все мы в детстве делали веера из сложенных листочков бумаги. Делала и я. Но тогда я не имела ни малейшего представления, что делаю веер-кокард (а вот если не в круг раскладывать - то это будет веер-плие или веер-бризе? Вот не могу определиться. Да, есть куда расти моим знаниям).
Шли годы. Я уже перешла на покупные китайские веера (иногда без них не обойтись даже сейчас), но не разбиралась ни в истории вееров, ни в их разновидностях.
И вот лекция Терн частично заполнила пробел в моих познаниях.
Итак, веера делятся на жесткие и складные. Жесткие веера (они же опахала) были известны еще в Древнем Мире. Складной веер был изобретен в 9 веке в Японии, но до Европы добрался много позже. Зато уж когда добрался! (Хотя в Японии веера использовали и мужчины, и женщины, в Европе веера стали исключительно женским аксессуаром.)
Веер - это целый синтез искусств и техники (он должен быть не только красив, но еще и эргономичен; хотя, подозреваю, мастера-веерщики слова "эргономика" не знали, зато хорошо были знакомы с его смыслом).
Терн рассказала и о добавочных функциях веера (про флирт с веером все знают, а вот как вам гибрид веера с лорнетом? Или веер с зеркальцем? Или веер-зонтик? С другой стороны, веер - не просто аксессуар, а еще хороший подарок или сувенир). На веерах можно даже гадать!
Была рассмотрена конструкция вееров и типы складных вееров - плие (в складочку, с экраном, привычный всем нам), бризе (состоит только из пластин, без цельного экрана), пальмет (на пластины наклеены отдельные листочки, а не цельный экран) и т.д.
Рассказали нам и об истории вееров, и о связи изменений вееров с изменениями моды в целом (и с историческими событиями).
Примечательно, что даже сейчас веера (и не только дешевые китайские) вполне используются. Правда, в основном, как сувениры. Что ж, тоже почетная и давняя функция.
В завершение поговорили о тайном языке веера - хотя какой же он тайный, если движения веера видят все?..
Очень интересная была лекция, а показанные веера - красивые.
И на этом я отвалилась, оказавшись не в силах дождаться обещанной "Встречи с актерами и режиссерами рок-оперы "Лэ о Лэйтиан: легенда о Берене и Лютиень"".
Но. НО. НО. Не последнюю роль в этом решении сыграл слух, что будут выложены записи всех мероприятий (и действительно, часть уже выложили, и пару из них я собираюсь послушать). Если этот слух верен, то мы будем первыми людьми, которые побывали на Зилантконе ВЕЗДЕ, ГДЕ ХОТЕЛИ! (И именно поэтому - кому и зачем нужны мои отчеты?)
Ну что ж, как итог можно сказать, что онлайн-Зиланткон оказался не хуже оффлайна (а с общением у меня все равно не складывается). Хорошо бы и в будущем, когда Зиланткон вернется в оффлайн, сохранилась и стала традицией трансляция мероприятий... Может быть, тогда Зиланткон 29 3/4 не окажется для меня последним...
И благодарности.
Спасибо оргкомитету и участникам за то, что Зиланткон состоялся. Было глючно.
Спасибо Алягрис за газету. Она, газета, теперь в надежных руках, я спокойна за нее.
Спасибо и тем, кто отвечал на вопросы, присылал материалы, давал интервью и т.д. Благодаря вам газета жила.
Спасибо "ЛЗ" за то, что он придавал осмысленность моему существованию на "Зилантконе".
Спасибо Дмитрию за доставку посылки от Ольги Лазаревой.
Спасибо оргкомитету за "Летящий Зилант" на бумаге. Мне было очень приятно получить номера, да еще и с подписями!..
Спасибо Джеффри и Кариссиме - за доступ в ФИДО, бабушке, дедушке и Ка-Мыши - за компьютер... Вселенной - за Большой Взрыв.
Прощения же я хотела попросить у Ольги Лазаревой за то, что надоедала ей с вопросами и просьбами. И у Романа, которому я мешала то дятлованием, то громкими концертами. И у соседей, которые три дня приобщались к околоролевой музыке.
Любопытно, можно ли надевать очередную бусину на браслет в честь посещенных Зилантконов? Или все же это неполноценное посещение было?..
Но записей ждать в любом случае можно.