за событиями которой Бог, вероятно, наблюдает с попкорном. А потом с фейспалмом.
***
Дорога до парка заняла у Кроули и Бентли всего несколько минут, но демону хватило этого, чтобы сделать пару выводов.
Азирафель не писал смски. Кроули надеялся однажды его всё-таки к этому приучить, но пока - нет, для ангела это был слишком торопливый и невежливый способ общения. И если бы даже он решил послать сообщение, едва ли оно состояло бы всего из двух слов.
Кроме того, Кроули вовсе не забыл позавчерашнее нападение - при всей его нелепости оно могло бы кончиться плохо, если бы не неуклюжесть людей и не его неожиданная пониженная восприимчивость к святой воде. Азирафель, похоже, предпочёл выкинуть мысли об этом из головы, полностью окунувшись в людские предпраздничные хлопоты, но Кроули чуял, что дело нечисто, и оставался настороже.
Если сообщение действительно отправил Азирафель, он должен был сделать это в невероятной спешке и наверняка его нужно было спасать. Если это был не он, то кто-то завладел его телефоном, и скорее всего ангела опять же нужно было спасать. В любом случае уместно было действовать осторожно.
С другой стороны, Кроули был устал и зол. Он понимал, что затишье после неудавшихся казней не могло быть вечным, но надеялся на передышку подольше, а назойливые попытки нападений действовали на нервы. Да и последние дни не улучшили его настроения. Кроули не любил причинять откровенный вред людям, но всё это время, когда он помогал Азирафелю с рождественскими чудесами, он смотрел на людей вокруг, и его натренированный взгляд мгновенно выхватывал все возможности разозлить, расстроить, испортить день, находил слабые места и болевые точки. С этим привычным фильтром приходилось бороться, отыскивая другое или сознательно выворачивая результаты, и это не было легко. А ангел рядом сиял, полагая, что его дорогому другу наконец предоставилась возможность проявить свою скрытую доброту. Как скоро он всё-таки поймёт, что демон может годиться в собеседники раз в полвека, но едва ли - в постоянные компаньоны?..
В общем, шанс сорвать на ком-нибудь заслуживающем этого зло выглядел привлекательно.
Кроули - как обычно, с полным презрением к знакам и правилам - припарковал Бентли и мысленно прошарил парк. Азирафеля здесь явно не было. Делая вид, что просто гуляет, и даже остановившись у лотка с мороженым, демон кружным путём направился к их обычному месту встречи.
Фигура в нелепом белом костюме торчала прямо у их привычной скамейки, даже не думая скрываться. Видимо, прятаться в засаде было слишком не по-ангельски - не то что воровать чужие телефоны и врать. Кроули хотел бы удивиться всему этому, но не смог. Последний визит на Небеса окончательно разочаровал его в этой конторе, хотя, казалось бы, куда уж.
Своей фирменной ленивой походкой демон подошёл и остановился в нескольких метрах от ангела. Тот выглядел безоружным, но никакой уверенности в этом у Кроули не было.
- Значит, так, - резко сказал он. - Ты говоришь мне, где Азирафель и что с ним, и если он в порядке, я так и быть позволю тебе убраться отсюда.
Ангел медленно повернулся к нему - неестественно медленно, словно шевеля каждой частью тела в отдельности. Он носил облик молодого атлета, но, похоже, не привык к нему, к наличию физического тела вообще. Это была отличная новость.
- Демон, - холодно сказал ангел. - Готовься умереть. Пришло время расплатиться за все твои злодеяния.
- Не отвлекайся, - порекомендовал Кроули. - Где Азирафель?
- Не смей произносить имя Начала, - голос ангела зазвенел гневом. - Мало тебе было обречь на страдания людей, ты развратил одного из посланников Божьих.
- По крайней мере, я не ворую вещи у него из карманов, - пожал плечами Кроули, наблюдая, как из-под кожи ангела начинает сочиться сияние. В следующий момент он бросился в сторону от яростного выплеска небесной энергии, которая иначе превратила бы его в соляной столп. В руке ангела всё-таки появился меч. Без языков пламени, по крайней мере, просто острая небесная железка. Но когда ангел, занеся клинок, ринулся на демона, ему в лицо внезапно врезалась холодная липкая масса, и, ослеплённый, он споткнулся и замер на месте. В тот же момент демон оказался рядом и выкрутил ангелу руку, заставляя того выпустить оружие. Меч брякнул о камни дорожки. Ангел болезненно выдохнул, второй рукой смахнул с лица остатки мороженого и ударил демона. Он не рассчитал силу - Кроули пришлось отступить на пару шагов, чтобы не упасть, и он оказался слишком далеко, чтобы ангел мог сразу схватить его.
