Мерцание гладкой яшмы или как едят слона

Oct 25, 2016 20:18

Буквально вырвалась из своего однообразно загруженного распорядка в центральный Манеж на выставку китайской живописи современного художника Цуй Жучжо - "Мерцание гладкой яшмы". Очень рекомендую посетить мероприятие всем, кто любит китайскую культуру или просто погружение в созерцание. Мои 4 часа на ней пролетели незаметно, и я бы с удовольствием повторила заход во второй и третий раз, если бы выставка не закрывалась в пятницу.

Люблю китайскую живопись. В этот раз основном были представлены пейзажи с бесконечными горами, деревьями, затерянными беседками, заводями, полными лилий -  разводами туши с небольшим количеством еще какого-либо одного цвета - это, прям, мое.Ты погружаешься в картину и она тебя успокаивает, оказываешься не в центре Москвы, а где-то в Суншань или Хуаншань, сознание дорисовывает то, чего не хватает  - на самом деле это художник специально оставляет недосказанность в нужных местах. Эта недосказанность похожа на беседки, которые встречаются везде и в самых диких горах Китая. Заходишь в одну - один прекрасный вид, переходишь в другую и вид меняется... Такая внутренняя работа. Складывается впечатление, что, бродя по выставке, совершаешь пешее путешествие по горам и долинам, сменяется время суток, сменяются даже времена года. А ты идешь и идешь, а вокруг красота - вечность гор, именчивость вод, спокойствие тихого вечера или ливень,огромные безлюдные пространства,  и тут же беседка, где мирно разговаривают 2-3 человека, а вокруг снежная буря... и так тепло вдруг становится от этой маленькой совсем условной беседки посередине "заснеженной" картины. Происходит как бы живой диалог художника и зрителя, они как бы встречаются в ней и творят ее вместе своими мыслями и ощущениями. Например, подходишь - чувствуешь "буйная насыщенная зелень", а по факту на бумаге черная тушь, её серые разводы и совсем капля серо-болотного тона, в близи все вообще разваливается на смесь черт, но они таковы, что твое сознательное ощущение - буйная летняя зелень на берегу озера, что полностью отвечает названию картины. Кстати, о названиях, они тоже необычны: Осенний пейзаж чарует, а сосна и вода тянутся ближе друг к другу. Осенние воды зеленеют, как яшма, заря распустила красные ленты. Тень изумрудного бамбука удлинняется с заходом солнца, аромат лотоса ветер уносит к закатным облакам.

В общем, множество тонких ощущений и глубоких впечатлений я обещаю тому, кто хоть сколько-то в теме китайской культуры и внутренних связей ее образов. У меня таковых оказалось достаточно, хоть выставку китайской живописи я посещаю впервые. Помогла начитанность и опыт работы в теме - гуцинь и боевые искусства. Других просто немного жаль. На выставке ко мне обратился пожилой мужчина крайне интеллигентного вида и крайне раздраженный. Я восхищалась всем тем, что передавала мне одна из картин, а он спросил имею ли я профессиональное отношение к миру живописи, тк ему картина не говорила ровным счетом ничего и даже отталкивала.

А ларчик просто открывается: всегда, сталкивась с явлениями восточной культуры - кухней, философией, музыкой, живописью - успокойтесь и отойдите на десять шагов. Отключите анализ в голове, откройте сердце и разум, постарайтесь охватить "слона" одним вглядом. Так сказать, съесть его целиком, а не по частям. Вот тогда-то то, что казалось сумятицей, противоречивой смесью непонятно чего и всяческим хаосом, противным западноевропейской линейной логике и математическим понятиям о гармонии, предстанет во всем своем объеме, многослойности, смыслонаполненности и избыточности поддекстов жизненной правды... Короче, понимать гораздо приятнее, чем злиться.

Особенно мне было радостно, что хоть художник и современный, но в традиционной манере была затронута и тема цитры гуцинь.))
Прилагаю немного фото, хоть по ним и не получить впечатлений.











буду в вашей Галактике - позвоню!, культурный код Эпохи, ветер с Востока, под прицелом объектива, если есть сама душа, о смысле, задушевное, точка zen, ветер вверх

Previous post Next post
Up