Православный мужской монастырь глазами мусульманки

Feb 01, 2015 00:41

Меня всегда интересовал вопрос почему в исламе, единственной, пожалуй, из монотеистических религий не существует практики отшельничества, ухода от мирских забот во имя служению богу, поиску внутренней гармонии в уединении. Также у меня нет пока однозначного ответа на вопрос о том, что труднее - служить вере уходом в монастыри, пещеры, пустыни, тайгу (вспоминается «Таежный тупик») или же живя в миру, в окружении всяческих искушений и соблазнов, но не поддаваясь им. Что-то я склоняюсь ко второму, возможно из-за своего невежества и непросвещенности в религиозных вопросах, отягощенного марксистско-ленинским материалистическим воспитанием, или в силу того, что по факту рождения я мусульманка и подсознательно тяготею к исламским традициям. Тем не менее, монашество, монастырский быт всегда было интересно узнать поближе, познакомиться с этим вживую.

Так, в канун праздника Крещения (а именно в субботу, 17-го числа) съездила я в Раифский мужской монастырь, что под Казанью. Это было мое второе посещение данного места, первый раз была там летом лет десять назад в составе экскурсии, организованной в рамках научной конференции, и впечатления от монастыря остались тогда в памяти удивительной умиротворенностью и тихой, спокойной благодатью в душе. И еще прям врезались в память такие статные, высокие, красивые монахи в черных одеяниях, с лицами, словно освещенные каким-то внутренним светом.

Поэтому когда мне подруги предложили присоединиться к ним в группе, организованной у них на работе для поездки в Раифу, я с радостью согласилась. Забегая вперед скажу, что такого эффекта как в первый раз, я уже не ощутила. То ли зима, то ли эффекта новизны уже не было - не знаю, хотя сама вся поездка была очень комфортной и интересной.

Сборы были ранние, еще затемно, под елками в новогодних гирляндах.




Загрузились в теплый, мягкий автобус и собирались доспать недоспатое за пять часов пути, но не тут-то было. Водитель включил нам сначала один, потом другой фильмы с довольно захватывающими сюжетами, от которых сон сбежал, а дорога совершенно незаметно для нас намоталась на колеса автобуса. Приехали на место к полудню и пока еще светило солнышко решили сначала заглянуть в ледовый городок, построенный на озере рядом с монастырем, специально к крещенским купаниям.

Про это озеро сами монахи рассказывают такую историю, что кваканье лягушек в озере мешало сконцентрироваться на молитвах, поэтому однажды они обратились с просьбой к Богу, чтобы лягушки замолчали. И с тех пор они молчат, представляя тем самым особую достопримечательность монастыря и загадку для отечественных и зарубежных ученых.













По территории монастыря нас провел один из служителей, рассказал об истории образования и дальнейшей непростой судьбе Раифы. К настоящему времени там проживает пятнадцать монахов и какое-то количество мальчишек-послушников, принятых на воспитание из неблагополучных семей. Монастырь существует исключительно на добровольных пожертвованиях, никакой трудовой деятельности, помимо служб и молитв, служителями монастыря оказывается не выполняется. Фотографирование внутри храмов не разрешено, поэтому пришлось обойтись только фото видов снаружи.

Внутри конечно как это обычно бывает в христианских храмах убранство очень роскошное, множество икон, в том числе и главная святыня обители - Грузинская икона Божьей Матери. Пышная резьба иконостаса, подсвечники, золото, иконы, назойливый запах ладана - признаться, это все то, что для моего восприятия обычно кажется несколько перегруженным в церковных храмах. Мне все таки ближе и понятнее минимализм и простота, к которой тяготею в повседневной жизни, в домашней обстановке и которая больше присуща на мой взгляд мечетям.

























Поскольку приехали мы в Раифу к обеду, а служба должна была начаться только в половине четвертого, то у нас было достаточно времени и набрать святой монастырской воды в бутылки, и перекусить в одной из кафешек рядом с монастырем, и осмотреть неспешно все храмы, и поставить свечи, кто за упокой, а кто за здравие. Я тоже поставила свечу у Грузинской иконы Божьей Матери, правда не перекрестилась при этом и не стала целовать, поскольку при единстве Бога для всех людей, в этом пункте две религии вступают в противоречие. Для одной это святыня для поклонения, для другой "не сотвори себе кумира", поэтому при всем моем глубочайшем почтении к памяти Иисуса и его матери, у меня не получается поклоняться их изображениям.

Зазвонили колокола, который призывали на службу. В виде ролика сюда вставить не получилось, поэтому просто ссылка. Само видео тоже очень явно свидетельствуют, что кинооператор из меня никакой, тем более иногда в толпе случайно меня подталкивали, но звуки там совершенно волшебные.

https://yadi.sk/i/DMAXMx0qeFf6P

Служба длилась более двух часов, которые мы отстояли от начала и до конца. Впервые я не просто видела службу каким-то урывком по телевизору, но непосредственно в ней присутствовала. Мне правда не было понятно значение всего происходящего и каких-то отдельных действий - то алтарная открывалась, то закрывалась, то тушили все свечи и свет, то снова зажигали, несколько раз обходили по периметру храма с кадилом, распространяя запах ладана (все-таки очень резкий запах, интересно как аллергики на него реагируют). Но вероятно все эти ритуалы служат в том числе и тому, чтобы людям, участвующим в службе, было легче войти в определенную форму сознания, при которой проще отдаться молитвам, обращению к Богу, получить самоуспокоение, отрешенность от проблем. Собственно и в исламе чтение намаза пять раз в день в определенное время не только приучает к соблюдению режима и самодисциплине, но и отвлекает от проблем, умиротворяет, однако же наедине с самим собой достичь этого наверное сложнее. Помню, отец признавался, что только сядет на намаз, как тут же наваливаются мысли о чертежах на работе, о покосившемся заборе, о нескошенном сене, ну в общем какие-то только мысли не наваливаются, но только не слова молитвы.

И вот в этом для меня заключается еще один неясный до сих пор вопрос, почему в исламе нет такой практики как коллективные молебны. Единичные большие праздники, когда это имеет место - не в счет, тем более что и тогда каждый молится в принципе индивидуально, пусть и вместе с другими, но это не представляет собой какой-то единый, целостный ритуал. В итоге, складывается такое ощущение, что в исламе каждый идет к вере сам по себе, один, самостоятельно, начиная с самого момента прихода под лоно этой религии, когда для того, чтобы стать мусульманином достаточно всего лишь произнести в любое время одну короткую фразу даже не вслух, а шепетом, про себя. В то время как в христианстве и посвящение представляет собой довольно торжественный обряд крещения, и сама паства представляет собой такую общность единоверцев во время богослужений. Идя дальше, можно еще задаваться вопросами, что из этого правильнее, легче, лучше, понятнее, но не уверена, что кто-то может на них ответить однозначно, каждый наверное выбирает по себе.
Previous post
Up