О сбитом по ошибке Ил-20, рукожопости и некоторых чисто технических вещах

Sep 21, 2018 11:33

Я вижу две вещи.

1. Сирийская система ПВО должна была заблаговременно получить от российских ВКС на а/б Хмеймин заявку о полёте Ил-20, чтобы та могла его идентифицировать в воздухе. Коды опознавания системы "свой-чужой" им навряд ли передавали. Потому что это совсекретные вещи, а сирийцы секреты хранят плохо. Поэтому просто должна была пройти заявка о полёте -- как это делают с гражданскими самолётами, на борту которых нет военной системы опознавания. Это в случае, если между российскими и сирийскими системами ПВО отсутствует автоматический обмен радиолокационной информацией в реальном времени. Если такой обмен есть, то по данным российских РЛС этот Ил-20 должен был быть опознан как свой самолёт и эта информация передана сирийцам. Однако судя по результату, чёткого взаимодействия налажено не было. Рукожопость проявилась на организационном, т.е. генеральском, уровне и, возможно, на техническом, т.е. на уровне младших офицеров, ответственных за обеспечение взаимодействия.

2. Боевой расчёт сирийского ЗРК С-200 решение об обстреле воздушной цели принимал не сам, а по команде с сирийского КП ПВО, откуда получил целеуказание -- грубые координаты цели и команду её уничтожить. Офицер-оператор ЗРК находит её в воздушном пространстве и захватывает на сопровождение. Опознать цель, взятую на сопровождение, как российский самолёт, не имея кода системы опознавания, оператор ЗРК не мог. Но при высоком уровне подготовки он мог бы обратить внимание на слишком большую яркость отметки от цели на экране индикатора захвата. Это сделать трудно, но при определённом навыке возможно. Что ещё многих из вас может удивить, отметки на этом экране отображаются в координатах дальность -- радиальная скорость, а не азимут -- дальность, как обычно показывают в кино. То есть это совсем не похоже на кусок карты и понимание обстановки требует особых навыков. В любом случае оператор захвата совершил роковую ошибку. Примерно, как это вероятно случилось при сбитии малайзийского "Боинга". Это тоже рукожопость, но на уровне исполнителей.



3. Ещё о том, что, по моему мнению, между сирийской системой ПВО и российскими ВКС не было налажено чёткое взаимодействие. Если бы оно существовало, то после того как российские средства разведки воздушного пространства (т.е. обзорные РЛС) опознали Ил-20 как свой самолёт, эта информация была бы немедленно передана сирийской ПВО (чего сделано не было). На это указывает то, что после большого шухера российская сторона приняла решение поставить Сирии не только пару полковых комплектов ЗРС С-300, но и средства автоматизации командных пунктов ПВО, в том числе средства автоматического обмена данными о воздушной обстановке. И ещё посадить на сирийский КП ПВО российских офицеров, которые будут осуществлять взаимодействие, дублируя автоматику. Про поставку С-300 после инцидента не отписался только ленивый, но выделенное жирным шрифтом мало кто заметил. А я как раз специалист по АСУ ПВО и знаю, что эта поставка означает. Она означает, что во взаимодействии между российскими и сирийскими военными существовала зияющая дыра, которую сейчас срочно закрывают. Считаю, что причиной трагедии было отсутствие взаимодействия, из-за чего доблестные сирийские зенитчики не знали, что стреляют по российскому военному самолёту.

Попутно ещё хочу кое-что добавить. В середине 1970-х, будучи капитаном, я защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую распознаванию самолётов по данным РЛС (для разумного сужения области исследования речь шла только о многочастотном некогерентном типе зондирующего сигнала). Но в целом я хорошо знаком с этим предметом. В то время в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище подполковник Шеломенцев защитил докторскую диссертацию, основанную на изобретённом им способе извлечения звука работающих двигателей воздушной цели из отражённого когерентного сигнала радиолокатора. Для ЗРК С-200 (у него когерентный локатор) была изготовлена экспериментальная аппаратура, и я сам как-то на военно-научной конференции послушал образцы звукозаписей Шеломенцева. По ним можно было отличить, скажем, авиалайнер Ил-18 от Ту-104 или от самолёта-истребителя. К сожалению, для серийного ЗРК С-200 эту аппаратуру создавать не стали. (Не знаю, как было в дальнейшем в конце 1990-х). Но для ЗРК "Бук" какое-то количество комплектов такой аппаратуры было изготовлено, и ею были оснащены некоторые локаторы. Но позже эту аппаратуру удалили. Вероятно из-за того, что пользование ею требовало специальных навыков и отвлекало внимание операторов ЗРК, чья работа в боевой обстановке и без того была очень напряжённой.

К чему я это пишу? Если бы у бабушки были яйца... такая аппаратура была установлена на сирийском ЗРК, да ещё если бы офицер-оператор был хорошо натренирован, то при захвате цели на сопровождение он явственно услышал бы звук четырёх турбовинтовых двигателей этого злосчастного Ил-20 и не нажал на кнопку "Пуск". Кроме того, на определённых ракурсах отражения от вращающихся винтов самолёта на экране "дальность-скорость" характерным образом размазывают отметку от воздушной цели. Хорошо натренированный оператор и без специальной аппаратуры должен был это понять и доложить наверх, что он сопровождает самолёт с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Чтобы наверху перепроверили, кого они приказали сбить. И тогда бы мы эту тему тут не обсуждали. И ещё в июле 2014 над Донбассом не был бы сбит малайзийский "Боинг", если бы у бабушки...

малайзийский "Боинг", Сирия, ПВО, рукожопость, Ил-20

Previous post Next post
Up