Внезапно, это снова я и фанфик.
Не то что б оно было тут кому-то так нужно в час ночи, могла бы поиметь совесть и утром вычитать... но нет. Кажется. оно в любом случае не ахти написано.
В общем, вы живые свидетели, я хотела закончить там, где все счастливы.
Но кто меня спрашивал.
Глава 5. Не эпилог
Они не отправились сразу в Париж. Или Прованс. Они не пошли в "Ритц". Кроули поинтересовался чем-нибудь новым, и Азирафель выбрал симпатичный ресторан с европейской кухней не так далеко от книжного.
На какой-то момент он подозревал, что они не пойдут никуда. Выйдя за порог, Кроули остановился, стиснув зубы и едва не дрожа от напряжения.
- Мы всегда можем просто заказать что-нибудь, вообще-то, это отличная идея, - сказал Азирафель.
- Нет. Я не буду прятаться в магазине, как крыса.
- Прошу прощения, в моём магазине нет и никогда не было крыс, - строго ответил ангел, и это сработало - уголок губ Кроули чуть дёрнулся вверх, и часть напряжения ушла.
Демон сбежал с крыльца и подошёл к машине, оставленной Ржавым наполовину на тротуаре. Придирчиво разглядывая, Кроули обошёл её кругом, пожал плечами:
- Не так уж плохо.
- Но, - Азирафель странным образом почувствовал себя задетым, хотя не мог бы объяснить причину, - Она же... она... зелёная!
Кроули приподнял бровь:
- А что, мне нельзя? А вдруг однажды я решу надеть зелёную рубашку?
- О, - идея увидеть Кроули в чём-то кроме чёрного и серого была интригующей. - Должно пойти к твоим волосам...
Демон фыркнул и скользнул на водительское сидение.
- Садись, ангел.
Он вёл, словно сумасшедший, как всегда, и Азирафель про себя удивлялся. как он мог скучать даже по этому. Но то, как Кроули чуть не всё время смотрел на дорогу вместо того, чтобы иногда бросать на неё взгляд искоса, и как костяшки его пальцев несколько раз побелели на руле, встревожило ангела. Настроение Кроули явно поменялось, стоило тому покинуть безопасную гавань магазина.
В ресторане их уже ждал столик. Отгороженный высокими спинками диванов, он был уютно укрыт от глаз и ушей других посетителей. Азирафеля здесь знали, и официантка радостно поприветствовала его и тут же рассказала, что сегодня особенно удалось из его любимых блюд.
- Мило, что ты не бросил привычки баловаться грубой материей, - усмехнулся Кроули, когда девушка ушла.
Азирафель никогда не был уверен, как воспринимать слово "мило", когда его произносил Кроули. Оно могло быть сказано как абсолютно серьёзно, так и в качестве оскорбления. Вид демона ничего ему не подсказал, и вернувшиеся на место тёмные очки тоже не помогали. Так что он ответил аккуратно:
- Слишком давняя привычка, не правда ли? Кроме того, иногда мне просто нужно место для встреч. Не могу же я всех подряд приглашать к себе в дом.
Кроули секунду смотрел на него, потом насмешливо приподнял бровь:
- А-а, демоны. Ангел, меня не было треть века, и ты уже перевстречался с половиной Ада?
Он улыбался, но что-то было не то в его лице и позе, что-то хищное и злое. Азирафель почувствовал себя неуютно. Но он мог поспорить. что неуютно было и Кроули.
- Я о деловых встречах, а не дружеских, - мягко сказал он.
Официантка принесла вино, и Кроули только кивнул, растекаясь по стулу. Когда она ушла, он наклонился вперёд, на секунду положив ладонь на руку Азирафеля.
- Извини, ангел, мне не стоило...
- Ничего, - Азирафель ласково потрепал его по руке и взял фужер. - Тяжёлая пара десятков лет. За что мы пьём сегодня? За счастливые возвращения?
Кроули кивнул, в этот раз улыбнувшись более искренне, но тут же нахмурился:
- Но следующий будет за ушедших друзей.
Будь он человеком Азирафель мог бы подавиться из-за формулировки, но через секунду он понял, что Кроули имел в виду.
- Да, конечно. Мне так жаль, что их сейчас нет здесь, чтобы снова встретиться с тобой... Но они прожили хорошие долгие жизни...
- Ты проверял? - нетерпеливо оборвал его Кроули.
- Да. То есть, строго говоря, Ноэль, у него есть допуск. Анафема, и Пеппер, и малыш Джордж, они все в лучшем мире. У них у всех всё хорошо.
- Что ж, это что-то. Думаю, Габриэль и компания не особо счастливы по этому поводу.
- О, ты же знаешь. они не имеют права голоса в этом вопросе. Никто на Небесах не имеет.
- Слава богу, - сказал Кроули и тут же поморщился.
- Думаю, это достойный повод Её восславить, - признал Азирафель.
- Когда это случилось, я имею в виду, с Джорджем?
- Три года назад. Он ушёл мирно, конечно. Но Адам...
- Бедный мальчик. Тебе не стоило бросать его одного, - Кроули нахмурился. - Ты же знаешь, как сложно мириться со смертностью, а потерять ребёнка...
- Прости, но мальчику 130 лет, и он - Антихрист. Он имеет право побыть один, если так хочет.