Кроули не строил иллюзий: его шансы в честной схватке были невелики. Но он и не собирался её устраивать. Вместо этого он отступил ещё дальше, обходя вокруг ангела и предельно неприятно улыбаясь, и собрал доступную ему силу.
Щелчок пальцев остановил время. Ангел нелепо застыл посередине движения, листья и трава замерли, утки словно вмёрзли в пруд - впрочем, Кроули было недосуг их рассматривать.
В следующий для ангела момент оказалось, что он прижат к дереву, а неожиданно длинные и острые чёрные когти демона держат его за горло.
- Последний раз спрашиваю, что ты сделал с Азирафелем? - рявкнул Кроули.
- Нет-нет-нет, только не убивайте его! Так нельзя, это будет совсем не похоже на вас, не делайте этого, пожалуйста!
На руке Кроули внезапно повис худощавый подросток, умоляюще неся какую-то чушь. И, как внезапно понял демон, это был ещё один ангел. С рыком ярости Кроули стряхнул его с себя.
- Кроули, всё в порядке, это Ноэль, он со мной, - торопливо сообщил у него за спиной Азирафель, и каким же облегчением было услышать его голос. - Отпусти это... недоразумение, он никуда не уйдёт, - прибавил он. - Давайте вести себя цивилизованно!
Кроули напоследок вдавил когти в шею своего пленника и отступил, так, чтобы теперь видеть всех троих.
Азирафель держал в руке меч и выглядел встревоженным. Рядом стоял тощий подросток в сером худи и с длинными тёмными волосами, завязанными в хвост. Он был явно смущён и ошарашен всем происходящим.
- Цивилизованно? Этот хмырь заманил меня сюда, чтобы убить, - прошипел Кроули.
- Ты, слава богу, жив, - мягко возразил Азирафель.
- Начало, я пришёл спасти вас, - сообщил помятый ангел, оправляя костюм.
- Мм, это было бы очень мило, но как-то совершенно не нужно, - вежливо ответил Азирафель. - Тем более такими методами. Как вас зовут?
Ангел покосился на свой лежавший на земле меч и поджал губы.
- А ты что за чушь несёшь? - рявкнул Кроули на Ноэля. - Что ещё тут на меня не похоже?!
Младший ангел смущённо, но без тени страха посмотрел ему в лицо:
- Я боялся, что вы его убьёте, а это было бы...были бы совсем не вы. Я видел вас, за эти три месяцы вы ни разу не сделали ничего по-настоящему злого!
- Что? Я вообще-то демон, парень, ты в курсе? - Кроули бросил на него испепеляющий взгляд поверх очков, демонстрируя золотые змеиные глаза.
- И всё равно! - храбро отвечал Ноэль. - Вы сделали столько добра за это время... Я никогда не думал, что демоны на такое способны...
- О, поверь мне, Кроули уникален в этом плане, - Азирафель тщетно пытался сохранить серьёзное выражение лица. - Только не вздумай называть его добрым, его это злит.
Кроули бросил испепеляющий взгляд теперь уже Азирафелю.
- Ноэль, ты разочаровал меня, - заявил тем временем третий ангел. - Послушай себя, что ты говоришь! Ты выпустил Начало, и ты...
- Нет, это ты послушай, Дардиил, - Ноэль резко повернулся и шагнул к нему. - Ты лгал мне! Никто не присылал тебя с инспекцией, ты лгал, чтобы заставить меня говорить, и ты нарушил приказ не причинять им вреда - позор тебе! И даже не думай, что я об этом умолчу!
- Мелкий паршивец, - прошипел Дардиил. Он сделал шаг назад, и снова начал светиться.
Азирафель немедленно загородил собой Кроули и приставил к груди Дардиила меч:
- Крайне не советую тебе пытаться делать ничего подобного, - под его внезапно ледяным взглядом другой ангел сник и померк. - А теперь говори: кто тебя прислал?
- Никто.
Остриё меча надавило на его кожу чуть сильнее, и ангел занервничал:
- Никто! Я сам решил, что нельзя это так оставлять.
