Впервые прочитанное за апрель - июнь

Jul 11, 2022 20:17

... и 11 дней июля, что уж там.

Дж. Конрад "Сердце тьмы", "Лорд Джим"
"Сердце тьмы" я вроде бы читала, определённо должна была, но почему-то тогда оно не оставило в моей голове никаких следов. В этот раз, надеюсь, как-нибудь оставит, хотя в целом впечатление от обоих произведений у меня странное. Они до определённой степени похожи, объединены с разной степенью активности действующим рассказчиком, оба - о по-своему талантливых европейцах, оказавшихся в исключительном положении в глубине осваиваемых земель посреди туземцев. Оба добиваются, казалось бы, определённых успехов, но оба гибнут под тяжестью разъедающих душу одновременно превосходства и бессилия перед окружающей дикостью.
"Сердце тьмы" обычно упоминается в контексте постколониализма, так что я почему-то ожидала от него больше... критичности на этот счёт, но на деле он скорее о невозможности донести бремя белого человека, не растеряв большую часть по дороге.
Странное дело со стилем: в начале он доставлял мне удовольствие своей вроде бы ясностью - но за этой ясностью тем не менее скрывалась, казалось бы, противоречащая ей многословность, которая быстро стала меня утомлять.

Г. Бёлль "Самовольная отлучка"
Спасибо holden_k за рекомендацию. Это маленькая повесть Бёлля, написанная от первого лица - от лица немца, который всю жизнь, особенно после августа 1938 года, стремился стать негодным к службе... конечно, безрезультатно. Это история про семью, разных людей, просто немцев, разных, тех самых, которые, о ужас, продолжали просто жить в Германии в 30-е и 40-е, и продолжали и после войны...
Повесть достаточно хитро и сложнозакрученно написана - у меня осталось ощущение, что это надо было бы не просто читать, а сразу толком анализировать, но в тот момент мне было совершенно не до того.

А. Байетт "Джин в бутылке из стекла "соловьиный глаз""
Небольшая повесть об одинокой увлечённой своим делом фольклористке... в аннотации к свежей экранизации - нарратолог, фольклорист - это было такое упрощение от переводчика с редактором, видимо?.. .. средних лет. которая на базаре в в Стамбуле покупает бутылку из редкого стекла "соловьиный глаз", а в ней оказывается джин. О рассказывании историй и загадывании желаний.
И вот вроде всё бы хорошо, только эмоциональные реакции героини так подмороженны и подторможенны, не просто отрефлексированы и препарированы рассудком, а просто изначально куда слабее него... что так и не отпускает ощущение, будто наблюдаешь за происходящим сквозь то самое стекло, наполовину отстранённо и довольно равнодушно. Причём, кажется, оно так и задумано.
Недавно вышла экранизация с "Three Thousand Years of Longing", с Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой, надо будет посмотреть.

С. Кинг "Колдун и кристалл", "Волки Кальи", "Песнь Сюзанны", "Тёмная башня"
Когда я начинала писать про прочитанные с апреля книги, я только начинала "Песнь Сюзанны", но пока дописала, уже перешла к "Тёмной башне", и стало понятно, что как-то глупо откладывать отзыв на последнюю книгу в другой пост - поэтому я никак не могла выложить этот, дожидаясь, пока наконец дочитаю.
Какого-то большого восторга эта эпопея у меня не вызвала, но читалась бодро - разве что, по моему ощущению, что каждому из романов пошла бы на пользу усушка и утруска, вычищение не несущих художественной ценности длиннот и повторов. Но много и ярких образов (некоторые из них, конечно, порой хочется "развидеть", но это нормально).
Два романа из середины цикла - "Колдун и кристалл" и "Волки Кальи" понравились, пожалуй, больше остального, потому что каждый из них - в большей степени законченная история, чем части и до и после. Вот появление Стивена Кинга как персонажа в "Песне Сюзанны" показалось мне что-то уже излишним, автор уже как-то заигрался с идеей множества миров.
В целом... да, я наконец дошла до последней страницы и пора сказать что-то в целом. В целом это самая манипуляторская книга из всех, которые я встречала. Весь поход Роланда к Башне абсолютно не имеет никакого логического обоснования, не говоря уж о внятном логическом обосновании. Читателя заставляю верить в его важность только тем. что персонажи верят в неё, а они верят, потому что что-то такое эдакое чувствуют. Работает исключительно на уровне эмоционального внушения и упорного повторения. Но отдам должное качеству текста - работает. Точно так же с концовкой: понимая, что сильно рискует возмущением читателей, иные из которых ждали её годами и конечно хотели бы чего-то грандиозного - но когда ваша цель изначально бессмысленна и высосана из пальца, то откуда ж грандиозному быть... так вот Кинг аж пишет специально главу про то, что концовки - вообще переоценённая и ненужная вещь, "важно путешествие", прежде чем просто завернуть всю историю в кольцо. Что ж, почему нет, но вот без этой очередной попытки управлять мнением читателя можно было б и обойтись. А ещё рассовывать рояли во все кусты и объяснять это всё судьбой - это изрядно ленивый способ строить сюжет, даже если это вписано в его логику.
Но в целом мне скорее понравилось.

около книг

Previous post Next post
Up