- Не жалуйся, если потом он решит начать... второй Армагеддон... - Кроули вздрогнул и едва закончил фразу, весь напрягшись и глядя на что-то за плечом ангела. Азирафель оглянулся, но не увидел ничего, что могло бы вызвать такую реакцию. Возможно, просто игра света и тени на занавесках, предположил он, и снова повернулся к Кроули. Лицо демона не выражало ничего, а сам он уже заставил себя снова расслабиться и изучал вино в бокале, не глядя на друга.
- Ты не ешь, ангел. Настоящее оскорбление господних даров.
Азирафель вежливо улыбнулся и переключил внимание на салат.
Видеть Кроули настолько хрупким было больно.
Ещё больнее было видеть, как он отдаляется и уходит в себя. Через несколько минут это был просто ещё один ужин среди множества, которые они разделили за шестьдесят веков. Еда для Азирафеля, вино для Кроули, наблюдение за людьми и обмен мало значащими замечаниями. Они не упоминали последние тридцать лет, словно тех не было. Но вместе с ними словно бы не стало и последних суток. Словно не они были ближе к бытию одним, а не двумя, дюжину часов назад.
Азирафель уже тосковал по ощущению Кроули настолько близко.
Но Кроули никогда не просил о таком уровне близости, по крайней мере частично он был навязан ему, виновато напомнил себе Азирафель. И удивительно ли, что демону необходимо было восстановить собственные границы и очертания, вернувшись из того невообразимого состояния. Удивительно ли, если он нуждался в чём-то знакомом и привычном.
Так что Азирафель улыбался, и вспоминал события многовековой давности, и убеждал попробовать десерт, и проглатывал вопрос "ты в порядке?" каждый раз, когда тот возникал.
Когда они вернулись к книжному, Кроули ласково похлопал машину по крыше.
- Она правда хороша. Но мне нужно вернуть Бентли. Где он?
- У коттеджа, где ты его оставил.
- Коттедж, - Кроули стоял на тротуаре, слегка покачиваясь с пятки на носок. - Он всё ещё… наш?
- Конечно, я бы не продал его и через миллион лет, я думаю… Я вроде бы говорил об этом Ржавому, нет? Я хочу сказать, ты говорил, что ты помнишь...
- Я знаю факты, - сказал Кроули безо всякого выражения. - Но их приходится... осознавать заново. С моей точки зрения.
- О... да, конечно, понимаю... мы могли бы съездить за ним? Завтра, например? - предложил Азирафель.
- Нам понадобился бы второй водитель. Только не говори, что ты чудесным образом освоил вождение, пока меня не было, я всё равно не поверю, - усмехнулся демон, рассматривая прохожих с интересом существа, привыкшего идти в ногу с модой.
- Нет, но...
- Я просто перенесусь туда. Приеду завтра.
Азирафель с трудом сглотнул. Он не хотел выпускать Кроули из вида даже на минуту, честно говоря, не говоря уж о многих часах.
- Есть пара вещей, которые я тоже всё хотел забрать, мы могли бы...
Демон пожал плечами:
- Просто скажи, что это, я захвачу. Если они влезут в Бентли.
Он с очевидностью не хотел, чтобы ангел сопровождал его. Азирафель очень старался не чувствовать себя обиженным. Хуже всего было то, что, судя по нежеланию ничего говорить прямо, Кроули наверняка было уже стыдно за изначальный всплеск любви и привязанности, так противоречивший его обычной манере.
- Разумно ли это, тебе отправляться одному, - Азирафель наконец озвучил одно из своих опасений, - туда, где начался весь этот... кошмар?
Он не был уверен в выборе слова, и тот явно оказался неверным. Кроули вздрогнул и на мучительно долгий момент перевёл взгляд на него. Азирафлеь почти слышал, как слова собираются у него в голове: "я рад, что ты не знаешь, что такое кошмар, ангел".
Он не стал это говорить. Он не говорил вообще ничего ещё несколько секунд, отведя взгляд и успокаивая дыхание. Потом вдруг убрал очки и шагнул вперёд.
- Со мной всё будет в порядке, - сказал он, взяв Азирафеля за руки и прижавшись лбом к его лбу.
- Я в этом абсолютно уверен, - ответил Азирафель.
Оба знали, что говорят отнюдь не только об этой ситуации, и оба знали, что сказать это так было проще.
- Что ж, иди, и звони мне, если что-нибудь... - ангел заставил себя улыбнуться, чувствуя, как что-то внутри него завязывается узлами. - Я буду в магазине.
Кроули закатил глаза, показывая, насколько ненужной была последняя фраза, шагнул назад, прикрыл глаза и исчез, только возмущение от демонического чуда осталось в воздухе.
Сердце Азирафеля йокнуло при виде этого, но он заставил себя успокоиться. Кроули явно нужно было побыть одному, возможно, нужно было доказать самому себе, что он может это. И он был вполне способен позаботиться о себе... большую часть времени.
Ангел вошёл в магазин, сделал какао и пообещал себе отправиться вслед за Кроули, только если от того не будет вестей больше восьми часов.
Кроули будет в порядке. Они будут в порядке.
Это потребует времени, конечно, и усилий. Если бы всё могло быть всегда так просто, как в те ослепительные первые моменты.
Но так никогда не было в Её неисповедимой игре. Ни для людей, ни для существ сверхъестественных - если те решали жить эту жизнь по-настоящему. Не просто следовать указаниям, а впустить привязанность и заботу в свои сердца.
Азирафель слегка покачал головой и улыбнулся, поглядев вверх:
- Спасибо.