Ноябрьское кино

Dec 08, 2023 14:35

Своеобразненький набор очередного просмотренного. За ноябрь и неделю декабря получилось три фильма и три сериала.

The Third Man (1949)



В своё время немало вещей я узнала в том числе из учебников по немецкому - не про немецкий, в смысле, а про самые разные другие вещи, о которых мы на занятиях читали тексты. А тут мой взгляд, пока занималась с учениками, лениво зацепился за упоминание классического фильма с Орсоном Уэллсом, считающегося одним из лучших британских фильмов XX века. Нуарный детектив - надо ж иметь просмотренным что-нибудь из классики нуара, в конце концов, а не только подражаний и переосмыслений.
Итак, послевоенная Вена с руинами на местах бомбёжек и цветущим чёрным рынком, американский третьесортный писатель без гроша приезжает по приглашению друга - только чтоб узнать, что этот самый друг подозрительным образом умер, и начать расследовать его смерть. В процессе встречается масса подозрительных личностей и мрачных обстоятельств, и, конечно же, печальная красавица, любящая не того.
Фильм знаменит своей атмосферностью, операторской работой и музыкой - и да, это всё производит впечатление и сейчас (ладно, музыку я бы не заметила, но я вообще музыку в кино могу не вычленять из общего целого очень часто)

Stage Beauty (2004)



Фильм об упадке традиций шекспировского театра... ну то есть о том, как Карл II внезапно взял и запретил мужчинам играть в театре женские роли, и главная звезда лондонской сцены Кинастон остался без работы, а слава внезапно перешла к тайком копировавшей его и ставшей первой женщиной на сцене служанке. Ну и заодно в него влюблённой, поэтому полученная слава её как-то не до конца радует. А потом они вдвоём изобретают систему Станиславского на пару веков раньше, и результат пользуется немедленным успехом у публики. А?.. что? говорю в этот момент я... А ещё весь фильм крутится вокруг сцены убийства Дездемоны, и похоже, сценарист искренне считает, что вся остальная шекспировская трагедия написана зря и все предыдущие монологи-диалоги вообще не нужны и никакой особой роли для создания образов и общего эффекта не играют.
В общем, это ещё не все мои вопросы к этой мелодраме...

Сказка (2022)



Фильм Сокурова, который так отлично прорекламировало наше министерство культуры, отказав ему в прокатном удостоверении.
В сюрреалистическом пространстве посмертия, где что-то, кажется, от Доре, что-то от Пиранези, что-то я не опознаю, бродят Сталин, Гитлер, Муссолини и Черчилль, каждый во множестве экземпляров - все взятые с архивных плёнок разных лет. Бродят, разговаривают каждый на родном языке - и вот она, явная польза от полутора лет ленивого тыканья пальцем в Дуолинго, я без субтитров понимала большую часть реплик Муссолини, прикольно. Так вот, бродят, разговаривают сами с собой, часто повторяя одни и те же мысли и фразы (время от времени - явно цитаты из их речей), однообразно переругиваются друг с другом. Тщетно ждут, чтобы им открылись врата в Рай, к Богу. Их реплики, накладываясь одна на другую, соединяются с музыкой, а потом к ним присоединяются ещё слегка искажённые звуки массовых песен и маршей, всё это сливается в общий тревожащий звуковой фон - и появляется роящийся, размытый, колышущийся образ народных масс, плещущийся у их ног. Это толпы с тех же архивных плёнок, но изображения так доработаны, чтобы выходила именно масса, закручивающаяся в прихотливые формы, лишённая индивидуального человеческого облика окончательно.
И да, ад - это неподвижность, это отсутствие развития, идея старая (как минимум Данте, наверняка до Данте), поэтому тут ничего не происходит, многое повторяется, мёртвые диктаторы не в состоянии сдвинуться каждый с нескольких идей фикс (у них у живых-то с этим обычно плохо). Но именно поэтому, хотя эстетически впечатляет, с меня бы хватило и сорока минут, к пятидесятой я начала буквально засыпать под эту монотонность.

