Далеко не все знают, что история строительства моста через Керченский пролив началась совсем не в 21 веке, и что в Советском Союзе уже строили и открывали Крымский мост для поездов. Правда, просуществовала данная инженерная конструкция совсем недолго. Тем не менее, мост стал очень важным проектом. Примечательно, что возводить его начали совсем не советские инженеры. Дело было в годы Второй мировой войны.
Актуальность транспортного перехода через Керченский пролив понимали всегда, и идея о том, чтобы соединить Крымский полуостров с «большой землей» при помощи моста витала в умах политиков давно. Варианты строительства моста через пролив предлагались еще Николаю II, но тогда дальше разговоров дело не зашло. Были такие идеи и в революционный период.
Первая реальная попытка построить мост между Крымом и Кубанью была предпринята в 30-х годах прошлого века. К месту будущей стройки уже были завезены железные конструкции и казалось, что для старта масштабного проекта все готово. Однако, дальнейшим планам мостостроителей помешала война.
Начали строить Крымский мост немцы в годы Второй мировой войны. Приказ о строительстве моста через Керченский пролив был отдан лично Гитлером в 1943 году. Фашисты хотели создать автомобильную и железнодорожную долговременную переправу для того, чтобы перебрасывать свои войска на другую сторону для предстоящих кампаний вермахта в Иране и на Кавказе.
14 июня 1943 года через Керченский пролив немцы пустили подвесную дорогу. К этому моменту были завезены строительные материалы и рабочие. Все было готово для начала возведения 5-километрового моста. Работы на объекте велись непрерывно. Однако завершить начатое нацисты не смогли. Их амбициозные планы разрушило наступление Красной армии. Когда стало понятно, что война обратилась вспять, немцы взорвали «канатку», предварительно демонтировав часть уже построенного моста.
Советском Союзу план нацистов понравился. Руководство партии решило, что идея моста через Керченский пролив вполне состоятельная, такая переправа сможет хорошо послужить общему делу на благо Родины. Тем более, что после нацистов на месте осталось немало строительных материалов. В кратчайшие сроки была восстановлена канатная переправа, которая активно использовалась для поддержки наступления советских войск.
25 января 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о завершении строительства моста в рекордные сроки - полгода. Назвали проект «2К», по всей видимости от Крым - Кавказ. Место, кстати, было выбрано то же самое, на котором сейчас построен современный мост через Керченский пролив. Учитывая, что немцами уже была выполнена значительная часть работ по возведению Керченского моста, Сталин распорядился достроить переход. Приказ вождя был выполнен в весьма короткие сроки.
Уже в феврале 1945 года по железнодорожному мосту советская делегация возвращалась с Ялтинской мирной конференции в Москву. Новый мост имел протяженность около 5 километров в длину и ширину более 20 метров. В его центральной части было сооружено специальное стометровое поворотное устройство, которое позволяло обеспечивать беспрепятственный проход крупных морских судов. За время работы моста по нему проследовало около 2 тысяч военных и грузовых эшелонов.
К несчастью, дальнейшая судьба моста оказалась печальной. Как выяснилось, его конструкция была слишком слабой и не имела никакой защиты от льдов, которые каждую весну устремлялись из Азовского моря в Черное через Керченский пролив. В том же феврале 1945 года в Керченском проливе случился необычно сильный ледоход. Огромная масса льда, двигавшаяся из Азова, снесла часть опор.
К 18 февраля 1945 года было повреждено 32 опоры, еще через неделю таких было уже 42. Ледоколов в регионе не было, а задействовать авиацию для раскола льда не посчитали возможным. В итоге мост рухнул.
Взвесив все за и против, было принято решение мост не восстанавливать. Во-первых, это было слишком затратно, во-вторых - бессмысленно, т.к. гарантировать дальнейшую безопасность моста после описанных выше событий было невозможно. Полуразрушенный мост начали демонтировать.
Но на этом история с мостом не закончилась. После окончания Великой Отечественной войны идея постройки транспортного перехода Крым-Кубань снова завитала в воздухе.
Автором послевоенного проекта Керченского моста стал советский инженер Борис Петрович Константинов. Послевоенные замыслы мостостроителей должны были учесть все предыдущие ошибки и просчеты. По новому плану, сталинский мост в Крым должен был иметь длину 4 километра и соединить косу Чушка (со стороны Тамани) с крымским берегом. Мост в Крым предполагался двухуровневым. Нужно отметить, что по тем временам это был слишком смелый проект.
Первоначально ознакомившись с проектом моста, Сталин одобрил его и вскоре работа закипела. Начав возведение перехода, строители установили с двух сторон пролива временные сооружения. В одной из точек предполагаемого маршрута была построена опора моста. Всего таких опор должно было быть десять.
Казалось бы, на этот раз мосту быть!
Однако, на этапе установки опор стройка неожиданно остановилась. Построенный бык-опора так до сих пор и торчит из воды, неподалеку от крымского берега, символизируя несбыточность надежд советских мостостроителей того времени.
Почему же мост так и не достроили? Ведь во времена Сталина не было нехватки ни в технике, ни в людских ресурсах, ни в мотивации.
Причины называются разные.
Во-первых, считается, что инженеры и строители тех лет, ввязавшись в масштабную стройку, просто не сумели объективно оценить всю сложность и масштабность проекта, который, как выяснилось, даже в наш технологичный век реализовать не так уж и просто. Уже после установки первой и как выяснилось, последней, опоры моста, выяснилось, что она проваливается в зыбкий грунт на дне пролива.
Во-вторых, масштабы предполагаемой стройки оказались настолько огромными, что Сталин, оценив финансовые возможности разоренной войной страны, вынужден был отказаться от амбициозного проекта, хотя для диктатора это было несвойственно.
Ну и наконец, согласно легенде, Сталин, ознакомившись с итоговым финансово-экономическим обоснованием нового моста, который называли «царь-мост», ответил, что всех царей свергли в 1917 году, после чего на очередной «стройке века» был поставлен жирный крест.
Сталинский Крымский мост