- Почему?
- Потому что он демон! Он... враг! Он должен быть наказан! И.. и я думал, вас ещё можно спасти, если демона не будет больше. Я вижу, что ошибался, надежды для вас нет... - Дардиил смотрел на Азирафеля со страхом и отвращением.
- Думал, - хмыкнул Кроули. - Ты правда веришь, что он думал, ангел?
Азирафель оглянулся на него с упрёком и вернулся к Дардиилу:
- И больше никто не думает так? Ты ни с кем это не обсуждал? Никто не просил тебя заняться этой проблемой?
- Нет. Я только слышал разговор... - движение клинка заставило его продолжать. - Архангел говорила с другими ангелами...
Азирафель со вздохом опустил клинок:
- Всё ясно. Уходи отсюда, - Кроули сделал недовольное движение, но Азирафель твёрдо продолжал: - Уходи и передай, что если любой из вас причинит малейший вред Кроули, жалеть об этом будут все Небеса. Я обещаю.
Дардиил хотел что-то возразить, но смолчал, попятился, последний раз взглянул на своё брошенное оружие и стремительно ушёл прочь.
- Ну вот, - Азирафель с облегчением вздохнул, и меч исчез из его руки. - Слава богу, всё обошлось. Ноэль, позволь ещё раз поблагодарить тебя. Твоя помощь была... очень кстати.
- Помощь? - приподнял бровь Кроули. - Что вообще тут делает это мелкий шпион?
- Кроули, ангелы не выбирают, куда их назначат, Ноэль не виноват. Этот... очень дурной ангел заключил меня в моём собственном магазине, а Ноэль вмешался и разрушил заклинание.
- Я не мог позволить ему так поступать, - признал тот.
- Хм. Ладно, - Кроули смерил его взглядом с головы до ног, кивнул и прибавил: - Спасибо.
- Но боюсь, милый мой, мы втравили тебя в неприятности, - обеспокоенно сказал Азирафель. - Тебе ведь не полагалось общаться со мной, только наблюдать. И Дардиил не преминёт об этом рассказать.
Ноэль воинственно вздёрнул подбородок:
- Я распишу в отчёте все его козни!
- Кстати, ангел, где твой мобильник?
- Мммм.... - Азирафель пошарил по карманам и ничего не нашёл.
Ноэль залился краской:
- Дардиил.... потребовал, чтобы я его изъял, чтобы... изучить. Он притворялся, что это проверка...
Кроули фыркнул:
- Ладно, будет тебе новый. Но всё же присматривай за ним, ангел, пожалуйста. Это полезная вещь.
Азирафель кивнул.
- Ноэль, ты же не собираешься отправляться писать отчёт прямо сейчас? В конце концов, тебя ещё никто не освобождал от обязанности следить за мной, правда? А мы с Кроули собирались пообедать. Следить гораздо удобнее, сидя за тем же столом. Ты не присоединишься к нам? Рождество, в конце концов, на Земле принято проводить его в компании.
- О... это было бы чудесно! - ангел просиял. - Вы правда не против?
- Ну конечно, - Азирафель просиял в ответ. Кроули закатил глаза, но вслух возражать не стал, и вся компания направилась в "Савой".
Весь обед двое ангелов проговорили без умолку. У Ноэля оказался миллион вопросов обо всём на свете - он был на Земле впервые за несколько веков и многое ставило его в тупик, но в то же время вызывало любопытство, и он жадно расспрашивал обо всём, что случилось с шестнадцатого века. А Азирафель охотно рассказывал, не упустив возможности к тому же познакомить другого ангела с традиционной рождественской индейкой.
Кроули в основном молчал, потягивал вино и наблюдал. Азирафель был оживлён и очевидно рад любопытству второго ангела, рад поделиться ещё не знакомыми кому-то историями и опытом.
- А помнишь, в Марселе?.. - Кроули очередной раз кивнул, не выказывая никакого желания подхватить рассказ. В конце концов, Ноэль пришёл послушать вовсе не демона. Он очевидно и несомненно восхищался Азирафелем, и это вызывало ощущение странной досады у Кроули. Он ведь, конечно, хотел, чтобы другие больше ценили его ангела?.. И всего-то понадобилось последить за ним пару месяцев в естественной обстановке. Если бы больше коллег видели Азирафеля, каким он был на самом деле, не связанный небесным протоколом, быть может, у демона и не было бы шанса вообще быть здесь.