Sex Education, сезон 4



Сериал закончен, и хорошо, потому что этот сезон вызывал как-то уже ощущение усталости. Актёры уже совсем плохо влезают в роли школьников, часть старых персонажей ушла, а новые не особо интересны, яркого в них - в основном внешний вид. Я бы, впрочем, сказала, что сезон лучше 3го, потому что серьёзнее, но меня опять ужасно раздражала линия Эрика - теперь не сам персонаж, но его сюжет, внезапная мистика с богоявлениями посреди полного реализма всего остального сериала вгоняла меня всю дорогу в фейспалм.

Наблюдатель (2019)



Мрачный корейский детектив, про него был заманчивый хвалебный пост в дорамном сообществе, а ещё там Хан Сок Гю, впечатляющий король из "Дерева с глубокими корнями" в одной из главных ролей, мне стало интересно.
Его герой - глава и он же единственный сотрудник отдела внутренних расследований. За первую серию очередное дело сводит его с молодым дорожным инспектором и пережившей жестокой нападение адвокатшей, и всех троих связывает трагичная история пятнадцатилетней давности. Которая оказывается частью событий настоящего и запутанного тяжёлого расследования убийств и коррупции, которое эти трое будут вести вместе. Хотя "вместе" - не совсем точное слово, потому что в отличие от большинства историй про группы детективов, между героями здесь совершенно нет доверия. Каждый из них преследует собственные интересы и периодически может откровенно мешать остальным, и мотивации их зрителю будут раскрываться постепенно, А кроме них там ещё хватает неоднозначных и интересных персонажей. Сомнения в том, кто на какой стороне - тут постоянная норма.
Основные темы - круговорот насилия, порождающего само себя (и в какой-то момент один из главных вопросов - сумеет ли младший из героев из него выйти, пока у него есть шанс), и искушение и опасность перейти черту и взять правосудие в свои руки и начать слишком активно решать, кто виноват и кто прав. "Кто наблюдает за наблюдателем?", как было у Ювенала: полиция ловит преступников, антикоррупционный отдел ловит переступивших черту полицейских, а как насчёт них самих? (Гомера и Донна они цитировали прямо в кадре, так что эту фразу создатели имели в виду явно).
Сериал мрачный и атмосферный, местами для меня по-корейски утомительно неторопливый (хотя в куда меньше степени, чем фэнтезийно-исторические дорамы), но в целом напряжённый, хорошо написанный, хорошо сыгранный, хорошо снятый.

Babylon 5, сезон 4 (1996-1997)



Я снова вернулась на космическую станцию Вавилон-5, но этот сезон произвёл на меня смешанное впечатление. В течение него закончили галактическую войну с Тенями и вообще историю про старшие расы, потом закончили историю про тоталитарный режим на Земле - и то и другое кончилось как-то не то чтоб чересчур легко, но всё же... просто (кстати, очень толкиновское - человечество почти не в курсе про галактическую войну, занятое своим местечковым тоталитаризмом). Ну а потом подвели вообще итог всему, явно полагая, что сериал на этом и закроют. Так что событийно, сюжетно тут как бы много всего.
Но при этом мало интересного происходит на уровне персонажей. Линия с предательством Гарибальди - стило ли вообще её городить, если она держится исключительно на факте телепатической манипуляции. Хороши, как всегда, Г’Кар (его серьёзно называют на "г" в русском переводе?..) с Лондо - единственные, у кого есть динамика, и Маркус, просто потому что он Маркус. Стивена слишком мало, Шеридан, Деленн, Леньер, Иванова - статичны, просто выполняют свои сюжетные функции. При том, что сезон, как уже было сказано, закрывает две длинные сюжетные арки, это довольно логично и понятно, но за 22 серии всё-таки хотелось бы больше про персонажей.

Doctor Who - The Sun Makers (1977)



А, ну и ещё посмотрела очередную серию с Четвёртым Доктором, основное впечатление от которой - я очередной раз вспомнила, за что я не люблю сатиру. Она всегда такая скучная, потому что, как только становится понятно, что её предмет, настолько насквозь предсказуемая. Эта серия - сатира на капитализм, а кроме неё там только довольно однообразная беготня по коридорам туда-сюда (в олдскульных сериях у сценаристов слишком много времени с их минимум 4мя 20минутными эпизодами), так что я изрядно поскучала в этот раз. Но ничего, Четвёртый и Лила всё равно милы, конечно.

около кино, whovian's notes

Previous post Next post
Up