Я грозилась рассказывать о любимых книжках из детства - вероятно, это первый пост из новой серии. И начну я с Астрид Линдгрен.
Начиналось моё знакомство с ней стандартно - с "Малыша и Карлссона", в равной степени по мультфильму и книге, и "Пеппи Длинныйчулок", которую я лет в 6-7 очень любила. И ещё был "Кале Блюмквист", где интереснее всего для меня была вовсе не детективная составляющая, а война Роз.
А потом, когда мне было лет 8, мама подарила мне собрание сочинений Лингдрен - я живо помню, как она принесла и выложила на фортепиано казавшуюся мне тогда большой стопку - я с удивлением сейчас обнаружила, что томов в ней было всего пять, а не шесть или даже восемь, как мне почему-то думалось.
И это было настоящее сокровище.
Оказалось, что у Линдгрен есть множество совершенно не сказочных, реалистических повестей и рассказов про шведских детей. Но их жизнь, что в городе, что тем более в деревне, была настолько не похожей на мою, что в моих детских глазах это выглядело ничуть не менее увлекательно.
Из этих вещей известнее всего, кажется, истории про Эмиля из Лённеберги, но мне они как раз нравились меньше всего - в них было больше всего явного желания насмешить, каких-то не совсем правдоподобных, как-то слегка гротесково выглядящих моментов.
Зато есть деревенька Буллербю и живущие там дети - герои двух сборников коротеньких рассказов, "Все мы дети из Буллербю" и "Весело живётся в Буллербю". Хм, или это повести с короткими главками.. В моём томе перед ними шли другие, отдельные рассказы про разных детей (среди которых тоже были отличные и любимые), и истории про Буллербю никак не были от них особо отделены, так что в жанровом обозначении не уверена, но не суть.
Дома в Буллербю стоят рядом, так что можно лазить из окна в окно через дерево или повесить верёвочку и отправлять друг другу записки в коробочке. Дети ходят пешком в школу в другую деревню, играя по дороге, радуются каникулам, пропалывают репу, разводят котят и щенят, празднуют Рождество, ночуют на сеновале, играют в куклы, или в индейцев, или в поиск сокровищ... И рассказывает обо всём этом от первого лица семи-восьмилетняя Лиса (а знаете, какая редкость встретить мою тёзку в книгах?). Все истории очень простые и совершенно бытовые, но они чудесно сочетали абсолютную понятность для ребёнка и вот эту сказочность дальней страны, где всё не так. Мои представления об идеальных новогодних праздниках в вакууме, кстати, коренятся в первую очередь именно в книжках Линдгрен - про Буллербю и Юнибаккен. Ну а ещё я-то всегда играла одна, интересно было хотя бы почитать про игры компанией...
В доме под названием Юнибаккен (у домов бывают названия, ух ты) живёт девочка Мадикен с младшей сестрёнкой Лисабет из повестей "Мадикен" и "Мадикен и Пимс из Юнибаккена". Мадикен - выдумщица и фантазёрка она всё время придумывает всякие необычные игры, вдохновляясь прочитанными или услышанными историями - то спустит младшую сестрёнку в бадье в речку, как младенца Моисея, то прыгнет с зонтиком, как с парашютом, с крыши сарая, то оставит Лисабет в сухом колодце, как Иосифа, а потом с горя и от стыда убежит из дома, когда той там вдруг не окажется - конечно же, сестру забрали в рабство, и как теперь показаться на глаза родителям?!. У меня никогда не было таких смелости и безрассудства, как у Мадикен, чтобы реализовывать такие выдумки, но сами они меня захватывали и восхищали. Тут же, кстати, затрагиваются и более серьёзные темы - например, Мадикен дружит с мальчиком-соседом постарше, а у него пьющий отец, и в школе дети из разных семей...
Наконец, есть остров Сальткрока, куда ходит рейсовый пароходик "Сальткрока I" и привозит на лето дачников - например, семью Мелькерсонов, отца и четверых детей. Добрый, но кошмарно непрактичный и неуклюжий Мелькер Мелькерсон - писатель, который не глядя снял дом просто потому, что ему понравились слова "Столярова усадьба" и " на острове Сальткрока". Девятнадцатилетняя дочь Малин - красавица и умница, на которой держится весь дом, любительница принарядиться и потанцевать, за ней при первом случае начинают бегать ухажёры. Подростки Юхан и Никлас подружатся с местными Тедди и Фредди, которые вообще-то Теодора и Фредерика, маленький любитель животных Пелле - с семилетней королевой острова, Чёрвен, её сенбернаром Боцманом и малышкой сказочницей Стиной... Малин будет заниматься домом и вести дневник, четвёрка подростков - купаться, рыбачить, теряться в тумане, детвора - играть, возиться с животными от кролика до тюленя, помогать взрослым... На самом деле общаться будут, конечно, все со всеми, Мелькерсон-старший, например, на равных дружит с Чёрвен. И у них будет целое лето на это всё, с морем, солнцем, бурями, птичьими криками и жареной треской, радостями и бедами, выдуманными и настоящими опасностями. Наверное, из всех этих книг "Мы на острове Сальткрока" дольше всего оставалась со мной, поскольку со своим ансамблем разновозрастных героев она самая универсальная в каком-то смысле, в ней есть что-то про всех и для всех, и по-настоящему серьёзных ситуаций в ней больше, чем в предыдущих - но кончатся все хорошо. И как и все они, она очень добрая и искренняя.
"- У тебя нет настоящей хватки, дядя Мелькер, - сказал Чёрвен, - так тебе никакой рыбы не поймать.
- А мне никакой рыбы и не надо, - мечтательно ответил Мелькер.
- Так зачем же ты тут сидишь? - спросила Чёрвен.
И Мелькер всё так же мечтательно продекламировал:
Кjгда солнце садилось в оре,
Ему хотелось видеть его сияние...
Да, ему этого хотелось! Ему хотелось видеть всё: солнце, горевшее над сверкающей водной гладью. белых чаек, серые скалы, отражённые в воде рыбачьи сараи на другом берегу залива - всё то. что ему было дорого. Ему бы хотелось ласково погладить всё это рукой.
- Я бы просидел тут всю ночь. пока не взойдёт солнце. И увидел бы утреннюю зарю.
- Малин тебе не разрешит, - заверила его Чёрвен."
Только что подумала, что из этого вышел бы отличный сериал вроде "Энн из Зелёных крыш" и я бы его с удовольствием посмотрела. А оказалось, всё наоборот: это и был изначально сценарий для сериала 1964 года, потом переделанный Линдгрен в повесть. Ладно, тогда я хочу ремейк)
Даже странно, наверное, что при такой большой дружбе со всеми этими шведскими детьми я не стала активно интересоваться Скандинавией и конкретно Швецией, когда выросла. Мрачная Скандинавия взрослых меня как-то не привлекает. Вот где настоящее хюгге - в книжках Линдгрен про и для детей.