О моёи кинодекабре с азиатским уклоном я буду писать уже явно в январе, но вот о прочитанном за конец года можно и рассказать (вам всем, конечно же, ведь нечем заняться, кроме как почитать про кем-то читанные книжки 30го декабря, ха).
Так что - книги за мои (в основном) ноябрь и декабрь.
М. Пруст "Под сенью девушек в цвету"
Я не успела дочитать второй том "В поисках.." вовремя и так до сих пор с середины осени не посмотрела посвященный ему эпизод "Армена и Фёдора", безобразие.
Надо сказать, этот том меня где-то в процессе изрядно утомил, потому что все эти блистательные описания переливов чувств действительно прекрасны по тонкости и выразительности, но от степени зацикленности Марселя (я про рассказчика, если что) на самом себе и объективации предмета любовного.. э.. нет, я не могу сказать интереса, потому что вот никакого интереса к другому человеку там нет вообще и этого самого другого человека нет, а если есть, то в качестве скорее противника и вредителя. И мне изрядно действует на нервы такая картина мира.
Дж. Макдевит "Око дьявола"
Выдернутый из середины серии научно-фантастический детектив - впрочем, непохоже, чтобы внутри серии они были скреплены особенно сильно.
Главные герои формально занимаются в далёком-далёком будущем антиквариатом, а реально проводят по этому поводу расследования и влипают в неприятности.
В данном случае они получают внезапное сообщение с просьбой о помощи от известной писательницы, прославившейся хоррорами, а пока долетают до возможности встретиться с ней, выясняется, что она полностью стёрла себе память. Заинтригованные герои решают проследить её предыдущие шаги, чтобы узнать, что же с ней случилось, и отправляются на самый-самый край обитаемой галактики, где на планете с такими знакомыми следами долгой автократии постепенно находят свидетельства приближающейся катастрофы.
Мне сюжет был несколько засплойлерен, но тем не менее он занимательный. Особых красот и глубин в тексте нет, но как развлекательный детектив в комических декорациях идёт нормально.
М. Аояма "Вы найдёте это в библиотеке"
Простенькая, но довольно милая книжка. По сути, серия отдельных историй разных персонажей, каждый из которых обнаруживает себя в тупике в тот или иной момент жизни - будь это отсутствие понимания, что делать и куда идти после завершения учёбы, выход на пенсию или смена работы после рождения ребёнка.
Почти случайным образом каждый заходит в одну и ту же небольшую библиотеку и обращается за советом к местной библиотекарше, которая выдаёт им списки книг по заданным им темам - вот только каждый раз добавляет к нему какое-то название, не имеющее ни какого отношения к делу и выглядящее совершенно случайным. Но удивительным образом именно эти, вроде бы случайные, книги оказываются самыми важными. Именно в них герои находят вдохновение, или ответ на незаданный вопрос, или повод поговорить с другими людьми, или напоминание о чём-то важном. И благодаря этому - и прикладыванию личных усилий, конечно - их жизни начинают меняться к лучшему.
В общем, не будь всё это столь очевидно набором иллюстраций к фальшивой идее "только заяви миру свою интенцию - и он немедленно начнёт тебе помогать!", было бы совсем симпатично. Но даже и так, текст, по крайней мере, уютный и добрый.
Х. Кортасар "Модель для сборки"
Мда, что-то Кортасар мне категорически разонравился.
Кстати, почему это магреализм? Где магическая составляющая-то? Невнятные разговоры про Город, который якобы не сон, но вообще написан абсолютно как сон и очевидно просто часть общего самолюбовательного безответственного трёпа в описываемой компании?
А потом под конец все сюжетные линии окончательно свелись к "кто с кем переспал", и мне стало совсем скучно.
А. Мёрдок "Чёрный принц"
Ииии вот я дочитала этот роман, чтоб дописать уже этот пост и не тянуть его в новый год... и понятия не имею, что о нём сказать, потому что это такой случай, когда я смотрю на предложенную автором головоломку, верчу в руках детали и недоумеваю, что мне с ними сделать-то.
Потому что поверхностный уровень этой истории - как бы исповеди пожилого писателя о его запутанных отношениях с другом, его женой, своей сестрой, бывшей женой, её братом, окончательно скатывающихся не то в высокую трагедию, не то в фарс, когда его поражает божественным откровением любовь к юной дочери того самого друга - обсуждать не интересно от слова совсем, он слишком очевидно поверхностный. Хотя в него входит часть про успешное продалбывание неподготовленным человеком божественного откровения дантевского типа, да.
Дальше лежит тема искусства, дальше - вопрос, зачем вообще тут столько персонажей, почему они то отражают, то искажают друг друга, кто такой загадочный Ф.Л., который становится спутником героя в конце жизни, издаёт его рукопись и шёлкает по носам прочих персонажей, понаписавших к ней послесловия... кроме того, что он, конечно, Феб-Локсий, то есть Аполлон, только не тот всем знакомый куновский, про гармонию и солнышко, а куда более архаичный, про безумие и прочие весёлые вещи...
Но к чему мне всё это, какие выводы сделать, как собрать их в стройный рассказ о книге для кого-то ещё?.. Понятия не имею.
R. Gerrig "Experiencing Narrative Worlds"
Название книжки звучало интереснее, чем оказалась она сама, там много изрядно занудных мест, где честно подробно описываются эксперименты, поставленные, чтобы выяснить, как люди воспринимают тексты. "Как" - в смысле процесса восприятия, факторов, которые на него влияют, механизмов внутри него.
Что и почему мы запоминаем, в каком случае расшифровываем смысл, например, ироничного пассажа с большими или меньшими трудностями.
Основной вывод не то чтоб супернеожиданен, хотя, надо отметить, изначально не был интуитивно понятен очень многим людям, занимающимся художественной литературой: с точки зрения нашего восприятия, художественный текст вообще ничем не отличается от нехудожественного и просто от разговоров, которые мы слышим вокруг себя в жизни - мы используем для его понимания абсолютно те же навыки и стратегии, как, собственно, при восприятии речи людей вокруг нас.
Л. Кандаурова "Как слушать музыку"
Автор - ведущая одного из моих любимых youtube- каналов, профессионально и интересно рассказывающая про классическую музыку, поэтому мне стало любопытно, что там за книжка.
Ну, часть её может быть вам интересна, только если вы не знаете про классическую музыку вообще ничего, даже в музыкалку не ходили, там будут объяснения, что такое ритм и кто такой дирижёр. Часть, посвящённая истории музыки, более любопытна, но поскольку рассказу о каждой эпохе или явлению посвящается две странички, то всё равно всё очень на пальцах и в общих чертах. Зато в электронной книге есть куча ссылок на конкретные произведения на youtube - я этим воспользовалась, чтобы послушать некоторое количество совсем старой или наоборот, современной музыки, которую иначе не встречу. Но и тут есть свои "но": странно говорить о жанре симфонии, например, и при этом давать ссылку на исполнение только одной части?..
Вот, теперь можно пойти и книжные итоги года подвести.