Продолжаю о прочитанных книгах. Сегодня - нехудожественное.
А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс "Экзистенциальная психология"
Это сборник статей уважаемых авторов из 1960-х годов, которые, собственно, разрабатывали саму идею нового направления в психологии, конкретно в американской психологии как теоретической и прикладной дисциплине.
Экзистенциальная психология до определённой степени опирается на экзистенциальную философию, но несколько более оптимистична. Основная идея её в том, что есть человеческое бытие, индивидуальное и уникальное, оно дано человеку в ощущениях, и его необходимо рассматривать как таковое целостно, а не пытаться непрерывно анализировать и раскладывать хоть фрейдистскими, хоть бихевиористскими методами. И это тот уровень, на котором идёт работа с вопросами о смерти и смысле жизни. По крайней мере, это то, что я помню по итогам прочтения книги в марте)
Это именно что сборник статей, временами полемизирующих друг с другом, всё в процессе и становлении, и это само по себе любопытно, но речь тут скорее о постановке вопросов, чем о каких-то готовых ответах. Поставила себе галочку, что Маслоу и Мэя можно бы и почитать ещё.
К. Бернхардт "Паника. Как знания о работе мозга помогут навсегда победить страх и панические атаки"
Я сама паническими атаками, слава богу, не страдаю, только повышенной тревожностью порой, но со стороны пару раз видела, а тут, если не ошибаюсь, эта книга входила в набор бесплатно раздававшихся в марте книг на тему "давайте попробуем не свихнуться все прямо сейчас", так что я в числе прочих её прихватила (как видите, прочие пока лежат нечитанными, и в этом даже есть чуточка логики).
В целом тут много воды и банальностей. Методика Бернхардта, которую он активнейше рекламирует, по сути сводится к аутотренингу с визуализацией, но на основе научной идеи о нарабатывании полезных нейронных связей вместо вредных.
Самая любопытная глава посвящена вопросу, какую пользу человеку приносят панические атаки, как они могут неосознанно использоваться как защита или оружие (и не только ни, а что угодно ещё, понятное дело).
Х. Арендт "Eichmann in Jerusalem. Die Banalität der Böse"
Понятно, что именно сейчас меня к этой книге привёл вопрос коллективной ответственности - хотелось посмотреть не на пересказы, а на сам текст Арендт.
Скачала русский перевод, прочла выглядящее скорее предупреждением о его сомнительном качестве предисловие, плюнула, подумала и... скачала немецкий вариант. Я собиралась почитать что-нибудь на немецком в ближайшее время, потому что язык ржавеет в голове со страшной силой, а реалии третьего рейха внутри текста на английском - это кажется мне какой-то лишней степенью перевода.
Ну, с виной и ответственностью всё понятно, на самом деле текста-то на этот счёт там немного. Винить вообще всех - значит, размывать ответственность и способствовать тому, чтобы реально виновные, т.е. имевшие возможность действовать, оставались безнаказанными.
Но реально мне там оказались более интересны наблюдения где-то Арендт, где-то уже мои над текстом про непосредственно психологические вещи и механизмы - и на примере Эйхмана, и на примере других упоминаемых.
П.-М. Бертран "Зеркальные люди: история левшей"
Книга рассказывает об отношении к левшам на протяжении истории
- в основном с фокусом на Франции, т.к. автор француз - и о том, как оно менялось. Правда, разбивка на главы по принципу "всё про плохое" и "всё про хорошее" вынуждает синхронизировать порой диаметрально противоположные явления в голове уже самостоятельно.
Тут есть любопытные факты, в целом довольно занимательно, но не более, и временами хотелось бы подсократить.
Дж. Гарт "Миры Толкина"
У меня немного смешанное ощущение - с одной стороны, это самая интересная и приятная книга в этой нечаянной подборке: интересный материал, добротное издание, много иллюстраций, с другой, конечно, мне б хотелось, чтоб она была больше, толще, а картинок ещё больше и иногда точнее к тексту)
Гарт на данный момент считается одним из крупнейших толкиноведов, я давно собираюсь прочитать его "Толкин и Великая война" (которая вышла через 4 года после того, как я в школе написала работу на конференцию про Толкина как представителя потерянного поколения). В "Мирах" он исследует корни толкиновского вдохновения, конкретные места и впечатления, отразившиеся в текстах. Что Толкин заявлял желание создать мифологию для Англии, факт известный, а вот что это было настолько буквально, что его карты настолько накладываются на реальные местности, сколько слов и названий у него возникли из попыток "восстановить этимологию", вообще насколько Британские острова были вписаны в ранние его черновики - это было для меня новостью.
При этом Гарт не упрощает, не настаивает на каких-то однозначных соответствиях, наоборот, в итоге ещё больше восхищаешься тем, как в творческом процессе всё это трансформировалось и преобразилось.