ГеноцидРусинов в Галиции

Jan 23, 2015 01:17

"Жиды погани правлять намы!А мы ще гирше чем Жиды..мы продалы дидовску Славу и Жиды  в ярмо нас запряглы!" Т.Г.Шевченко....... «Покоя в стране не будет, пока там остаётся хоть один еврей « Народная  вселенская мудрость

Часть третья (окончание)

Начало 60-х годов - это время формирования украинофильского течения. И снова приходится констатировать, что одной из главных причин появления двух противоборствующих лагерей стал… язык. Русофилы считали, что литературным языком Галиции должен быть русский литературный. Украинофилы же выступали за отдельный украинский литературный язык, который был близок к галицким наречиям. Но если посмотреть шире, то за выбором в пользу языка стоял и выбор вектора национального развития: единая Русь «от Карпат до Камчатки» или же Украина, враждебная «Московии». И, увы, одну из главных ролей в возникновении украинофильского движения сыграл знаменитый циркуляр министра внутренних дел Российской империи П. А. Валуева от 1863 г., который гласил, что «к печати дозволялись только такие произведения в этом (украинском, прим. - автора) языке, которые принадлежат к области изящной литературы, пропуском же книг на малороссийском языке как духовного содержания, так и учебных, и вообще назначаемых для первоначального чтения приостановиться». Впрочем, другие исследователи считают, что циркуляр как раз был следствием уже развившейся бурной деятельности украинофилов, в которых видели опасных сепаратистов, тем более что фоном этих событий было польское восстание 1863-1864 гг. Так или иначе, но этим успешно воспользовалась австрийская администрация, получившая новых преданных друзей в лице украинофилов, которым начала оказывать всяческую поддержку. Русофилы же попали в опалу.

На представителей русского движения заводили дела об измене родины, где формальным поводом могла послужить любая мелочь. Поводом одного из самых громких процессов против австрийских русофилов послужила такая история: жители одного села, будучи униатами, возжелали себе собственный приход, о чем и подали прошение во львовскую консисторию. Но консистория ответила отказом, на что жители села пожаловались своему помещику, православному румыну графу Иерониму Делла Скала. Тот посоветовал селянам перейти в православие, ибо тогда он сможет найти им подходящего священника. Селянам идея понравилась, но когда до властей дошло официальное прошение целого села о переходе в православную веру, то австрийская администрация, испугавшись, тут же удовлетворила первоначальную просьбу о собственном приходе. Австрийцам было о чем волноваться, и на фоне таких настроений среди селян они задерживают известного карпаторусского деятеля Адольфа Добрянского и его дочь Ольгу Грабарь по подозрению в «пророссийском панславизме». Кроме них были арестованы редактор «Слова» В. М. Площанский, уже упомянутый Наумович с сыновьями и пр. Задержанных обвиняли в том, что они пытались «оторвать Галичину и Буковину, и Северную Угорщину от австрийской державы и вызвать опасность для державы извне и опасность гражданской войны внутри», что их деятельность была не из благих побуждений, а “чтобы возбудить среди сельского населения симпатии к России и распространить отвращение к здешним политическим учреждениям и церковной унии” (Мончаловский O.A.: Житье и деятельность Ивана Наумовича. - Львов: Изд. полит,об-ва «Русская Рада», 1899).

Процесс закончился ничем, обвинение было беспочвенным, однако суд присяжных все-таки признал Наумовича и Площанского виновными в «очернении австрийской державы», за что они и были приговорены к тюремному заключению на 8 месяцев и отлучению от церкви.

После процесса Наумович продолжил свою деятельность, в частности он изобличал унию как политический инструмент, как метод истребления русского народа, говорил о бесправии униатского духовенства перед польско-католическим, об изгнании церковно-славянского языка из богослужений. В ответ Наумовичу предлагали лишь отказаться от своей ереси, покаяться, покориться Риму, за что якобы даже обещали «светлую будущность». Однако некогда униатский священник Наумович избрал другой путь и в октябре 1885 г. в маленькой церкви во Львове он принял православие. А позже как Наумович, так и Площанский были вынуждены искать убежище в России.

Переломным годом для Галиции стал 1890-й - дала первые плоды деятельность украинофилов. Один из депутатов галицкого сейма Юлиан Семенович Романчук провозгласил проект национально-политического соглашения галичан с поляками, который получил название «Новая эра». В заявлении говорилось о «национальной отдельности» «русского» народа от «российского», приверженности и преданности “папе и католицизму, а также греческим обрядам (т. е. унии)” (Свистун Ф.И.: Прикарпатская Русь под владением Австрии. - 2-е доп. изд: ИздательП.С.Гардый. - Lane Trum-bull Connekticut, 1970).

Романчук - один из отцов-основателей украинофильского движения - стоял у истоков таких украинских организаций, как общество «Просвита», «научное общество имени Тараса Шевченко», учредитель целого ряда газет, соучредитель «Украинской национально-демократической партии». Лучше всего вам о нем расскажет некролог из журнала «Временник»: «Романчук был убедительным поклонником Австрии, которой служил даже во вред интересам родного народа и славянской идеи. Как депутат галицкого сейма и австрийского парламента был орудием в руках заправил хитрой дипломатии. Когда очнулся, было поздно. Провозглашенная им «Новая эра» в 1890 г. была нужна польской политике и созрела в Вене. Убедившись в том, что пал жертвою, Романчук вскоре вырекся (отказался) своего детища и начал даже борьбу против гр. Казимира Бадени. Однако несколько спустя пошел на уступки. Как политик не отличался большими способностями» (Временник: Научно-литературныя записки Львовского Ставропигиона на 1933 год.- Львов, 1932).

Крупный галицко-русинский деятель И. И. Терех в своей статье «Украинизация Галичины» рассказывал о том, как на деятельность украинцев отреагировали русские: «Но когда с «Новой Эрой» оргия насаждения украинства немцами, поляками и Ватиканом разбушевалась во всю, русская галицкая молодежь не выдержала и взбунтовалась против замаскированной политики своих стариков: Дети пошли против своих отцов. Этот бунт известен в истории Галицкой Руси под названием «Нового Курса», а зачинщики и сторонники его под кличкой «новокурсников». «Новый Курс» был следствием украинофильской «Новой Эры» и явился для нее разрушительным тараном. Студенты бросились в народ: созывали веча и открыто стали на них провозглашать национальное и культурное единство с Россией. Русское крестьянство стало сразу на их сторону, и через некоторое время примкнули к ним две третьих галицко-русской интеллигенции и отцов. Употребляемый до тех пор сине-желтый галицко-русский флаг был заменен носившимся раньше под полой трехцветным бело-сине-красным, а главным предметом всех народных собраний и торжеств по городам и деревням было национальное и культурное единство с Россией» (Терех И.И.: Украинизация Галичины //ССКР. - 1962. -№ 1-2.-С.З-9).

После этого начался настоящий крестовый поход против русского языка. В 1892 г. во всех школах Галичины было введено в обязательном порядке фонетическое правописание. В Львовской духовной семинарии ввели запрет на обучение русскому языку, у учеников отбирали книги на русском литературном языке. Общества студентов «Буковина» в Черновцах и «Академический кружок» во Львове были закрыты. До геноцида русских в Галиции оставалось чуть менее четверти века.

Продолжение следует.

Предыдущие части - по ссылке: https://vk.com/wall-67712004?q=Константин Семенов

#ГалицкаяРусь #ЧервоннаяРусь #русофилы #

Previous post Next post
Up