...увидела я её, наконец-то. Одна опечатка всё же есть, но не в цитатах, и то ладно. Видно, совсем глаз замыленный...
Радости особой не испытала, но есть теперь выходные данные, и на том спасибо.
Лозинская С. А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ И СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА GE-LEAFA (ВЕРА)
А. Я. Гуревич [12 http], рассматривая картину мира средневекового человека, писал, что "мы ничего не поймем в средневековой культуре, если ограничимся соображением, что в ту эпоху царили невежество и мракобесие, поскольку все верили в бога, - ведь без этой "гипотезы", являвшейся для средневекового человека вовсе не гипотезой, а постулатом, настоятельнейшей потребностью всего его видения мира и нравственного сознания, он был неспособен объяснить мир и ориентироваться в нем. Ошибочное с нашей точки зрения не было ошибочным для людей средневековья, это была высшая истина, вокруг которой группировались все их представления и идеи, с которой были соотнесены все их культурные и общественные ценности". Исследуя концепт GE-LEAFA (ВЕРА) в картине мира англосаксов, мы, по сути, стремимся проникнуть в самое средоточение, центральное место в их мировидении.
Цель данной статьи - выявление особенностей функционирования лексем, репрезентирующих концепт GE-LEAFA в древнеанглийских поэтических памятниках. Данная цель предполагает рассмотрение следующих задач: 1) рассмотреть основные особенности древнеанглийских поэм в плане их лексического наполнения и структуры; 2) провести анализ репрезентирующих концепт лексем с позиций смысловой организации древнеанглийского поэтического текста; 3) исследовать особенности концептуальных признаков концепта GE-LEAFA (ВЕРА) и выявить зависимость структуры данного концепта от структурных особенностей памятников древнеанглийской поэзии.
Основные древнеанглийские эпические памятники были созданы после введения христианства в 597 году. В этот период, как отмечает Е. А. Мельникова [15], методы введения новой религии и первоначальные формы церковной идеологии, внедряемой в сознание массы населения в Англии, на этой окраине христианского мира, были своеобразны и отличались значительной терпимостью. Языческие обычаи вытеснялись постепенно, языческие божества могли сохраняться, только в другой ипостаси, - как злые духи, пособники дьявола. Этому в немалой степени содействовала островная изоляция (как бы относительно условна она ни была), в условиях которой героико-эпическая традиция древних германцев расцвела в благоприятных условиях. Вместе с тем введение христианства неотвратимо воздействовало на духовную культуру англосаксов. Таким образом, к VII веку формируются два литературных и, шире, культурных пласта. С одной стороны, это была принесенная вместе с христианством латинская культура, общеевропейская по своему характеру, с другой - народная поэтическая традиция, основанная на дохристианской культуре древних германцев. При этом христианские представления накладывались на языческие понятия, идеи и образы, переплетаясь, сосуществовали и взаимодополняли друг друга [15, 38-48]. Этим, по-видимому, и обусловлены функции англосаксонского эпоса: во-первых, отражение представлений о всемирной истории и месте в ней истории своего народа; во-вторых, введение нового поколения в историю и непрерывная связь времен от прошлого к будущему; в-третьих, описание космологической модели и идеальной модели общества. Таким образом, "по своей природе эпическое творчество было синкретично и полифункционально и являлось основной формой выражения знаний, чувств, устремлений и идеалов своих создателей" [15, 59-60].
Таким образом, при построении структуры концепта GE-LEAFA, когда мы принимаем во внимание данные функциональные особенности, многочисленные периферийные концептуальные признаки могут быть распределены в две основные группы:
1) динамические (например, ВЕРА - это ДАР БОГА, ВЕРА В БОГА-ЗАЩИТНИКА, ВЕРА В БОГА - ПРЕДМЕТ ВЫБОРА, ВЕРА - ИСТОЧНИК НАДЕЖДЫ НА КОГО-ЛИБО, ВЕРА - НАГРАДА, ВЕРА - НАДЕЖДА НА БОГА И НА СЕБЯ, в которых прослеживается героическое прошлое англосаксов);
2) статичные (например, ВЕРА В ЕДИНОГО БОГА, ВЕРА - ИСТОЧНИК СИЛЫ, ВЕРА - ИСТОЧНИК БЛАГ, ПОМОЩИ).
Источники и литература
Источники
1. Беовульф (Beowulf). Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a04_01.htm[Дата обращения: 04.03.2006] 2. Гутлак (Guthlac A, B). Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a03_02.htm[Дата обращения: 04.03.2006] 3. Даниил (Daniel). Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a01_03.htm[Дата обращения: 05.03.2006] 4. Елена (Elene). Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a02_06.htm[Дата обращения: 05.03.2006] 5. Морестранник (The Seafarer). Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a03_09.htm[Дата обращения: 05.03.2006] 6. Феникс (The Phoenix). Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a03_04.htm[Дата обращения: 06.03.2006] 7. Юдифь (Judith). Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a04_02.htm[Дата обращения: 06.03.2006] 8. Genesis A, B. Режим доступа:
http://www.sacred-texts.com/neu/ascp/a01_01.htm[Дата обращения: 07.03.2006] 9. The Riming Poem. Режим доступа:
http://www8. georgetown.edu/ departments/ medieval/ labyrinth/ library/oe/texts/a3.15.html [Дата обращения: 04.03.2006] Литература
10. Богданова С. Ю. Реконцептуализация пространственных отношений (к постановке проблемы)//Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006. - 364 с. - С. 187 - 202.
11. Бочкарева Т. В. Хронотоп древнеанглийской элегии "Скиталец"// Слово в перспективе литературной эволюции: К 100-летию М. И. Стеблин-Каменского/ Отв. ред. О. А. Смирницкая. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 488 с. - С. 352 - 376.
12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - Режим доступа: http://
www.philology.ru/literature3/gurevich-72.htm [Дата обращения: 06.04.2007]
13. Гвоздецкая Н. Ю. Древнеанглийский поэтический стиль: слово и текст// Слово в перспективе литературной эволюции: К 100-летию М. И. Стеблин-Каменского/ Отв. ред. О. А. Смирницкая. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 488 с. - С. 307 - 333.
14. Лаврентьева Л. Р. Представления о верности в древнегерманской дружине (на материале древнесаксонской поэзии и других источников)// Концептология: опыт исследования: Сб. науч. тр./ Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006. - 84 с. - С. 38-44.
15. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М. Мысль, 1987. - 203, [2] с.
16. Пименова М. В. Принципы категоризации и концептуализации мира// Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. - М.: Гнозис, 2006. - 364 с. - С. 172-186.
17. Русяцкене Р. Лексика, обозначающая «смерть», в контексте древнеанглийской поэзии // Слово в перспективе литературной эволюции: К 100-летию М. И. Стеблин-Каменского / Отв. ред. О. А. Смирницкая; Сост. О. А. Смирницкая, Ф. Б. Успенский. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 488 с., ил., вклейка после с. 256. - С. 272 - 282.
18. Смирницкая О. А. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия. - М.: Наука, 1982. - С. 171 - 232.