С наводки
Антона Носика, нашел отличную
лекцию журналистки Елены Костюченко из "Новой Газеты". Она спецкорр. В основном пишет репортажи. Но пишет их отлично. Например, рекомендую ее материал -
ХЗБ.
Так вот. Самое главное в лекции.В продолжение моих предыдущих постов-размышлений о журналистской профессии и о том, в чем же собственно заключается эта работа. Хочется сразу столько цитат выдрать, что лучше, наверное, ограничиться парочкой, и все же самостоятельно осилить весь текст лекции. Она будет полезна не только журналистам. Далее цитаты из лекции.
* * *
Прежде всего, нужно ехать на место и общаться с людьми как можно плотнее. К сожалению, очень часто происходит, что журналист пишет колонку, или текст, или новость, не выезжая на место. Ну, это часто обусловлено тем, что «срочно в номер, все горит» или так называемым информационным поводом. Хотя мне кажется, что информационный повод должен формироваться журналистами прежде всего, а не какой-то повесткой дня, которую формируют чиновники, или политики, или какие-то люди от бизнеса.
* * *
Еще мне хочется сказать про то, что у нас, к сожалению, очень слабое медиапокрытие. Мы абсолютно не знаем, что происходит в нашей стране. <...> К сожалению, из-за того, что региональная пресса практически полностью уничтожена местными властями, мы ничего не знаем о том, что происходит в регионах. Не говоря уж о телевизионной картинке - реалистичная телевизионная картинка очень редко к нам приходит откуда-то из провинции. Отчасти это компенсируют блоги и интернет, но, прежде всего, блоги, которые действительно становятся просто неисчерпаемым источником тем для журналистов. Но при этом какие-то вещи не напишут в блоге никогда. Поэтому нужно ездить как можно чаще. Понятно, что это капля в море, и понятно, что журналист никогда не увидит всего, никогда не поймет всего и даже какой-то маленькой части того, что происходит. Но мы можем писать о том, что мы видим.
* * *
И о функции журналистики. Мне не кажется, что журналистика имеет право какое-то воспитывать читателя. Особенно после того, что пережила журналистика сначала в конце 90-х, потом в 2000-х. Мы не имеем никакого морального права воспитывать читателя. Журналистика может, конечно, развлекать читателя, но есть гораздо лучшие, дешевые, ненапряжные способы развлечения, чем читать статью в той же «Новой газете». Журналистика имеет функцию летописи, что ли. Мы фиксаторы, мы ходячие диктофоны, которые переваривают реальность в какую-то удобную для восприятия форму. Никакой сверх этого, мне кажется, социальной функции, нравственной функции или какой-то еще у журналистики нет.