- Я почти завидую вам! - воскликнул Ноэль в какой-то момент. - Многие ангелы считают пребывание на Земле тяжкой повинностью, но вы повидали тут столько интересного...
- Мне повезло с компанией, - улыбнулся Азирафель, посмотрев на Кроули. - С другим Противником моя жизнь здесь сложилась бы куда хуже.
- Это поразительно, - покачал головой Ноэль. - Просто поверить невозможно, что... Ой, нет, простите, это будет невежливо... Просто про Эдемского Змея говорят столько... дурного, и вдруг обнаружить, что это неправда... - он неловко развёл руками. - Простите, я не должен так говорить, но я в самом деле глазам поверить не мог, когда увидел, что вы помогаете людям...
Азирафель ласково усмехнулся:
- Кроули, конечно, доставил людям немало проблем за тысячи лет. Но поверь мне, во всех Небесах я не встречал никого, кто заботился бы о людях больше него.
- Невелика заслуга, - заметил Кроули, и напряжение последних дней, что лежало, свернувшись кольцами у него в груди, змеёй вырвалось наружу вместе со словами, холодными, как декабрьская ночь за окном. - Достаточно всего лишь не хотеть их всех уничтожить. Но ты всё забываешь, ангел, о ком речь. Я могу, конечно, подарить за тебя кому-нибудь благословение или помочь с чудесами под Рождество. Но ты всё забываешь, что на самом деле я не милый и не добрый. Я демон-искуситель. И если я в чём-то хорош, так это в своей работе. Я разрушал жизни тысячами. Тысячи душ прокляты из-за меня. Мучаются в Аду прямо сейчас, пока мы говорим - и будут вечно. Вот о ком ты говоришь.
Ноэль выглядел так, будто на него опрокинули ведро холодной воды. Азирафель отложил вилку и смотрел на Кроули.
- Я помню.
И прощаю. Снова и снова. Каждый раз, когда ты не можешь простить себя сам. И молюсь за них за всех. И да, я не имею никакого права тебя прощать, но всё равно это делаю.
Азирафель хотел бы ответить так, но он знал, что Кроули не примет этого. Что он в самом деле не имел никакого права давать ему прощение. Просто если бы Бог сейчас призвала Кроули к ответу за всё содеянное, ангел приложил бы все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы быть там, заслонить демона собой и молить Её о милости.
Ничего этого говорить он, конечно, не стал.
- Да, ты губил их тысячами - по приказу Ада, - согласился он. - Я просто помню и тех, кого ты спасал. Чьи жизни продлевал - и делал счастливее. Всю красоту и надежду, которую ты принёс за века.
- Или это просто твоя доброта, ангел. Твои иллюзии, - демон оттолкнул стол, стремительно встал и вышел из ресторана.
На улице было холодно - но Кроули сейчас было бы холодно в любом случае. Он был дураком, он сам прекрасно знал это. Его вспышка ни к чему не вела и ничего не значила, Азирафель просто пожалеет его - и ещё будет чувствовать себя неловко перед этим милым любознательным ангелом. Он только испортил другу Рождество.
Кроули запрокинул лицо к небу - две с лишним тысячи лет назад в этот вечер огромная идиотская звезда совершенно не к месту изрядно раздражала его, но сегодня он не отказался бы увидеть что-нибудь путеводное. Конечно же, ничего подобного там не было, только падали редкие снежинки. Нужно было просто ехать домой.
У него за спиной открылась дверь, и тут же что-то мягкое обвило шею и плечи демона. Кашемировый шарф.
- Я знаю, цвет не твой, но на тебя смотреть холодно, - заметил Азирафель, подходя ближе и становясь рядом. - И к слову, я вроде бы был в курсе твоего... рода деятельности последние шесть тысяч лет.
Кроули передёрнул плечами, хмыкнув что-то неразборчивое, потом заставил себя выговорить, глядя в другую сторону:
- Извини, ангел, это просто я... Просто я.
- Ты устал, - ангел мягко положил руку ему на рукав. - Поезжай домой и поспи. Обо мне не беспокойся, я хочу пройтись. И приду завтра - если наши планы, конечно, в силе, - неуверенно прибавил он.
Демон кивнул.
Что он мог сделать ещё.
- Счастливого Рождества, ангел.